Ирина Музыкова
Консультация для родителей по музыкальному воспитанию «Начинайте с колыбели»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чем раньше музыка войдет в жизнь ребенка,
тем глубже и прочнее она займет место в его душе.»
Н. Ветлугина
Пожалуй, нигде потеря времени не сказывается с такой очевидностью и с таким драматизмом, как при воспитании ребенка. Ребенок, оставшийся за бортом воспитания, независимо – нравственного, трудового, физического или музыкального, теряет какие-то драгоценные качества личности, которые уже не вернуть. Особенно необратимые последствия имеет потеря дошкольных лет. Макаренко считал, что время, упущенное для воспитания до пяти лет, уже не возможно восполнить. Не случайно среди педагогов-музыкантов такой популярностью пользуется ответ известного венгерского композитора ЗОЛТАНА КОДАИ: «Когда можно начинать музыкальное воспитание?»
Публикация «Консультация для родителей по музыкальному воспитанию „Начинайте с колыбели“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
«За девять месяцев до рождения ребенка. А еще лучше за девять месяцев до рождения его матери».
ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
С самого рождения ребенок попадает в мир, полный звуков. Это голос матери и отца, поскрипывание кроватки, звон погремушки, шум машин за окном и множество других самых различных голосов и звуков – сердитых, нежных, резких, громких, тихих и т. д. Через эти звуки младенец вслушивается в окружающий мир и пытается его понять. Уже в раннем детстве, еще не улавливая смысла слов, ребенок тонко чувствует интонацию, мелодику человеческой речи. Вы можете ласково разговаривать по-японски – малыш будет улыбаться и тянуть ручки. Скажете то же самое сердито – он испугается, заплачет.
Из огромного мира звуков особенно влекут младенца музыкальные звуки. Выдающийся русский физиолог В. М. Бехтерев считал, что для развития музыкальности ребенку надо давать слушать музыку с первых дней жизни». Чтобы определить, подходит ли эта музыка самому юному слушателю, Бехтерев предлагал: «Маленькие дети живо реагируют на музыку. Одни произведения вызывают их плач и раздражение, другие радостные эмоции и успокоение. Этими внешними реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных произведений». Новейшие психолого-педагогические данные подтвердили, что дети реагируют на музыку очень рано. Особенно активно маленькие дети воспринимают ритмическую сторону музыки. Был проведен эксперимент, во время которого новорожденным давали слушать биение сердца спокойной, а затем взволнованной матери. В первом случае новорожденные «музыканты» успокаивались, затихали. Во втором - нервничали, бурно реагировали. Врачи советуют делать зарядку с самими маленькими под ритмичную, жизнерадостную музыку. Замечено, что при этом они выполняют упражнения с особым удовольствием.
Вот вы включили музыку. Малыш обернулся к источнику звука, ищет его. Если музыка понравилась ему – радуется, успокаивается. Но уже через 20 – 30 секунд внимание ребенка ослабевает. Он больше не слушает. Это означает, что музыку надо выключить. Малыш растет и внимание его становится все более устойчивым. Теперь время слушания можно увеличить. Очень важно, чтобы в комнате, пока звучит музыка, была тишина и ничто не отвлекало ребенка. Нельзя, чтобы домашние ходили по комнате. Желательно также на время слушания музыки убрать из поля зрения ребенка игрушки и другие, отвлекающие его предметы. Ни в коем случае нельзя, чтобы даже самая приятная и любимая музыка звучала слишком громком. Неокрепшей нервной системе малыша противопоказаны и какие бы то ни было резкие звуковые эффекты.
Уже в три-четыре месяца малыш не только прислушивается к музыке, но и воспринимает ее эмоционально. При звуках колыбельной лежит тихо, спокойно. Под живую, веселую музыку улыбается, радуется. Интересное, веселое содержание музыки. побуждает самых маленьких к разнообразным проявлениям активности (эмоциональные возгласы, подпевание, игры плясового характера). Музыка для детей уже с этого возраста тесно связано с движением, танцем. Вы доставите большое удовольствие маленькому, еще даже не умеющему сидеть ребенку, если возьмете за кисти рук и под веселую музыку будете их сгибать и разгибать. Услышав танцевальную, ритмичную музыку, малыш, едва научившись сидеть, начинает сгибать колени, склонять тело, раскачивать коляску, кроватку.
