Нина Роговкина
Начальные представления о мелодии у детей младшего дошкольного возраста как основа развития певческих навыков
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст (3-4 года) благоприятен для развития у детей певческих навыков. Важным условием работы являются существенные изменения в психике ребенка, которые заключаются в возникновении представлений. С. Л. Рубинштейн определяет представление как «воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте» [3, с. 261]. В отличие от детей раннего возраста (1-3 года, для которых наибольшее значение имеет ситуация непосредственного действия (обладание привлекательной игрушкой, общение со взрослыми и т. д., ребенок младшего дошкольного возраста уже способен отвлечься от этой ситуации.
Публикация «Начальные представления о мелодии у детей младшего дошкольного возраста как основа развития певческих навыков» размещена в разделах
Определяющим для эмоциональной жизни дошкольника становится уже «… не динамика непосредственно воспринимаемой ситуации, а динамика представлений». [6, с. 103. Курсив наш – Н. Р. ]. Это делает возможным возникновение переживаний, не связанных с ситуацией непосредственного действия [6].
Развитие эмоциональной сферы ребенка открывает новые возможности для восприятия литературных произведений, прежде всего сказки, и музыки. У детей появляются способности к сопереживанию – уже не связанному с реальным участием в ситуации, а «в плане представлений» [6, с. 104]. Переживания младших дошкольников отличаются исключительной яркостью, живостью и непосредственностью.
Эти особенности развития психики, адаптированные методически, могут сыграть большую роль в развитии вокальных способностей детей.
Для пения, то есть воспроизведения мелодии голосом, необходимы музыкальные слуховые представления – представления звуковысотных и ритмических соотношений звуков. «Без слуховых представлений не может быть и пения», – указывает Б. М. Теплов [4, с. 260].
Важной отличительной чертой представлений является их обобщенность. С. Л. Рубинштейн отмечает, что «… в образе-представлении выступают на передний план и сохраняют наибольшее постоянство некоторые основные, наиболее существенные черты, которые характеризуют данный предмет, будучи существенно связаны с его значением; другие как бы стушевываются, отступая на задний план» [3, с. 262. Разрядка наша – Н. Р. ]. Это относится и к музыкальным слуховым представлениям. Опора на основные, наиболее существенные черты формирует «… не просто слуховое представление, а представление в определенном смысле обобщенное» [4, с. 241. Разрядка наша –
Н. Р. ]. Ребенок физически не может в точности повторить какое-либо конкретное исполнение мелодии – человеком или, тем более, инструментом. И Б. М. Теплов утверждает, что ребенок становится способным к воспроизведению мелодии голосом только после того, как у него возникнет это обобщенное представление «… определенного звуковысотного и ритмического движения» [4, с. 241].
В связи с этим способность ребенка воспроизвести голосом одну определенную сторону звучания мелодии, обобщающую все слышанные им конкретные исполнения этой мелодии, Б. М. Теплов считает основой для развития способности запомнить и спеть мелодию целиком. Ученый подчеркивает: «Исходные музыкальные представления, возникающие в первых попытках воспроизведения голосом мелодии, с необходимостью должны быть обобщенными и «отвлеченными» (отвлеченными от тембра) представлениями» [4, с. 241]. Это положение и должно быть исходным в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Музыкальные слуховые представления «возникают и развиваются не сами собой, а лишь в процессе такой деятельности, которая с необходимостью требует этих представлений» [4, с. 258. Разрядка наша –
Н. Р. ]. Наиболее простыми формами такой деятельности являются пение и подбирание по слуху.
Возникновение музыкальных слуховых представлений является условием для начала обучения пению и дальнейшей полноценной работы по развитию мелодического слуха. Полученный результат требует закрепления с помощью эффективных методов развития певческих навыков.
Один из наиболее интересных и результативных методов был предложен русским композитором М. И. Глинкой в XIX веке и получил название концентрического. Адресованный взрослым певцам, он, по нашему мнению, может быть, с некоторыми ограничениями, применен и для развития певческих навыков детей младшего дошкольного возраста.
