Получи документы

Статья «Психологические особенности детей дошкольного возраста как основа музыкального развития»

Нина Роговкина
Статья «Психологические особенности детей дошкольного возраста как основа музыкального развития»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст (3-7 лет) представляет собой качественно новый период по сравнению с ранним детством: происходит бурное развитие речи, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воображения и памяти [3]. По утверждению В. Г. Каменской, «возраст трех лет – это второй этап обретения самостоятельности и разрыва связей не только с матерью, но и другими близкими» [1, с. 151]. Начинает формироваться самосознание. Потребность действовать самостоятельно может привести к конфликтам с ухаживающими за ребенком взрослыми, не предоставляющими ему такой возможности. Фрустрация мотивации самоутверждения приводит к кризису трех лет, основными симптомами которого являются негативизм, упрямство, строптивость, своеволие и своенравие, выражающееся в «гипертрофированной тенденции к самостоятельности», протест, обесценивание, проявляющееся в несвойственных ранее негативных эмоциональных реакциях, стремление к деспотизму (протест и стремление к деспотизму наблюдаются не у всех трехлетних детей) [1, с. 153]. Симптомы кризиса проявляются наиболее сильно у чрезмерно опекаемых детей или у живущих в условиях авторитарного воспитания. В возрасте трех лет могут возникнуть сложности и с адаптацией к детскому дошкольному учреждению, особенно если до этого ребенок привык почти постоянно находиться рядом с матерью. Расставание с мамой, даже на несколько часов, переживается малышом очень тяжело. Вместе с тем в младшем дошкольном возрасте появляется выраженная потребность в общении со сверстниками, но это общение «требует высокого эмоционального напряжения» [3, с. 171]. Преодолеть эти временные трудности во многом может помочь музыкальное воспитание.

Темочки:

Возраст 3-7 лет является благоприятным для музыкального развития. В этот период происходят существенные изменения в психике детей. Одним из наиболее важных является возникновение представлений (в младшем дошкольном возрасте). По определению С. Л. Рубинштейна, представление – это «воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте» [4, с. 261]. Ребенок 3-4 лет уже способен отвлечься от ситуации непосредственного действия (обладание привлекательной игрушкой, общение со взрослыми, которая имеет наибольшее значение в раннем детстве (1-3 года). Это становится возможным благодаря тому, что в младшем дошкольном возрасте происходит переход от «желаний, направленных на предметы … непосредственно воспринимаемой ситуации, к желаниям, направленным на предметы… плана представлений» [6, с. 101-102].

Эмоциональность и образность представлений детей влияют на характер их деятельности; в ней реализуются уже «… не только представления о предметах и явлениях окружающей действительности, но и … эмоциональное отношение к ним» [6, с. 102. Разрядка наша – Н. Р. ]. Эта особенность представлений имеет огромное значение для воспитания эмоциональной отзывчивости на музыку, которую Б. П. Теплов называет центром музыкальности : «Способность эмоциональной отзывчивости на музыку должна составлять … как бы центр музыкальности» [5, с. 37].

Появление представлений в дошкольном возрасте способствует спокойному протеканию эмоциональной жизни детей – без «аффективных вспышек и конфликтов» [6, с. 103]. Мухина отмечает, что для ребенка-дошкольника характерно «чувство переполненности и радости жизни» [3, с. 164].

Возникновение представлений делает возможным и возникновение переживаний, не связанных с ситуацией непосредственного действия, которые начинают играть все большую роль в деятельности и поведении ребенка [6]. Этому способствует и общение со взрослыми и сверстниками, в результате которого ребенок учится идентифицировать себя «с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т. п.» [3, с. 164]. Постепенно развивается способность к сопереживанию. Ребенок начинает приписывать человеческие действия и переживания неодушевленным предметам, игрушкам, растениям – он сочувствует сломанной игрушке или цветку и т. д. Мухина указывает, что «идентификация в форме сочувствия – самая типичная для ребенка форма отождествления другого с собой и себя сдругим» [3, с. 170].

Развитие эмоциональной сферы ребенка открывает новые возможности для восприятия литературных произведений, прежде всего сказки, и музыки. Переживания дошкольников отличаются яркостью, живостью и непосредственностью.

В дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному (в конце периода – к словесному мышлению) [2]. Ребенок начинает мыслить образами, что «соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) [2, с. 91].

Эти особенности психики являются предпосылками для развития музыкальных способностей детей. Возникновение музыкальных слуховых представлений является условием для начала обучения пению и дальнейшей полноценной работы по развитию мелодического слуха, а также играет важную роль в восприятии музыкальных произведений.

Литература

1. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии : Учебное пособие. – М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 288 с.

2. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М. :УРАО, 1998. – 177 с.

3. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ. вузов. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 456 с.

4. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М. : Педагогика, 1973. –423 с.

5. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М. ; Л. : Изд. Академия Педагогических Наук РСФСР, 1947. – 332 с.

6. Эльконин Д. Б. Детская психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред. -сост. Б. Д. Эльконин. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.

Публикации по теме:

Конструирование и экспериментирование как основа развития детей дошкольного возраста Сегодня много говорится об изменениях в системе российского дошкольного образования, обновлении его качества. В Федеральном государственном.

Консультация для педагогов «Психологические особенности развития детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов Тема: «Психологические особенности развития детей дошкольного возраста» Цель: систематизировать знания педагогов.

Психологические особенности детей с отклонениями в поведении старшего дошкольного возраста К сожалению на сегодняшний день количество дошкольников, с девиантным поведением значительно увеличилось. Это происходит потому что увеличивается.

Психологические особенности восприятия детьми дошкольного возраста различных цветов и их оттенков По мнению зарубежных исследователей М. Купер и А. Мэтьюз, цвет — это одна из первых характеристик, которую различают дети. Все мы слышали.

Родная природа как основа красоты, познания и развития экологической культуры детей дошкольного возраста. Родная природа как основа красоты, познания и развития экологической культуры детей дошкольного возраста. Ляленкова В. В, старший воспитатель.

Русская здоровьесберегающая педагогика и анатомо-физиологические и психологические особенности детей 6–7 летнего возраста На сегодняшний день проблемы воспитания здорового человека и сохранение здоровья учащихся остро стоят перед образовательными учреждениями.

Специфические особенности детей с ОНР Психологические особенности развития детей 5-летнего возраста с ОНР В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития необходимо проанализировать.

Статья на тему «Особенности развития коммуникативных навыков детей со сложной структурой дефекта» Я работаю воспитателем в отделении милосердия детского дома-интерната для умственно отсталых детей. Мои воспитанники – это дети со сложной.

Статья «Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста как основа музыкального восприятия» Младший дошкольный возраст (3-4 года) является благоприятным для музыкального воспитания. Психологические особенности младших дошкольников.

Выступление на родительском собрании «Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста» Возраст детей 4 – 5 лет находится на рубеже между двумя пределами дошкольного возраста – младшим и старшим, его можно назвать средним дошкольным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Психологические особенности детей дошкольного возраста как основа музыкального развития»
Опубликовано: 4 ноября 2016 в 12:17
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Психологические особенности детей дошкольного возраста как основа музыкального развития»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Роговкина (УИ 368771) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД