Романцова Елена
Наиболее значимые аспекты в формировании сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В старшем дошкольном возрасте наиболее активно развивается сюжетно – ролевая игра : сюжет усложняется, появляются новые линии, вводятся новые персонажи, дети самостоятельно распределяют роли, подбирают необходимые атрибуты. В игре находят отражение личный опыт воспитанников, их интересы и потребности. Качественное развитие игры на данном этапе во многом зависит от воспитателя. Необходимо создать РППС, отвечающую возрастным потребностям дошкольников, разнообразить игровой опыт детей, дать образец игрового поведения. Важно научить воспитанников самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, уметь прислушиваться к товарищам по игре, отстаивать свою точку зрения.
Темочки:
Часто воспитатель не относится к детской игре всерьёз, не «опускается» на уровень ребёнка. В такой группе игра будет «блёклой», без обилия сюжетов и явной заинтересованности самих воспитанников. Куда интересней наблюдать за сюжетно-ролевой игрой в группе воспитателя «играющего». Дети не только перенимают образец игрового поведения, они чувствуют себя раскрепощённей, позволяют дать волю фантазии, смелее меняют сюжетные линии, находят неожиданные решения.
Огромное влияние на формирование игры оказывает РППС. Важно не давать дошкольнику готовых решений (будь то костюмы или атрибуты, но побуждать его самостоятельно искать выход, используя фантазию, привлекая партнёров по игре. В возрасте 5-7 лет ребёнок вполне может довольствоваться лишь элементом костюма, предметами-заместителями, выполняющими роль отдельных атрибутов. Важно не насытить среду всевозможными костюмами, атрибутами, а создать пространство, где каждый дошкольник сможет подобрать или самостоятельно изготовить из подручных материалов недостающий предмет.
Говоря о развитии сюжетно-ролевой игры, необходимо обратить внимание и на то, как в данном детском сообществе проходило становление игры режиссёрской и образной. В случае, если по каким-либо причинам не были созданы условия для развития данных видов игры, становление игры сюжетно – ролевой будет затруднено отсутствием у детей достаточного игрового опыта. Тогда имеет смысл дать воспитанникам «доиграть», создав таким образом основу для плавного перехода в сюжетно-ролевую игру.
Не менее важно повышение компетенции родителей в вопросах детской игры. Только «правильно», играющий взрослый, знающий все тонкости игрового взаимодействия, умеющий вовлечь ребёнка в игру. «разжечь» сюжет может создать благодатную почву для формирования игрового опыта. Стоит обратить внимание на современные формы взаимодействия с родителями: игровой батл, образовательное событие, челлендж «Старые игры на новый лад» и др.
Исходя из вышесказанного, можно выделить наиболее значимые аспекты в формировании сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста :
- наличие в группе «играющего» воспитателя;
- РППС, отвечающая потребностям определённого детского сообщества в конкретный отрезок времени;
- становление режиссёрской и образной игры в определённом детском коллективе;
- повышение компетенции родителей в вопросах детской игры.
Подводя итог замечу, что только всесторонне развитый взрослый, готовый делиться опытом и знаниями со своими воспитанниками, может увлечь, заинтересовать, повести за собой в волшебный мир игры. Не бойтесь играть! Наравне с детьми примеряйте на себя разные роли, давайте образец игрового поведения, создавайте игровые провокации. Когда же ваши воспитанники почувствуют себя в сюжетно-ролевой игре уверенно, умейте вовремя устраниться, ведь не менее важно не потерять детскую инициативу и не исказить замысел детей.