С большим интересом дети до года слушают музыку, под которую ритмично движутся взрослые с платком, флажком или бубном. Взрослого с успехом может заменить кукла – она шагает под марш, под вальс делает танцевальные движения. Очень удобны перчаточные куклы, которые надеваются на пальцы и движутся особенно выразительно. Музыка постепенно входит в жизнь ребенка. Он уже затихает и с нетерпением смотрит на источник звука, который собираются включить родители.
Первые и очень важные музыкальные впечатления ребенка связаны с пением матери. Веками матери пели у колыбели ребенка самые нежные, самые задушевные песни. И первые музыкальные впечатления связаны у многих детей с ощущением счастья, любви, нежности.
На сегодняшний день, к сожалению, песня занимает все меньше места в современной семье. С появлением современных гаджетов, жанр фольклорной песни (потешки, колыбельные, дразнилки, скороговорки и т. д.) уходит на второй план. Мамы стали реже петь своим детям. Некоторые стесняются своего голоса, кто-то считает, что это не современно. Но если вы хотите, чтобы ребенок полюбил музыку, чаще пойте ему у колыбели. Надо сделать так, чтобы с самого раннего детства ребенок реагировал на музыку, как на что-то приятное и радостное.
На втором году жизни дети могут уже сами баюкать куклу или плясать с ней в зависимости от характера музыки. В этом возрасте дети не любят сидеть неподвижно и поэтому слушание музыки можно построить в виде игры. Можно взять механическую игрушку, завести ее и, в течении 15-20 секунд дать послушать ребенку. Затем нужно накрыть игрушку платком и спросить: «Где музыка? Нет музыки». Ребенок с удовольствием принимает игру и, радуясь, что ситуация ему ясна, бежит к источнику звука и срывает платок. Можно повторить игру снова.
В два года движения ребенка получают значительное развитие. В пляске могут быстро и не глубоко приседать (пружинить, топать ножкой, поворачиваться, переступать с ноги на ногу на одном месте. Дети начинают плясать, услышав плясовую музыку, и приглашают на танец взрослых. Старайтесь не отказывать в этом малышу, даже если у вас много дел и неважное настроение. Тем более что от такой пляски настроение обязательно улучшится.
Многие дети в этом возрасте способны подпевать и петь самостоятельно. Рекомендуется подбирать песни с несложным текстом, повторяющимися словами: «Заинька-зайка», «ля-ля-ля», «Машенька-Маша», «Петушок-петушок» и т. д.
Процессом движения вызывается и запускается любое восприятие, в том числе и музыки. Все чувства, ощущения и эмоции человека зависят от движения. Надо поощрять ребенка и вместе с ним произвольно двигаться под музыку. Подбирать небольшие пьески и придумать, что это будет за движение, которое при этом должно сохранять характер простейшей детской импровизации. Чтобы чувствовать, отзываться на музыку, ребенок должен научиться находить свой собственный, персональный отклик на звучащую музыку. Ему надо двигаться, чтобы воспринимать! Именно импровизационные движение помогает превратить слышание в эмоциональное переживание, причем каждому свое. Ребенок слушает музыку телом. И запомните, музыка должна заканчиваться раньше, чем она надоест ребенку.
Именно в раннем возрасте открывается для малышей красота музыки, в различной музыкальной деятельности раскрывается его творческий потенциал. Чем раньше начнет ребенок общаться с музыкой, тем активнее происходит полноценное психическое, физическое и личностное развитие малыша.
Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку – это важнейшая задача музыкального воспитания детей раннего возраста. Малыши не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые. Бесценную помощь в этом случае оказывает музыка. Она передает смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Достаточно сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает детям раннего возраста осваивать мир человеческих чувств, эмоций и переживаний.
Литература:
1. «Музыка начинается в семье» Л. Р. Модорский;
2. «Крошечная музыка» Т. Э. Тютюнникова;
3. «Видеть музыку и танцевать стихи» Т. Э. Тютюнникова;
4. «Воспитание музыкой» составители Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева;
5. «Детям о музыке» Е. Гульянц.