По мнению Глинки, для развития певческого голоса необходимо сначала «усовершенствовать … натуральные тоны» (берущиеся «без всякого усилия», и затем постепенно присоединять к ним соседние звуки сверху и снизу, расширяя диапазон [2, с. 205]. В концентрическом методе «упражнения развиваются от тонов натуральных, центра голоса… к тонам, окружающим центр голоса» [2, с. 205]. Таким образом, сначала укрепляются примарные звуки – берущиеся наиболее легко, естественно, без напряжения.
Вокальные упражнения начинаются с поступенного движения голоса в пределах терции. Затем следует подъем и спуск голоса на терцию. Аналогичные упражнения предлагаются на кварту, квинту, сексту, септиму, октаву, секунду. Надо отметить, что подъем и спуск голоса на секунду Глинка считал самым трудным и ставил его на последнее место в ряду упражнений. Около 44% всех упражнений на интервалы посвящены терции как одному из самых легких, берущихся без напряжения [2].
Диапазон голоса младших дошкольников очень небольшой – от ре до ля первой октавы [1]. Поэтому мелодии не должны выходить за пределы квинты.
Важной задачей при развитии у детей певческих навыков является научить их петь естественным голосом, без напряжения [1]. Концентрический метод способствует естественному звукообразованию.
В практике работы выяснилось, что для детей 3-4 лет не представляет интереса пение на звук «а». Поэтому вокальные упражнения целесообразно адаптировать в попевки на стихи детских поэтов – И. Токмаковой,
Г. Лагздынь, К. Чуковского. Полезно использовать и широко известные попевки («У кота Воркота», «Спите, куклы», но в той логической последовательности, которую Глинка предлагает для расширения диапазона.
В общепринятых методиках также значительное внимание уделяется упражнению в чистом пропевании интервалов, но не в таком порядке, как в концентрическом методе. Например, одно из первых упражнений для детей 3-4 лет, «В огороде заинька», направлено на формирование умения чисто интонировать большие секунды [5]; у Глинки же упражнение на интонирование секунды ставится на последнее место из-за его трудности.
Практика показывает, что детям наиболее удобно петь терцию, особенно терцовый ход вниз. Этот интервал способствует укреплению певческого голоса. Упражнение на интонирование терции способны выполнить даже слабо поющие дети. С него можно начинать работу по развитию певческих навыков.
В методике Глинки заслуживает внимания отсутствие гармонического сопровождения голосу как мешающего координации голоса и слуха во время пения: аккомпанемент «мешает этой естественной координации» [2, с. 206]. И практика показывает, что дети, особенно в начале обучения, намного лучше воспринимают и поют песню или вокальное упражнение с голоса педагога, без инструментального аккомпанемента.
Изложенное позволяет сделать следующие обобщения:
– в младшем дошкольном возрасте происходят существенные изменения в психике ребенка, которые заключаются в возникновении представлений. Они проявляются и в развитии музыкальных способностей детей, в частности – певческих. Для пения необходимы музыкальные слуховые представления. Они возникают и развиваются только в процессе деятельности. Пение является одной из наиболее простых форм такой деятельности;
– для развития певческих навыков используются различные приемы. Они могут быть пополнены теми, что предлагает М. И. Глинка в своем концентрическом методе. Метод направлен на укрепление примарных звуков и постепенное расширение диапазона и может быть адаптирован для детей младшего дошкольного возраста. Опыт адаптации был успешно опробован в работе с детьми младших и средних групп ГБДОУ детского сада № 93 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
Список литературы
1. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред.
Н. А. Ветлугиной. М. : Просвещение, 1989. – 270 с.
2. Назаренко И. К. Искусство пения: очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения: хрестоматия. – М. : Музгиз, 1968. – 622 с.
3. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М. : Педагогика, 1973. –423 с.
4. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М. ; Л. : Изд. Академия Педагогических Наук РСФСР, 1947. – 332 с.
5. Учите детей петь : песни и упражнения для развития голоса у детей
3 – 5 лет / Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. – М. : Просвещение, 1986. – 143 с.
6. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред. -сост. Б. Д. Эльконин. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.