Получи документы

Начальные представления о мелодии у детей младшего дошкольного возраста как основа развития певческих навыков

Нина Роговкина
Начальные представления о мелодии у детей младшего дошкольного возраста как основа развития певческих навыков
▼ Скачать + Заказать документы

Младший дошкольный возраст (3-4 года) благоприятен для развития у детей певческих навыков. Важным условием работы являются существенные изменения в психике ребенка, которые заключаются в возникновении представлений. С. Л. Рубинштейн определяет представление как «воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте» [3, с. 261]. В отличие от детей раннего возраста (1-3 года, для которых наибольшее значение имеет ситуация непосредственного действия (обладание привлекательной игрушкой, общение со взрослыми и т. д., ребенок младшего дошкольного возраста уже способен отвлечься от этой ситуации.

Публикация «Начальные представления о мелодии у детей младшего дошкольного возраста как основа развития певческих навыков» размещена в разделах

Определяющим для эмоциональной жизни дошкольника становится уже «… не динамика непосредственно воспринимаемой ситуации, а динамика представлений». [6, с. 103. Курсив наш – Н. Р. ]. Это делает возможным возникновение переживаний, не связанных с ситуацией непосредственного действия [6].

Развитие эмоциональной сферы ребенка открывает новые возможности для восприятия литературных произведений, прежде всего сказки, и музыки. У детей появляются способности к сопереживанию – уже не связанному с реальным участием в ситуации, а «в плане представлений» [6, с. 104]. Переживания младших дошкольников отличаются исключительной яркостью, живостью и непосредственностью.

Эти особенности развития психики, адаптированные методически, могут сыграть большую роль в развитии вокальных способностей детей.

Для пения, то есть воспроизведения мелодии голосом, необходимы музыкальные слуховые представления – представления звуковысотных и ритмических соотношений звуков. «Без слуховых представлений не может быть и пения», – указывает Б. М. Теплов [4, с. 260].

Важной отличительной чертой представлений является их обобщенность. С. Л. Рубинштейн отмечает, что «… в образе-представлении выступают на передний план и сохраняют наибольшее постоянство некоторые основные, наиболее существенные черты, которые характеризуют данный предмет, будучи существенно связаны с его значением; другие как бы стушевываются, отступая на задний план» [3, с. 262. Разрядка наша – Н. Р. ]. Это относится и к музыкальным слуховым представлениям. Опора на основные, наиболее существенные черты формирует «… не просто слуховое представление, а представление в определенном смысле обобщенное» [4, с. 241. Разрядка наша –

Н. Р. ]. Ребенок физически не может в точности повторить какое-либо конкретное исполнение мелодии – человеком или, тем более, инструментом. И Б. М. Теплов утверждает, что ребенок становится способным к воспроизведению мелодии голосом только после того, как у него возникнет это обобщенное представление «… определенного звуковысотного и ритмического движения» [4, с. 241].

В связи с этим способность ребенка воспроизвести голосом одну определенную сторону звучания мелодии, обобщающую все слышанные им конкретные исполнения этой мелодии, Б. М. Теплов считает основой для развития способности запомнить и спеть мелодию целиком. Ученый подчеркивает: «Исходные музыкальные представления, возникающие в первых попытках воспроизведения голосом мелодии, с необходимостью должны быть обобщенными и «отвлеченными» (отвлеченными от тембра) представлениями» [4, с. 241]. Это положение и должно быть исходным в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Музыкальные слуховые представления «возникают и развиваются не сами собой, а лишь в процессе такой деятельности, которая с необходимостью требует этих представлений» [4, с. 258. Разрядка наша –

Н. Р. ]. Наиболее простыми формами такой деятельности являются пение и подбирание по слуху.

Возникновение музыкальных слуховых представлений является условием для начала обучения пению и дальнейшей полноценной работы по развитию мелодического слуха. Полученный результат требует закрепления с помощью эффективных методов развития певческих навыков.

Один из наиболее интересных и результативных методов был предложен русским композитором М. И. Глинкой в XIX веке и получил название концентрического. Адресованный взрослым певцам, он, по нашему мнению, может быть, с некоторыми ограничениями, применен и для развития певческих навыков детей младшего дошкольного возраста.

По мнению Глинки, для развития певческого голоса необходимо сначала «усовершенствовать … натуральные тоны» (берущиеся «без всякого усилия», и затем постепенно присоединять к ним соседние звуки сверху и снизу, расширяя диапазон [2, с. 205]. В концентрическом методе «упражнения развиваются от тонов натуральных, центра голоса… к тонам, окружающим центр голоса» [2, с. 205]. Таким образом, сначала укрепляются примарные звуки – берущиеся наиболее легко, естественно, без напряжения.

Вокальные упражнения начинаются с поступенного движения голоса в пределах терции. Затем следует подъем и спуск голоса на терцию. Аналогичные упражнения предлагаются на кварту, квинту, сексту, септиму, октаву, секунду. Надо отметить, что подъем и спуск голоса на секунду Глинка считал самым трудным и ставил его на последнее место в ряду упражнений. Около 44% всех упражнений на интервалы посвящены терции как одному из самых легких, берущихся без напряжения [2].

Диапазон голоса младших дошкольников очень небольшой – от ре до ля первой октавы [1]. Поэтому мелодии не должны выходить за пределы квинты.

Важной задачей при развитии у детей певческих навыков является научить их петь естественным голосом, без напряжения [1]. Концентрический метод способствует естественному звукообразованию.

В практике работы выяснилось, что для детей 3-4 лет не представляет интереса пение на звук «а». Поэтому вокальные упражнения целесообразно адаптировать в попевки на стихи детских поэтов – И. Токмаковой,

Г. Лагздынь, К. Чуковского. Полезно использовать и широко известные попевки («У кота Воркота», «Спите, куклы», но в той логической последовательности, которую Глинка предлагает для расширения диапазона.

В общепринятых методиках также значительное внимание уделяется упражнению в чистом пропевании интервалов, но не в таком порядке, как в концентрическом методе. Например, одно из первых упражнений для детей 3-4 лет, «В огороде заинька», направлено на формирование умения чисто интонировать большие секунды [5]; у Глинки же упражнение на интонирование секунды ставится на последнее место из-за его трудности.

Практика показывает, что детям наиболее удобно петь терцию, особенно терцовый ход вниз. Этот интервал способствует укреплению певческого голоса. Упражнение на интонирование терции способны выполнить даже слабо поющие дети. С него можно начинать работу по развитию певческих навыков.

В методике Глинки заслуживает внимания отсутствие гармонического сопровождения голосу как мешающего координации голоса и слуха во время пения: аккомпанемент «мешает этой естественной координации» [2, с. 206]. И практика показывает, что дети, особенно в начале обучения, намного лучше воспринимают и поют песню или вокальное упражнение с голоса педагога, без инструментального аккомпанемента.

Изложенное позволяет сделать следующие обобщения:

– в младшем дошкольном возрасте происходят существенные изменения в психике ребенка, которые заключаются в возникновении представлений. Они проявляются и в развитии музыкальных способностей детей, в частности – певческих. Для пения необходимы музыкальные слуховые представления. Они возникают и развиваются только в процессе деятельности. Пение является одной из наиболее простых форм такой деятельности;

– для развития певческих навыков используются различные приемы. Они могут быть пополнены теми, что предлагает М. И. Глинка в своем концентрическом методе. Метод направлен на укрепление примарных звуков и постепенное расширение диапазона и может быть адаптирован для детей младшего дошкольного возраста. Опыт адаптации был успешно опробован в работе с детьми младших и средних групп ГБДОУ детского сада № 93 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Список литературы

1. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред.

Н. А. Ветлугиной. М. : Просвещение, 1989. – 270 с.

2. Назаренко И. К. Искусство пения: очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения: хрестоматия. – М. : Музгиз, 1968. – 622 с.

3. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М. : Педагогика, 1973. –423 с.

4. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М. ; Л. : Изд. Академия Педагогических Наук РСФСР, 1947. – 332 с.

5. Учите детей петь : песни и упражнения для развития голоса у детей

3 – 5 лет / Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. – М. : Просвещение, 1986. – 143 с.

6. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред. -сост. Б. Д. Эльконин. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.

Публикации по теме:

Развивающие игры как основа развития познавательно-интеллектуального развития детей дошкольного возраста В наше время судьба человека полностью в его руках, а изначально – в руках любящих и заботливых родителей, которые хотят видеть подготовленных.

Конструирование и экспериментирование как основа развития детей дошкольного возраста Сегодня много говорится об изменениях в системе российского дошкольного образования, обновлении его качества. В Федеральном государственном.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста Особенности формирования культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраст. «Здоровье – это капитал, данный нам не только.

Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста по методике раннего развития Железновых Согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания,.

План по самообразованию «Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста» План по самообразованию музыкального руководителя -первой квалификационной категории Каргальской Надежды Константиновны на 2016-2017г учебный.

Сценарий Музыкально-театрального представления для детей младшего и среднего дошкольного возраста «В гости к Заиньке» Цели: 1. приобщение детей к театральному искусству; 2. развитие сценического мастерства, коммуникативных, певческих навыков; 3. социализация.

Статья «Психологические особенности детей дошкольного возраста как основа музыкального развития» Дошкольный возраст (3-7 лет) представляет собой качественно новый период по сравнению с ранним детством: происходит бурное развитие речи,.

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания В последнее время усилилась тенденция самоустранения и возложения всей ответственности решения вопросов воспитания и личностного развития.

Задачи: воспитывать у детей любовь к родному городу; сформировать у детей начальные представления о родном районе, городе; Решение о создании проекта вызвано следующими объстоятельствами: 1) нашему любимому городу Наро-Фоминску исполняется 90 лет ; 2) в последнее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Начальные представления о мелодии у детей младшего дошкольного возраста как основа развития певческих навыков
Опубликовано: 5 февраля 2017 в 15:24
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Начальные представления о мелодии у детей младшего дошкольного возраста как основа развития певческих навыков» (включая файлы) размещена пользователем Нина Роговкина (УИ 368771) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД