Нина Роговкина
Статья «Психологические особенности детей дошкольного возраста как основа музыкального развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст (3-7 лет) представляет собой качественно новый период по сравнению с ранним детством: происходит бурное развитие речи, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воображения и памяти [3]. По утверждению В. Г. Каменской, «возраст трех лет – это второй этап обретения самостоятельности и разрыва связей не только с матерью, но и другими близкими» [1, с. 151]. Начинает формироваться самосознание. Потребность действовать самостоятельно может привести к конфликтам с ухаживающими за ребенком взрослыми, не предоставляющими ему такой возможности. Фрустрация мотивации самоутверждения приводит к кризису трех лет, основными симптомами которого являются негативизм, упрямство, строптивость, своеволие и своенравие, выражающееся в «гипертрофированной тенденции к самостоятельности», протест, обесценивание, проявляющееся в несвойственных ранее негативных эмоциональных реакциях, стремление к деспотизму (протест и стремление к деспотизму наблюдаются не у всех трехлетних детей) [1, с. 153]. Симптомы кризиса проявляются наиболее сильно у чрезмерно опекаемых детей или у живущих в условиях авторитарного воспитания. В возрасте трех лет могут возникнуть сложности и с адаптацией к детскому дошкольному учреждению, особенно если до этого ребенок привык почти постоянно находиться рядом с матерью. Расставание с мамой, даже на несколько часов, переживается малышом очень тяжело. Вместе с тем в младшем дошкольном возрасте появляется выраженная потребность в общении со сверстниками, но это общение «требует высокого эмоционального напряжения» [3, с. 171]. Преодолеть эти временные трудности во многом может помочь музыкальное воспитание.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Психология. Работа психолога
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Возраст 3-7 лет является благоприятным для музыкального развития. В этот период происходят существенные изменения в психике детей. Одним из наиболее важных является возникновение представлений (в младшем дошкольном возрасте). По определению С. Л. Рубинштейна, представление – это «воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте» [4, с. 261]. Ребенок 3-4 лет уже способен отвлечься от ситуации непосредственного действия (обладание привлекательной игрушкой, общение со взрослыми, которая имеет наибольшее значение в раннем детстве (1-3 года). Это становится возможным благодаря тому, что в младшем дошкольном возрасте происходит переход от «желаний, направленных на предметы … непосредственно воспринимаемой ситуации, к желаниям, направленным на предметы… плана представлений» [6, с. 101-102].
Эмоциональность и образность представлений детей влияют на характер их деятельности; в ней реализуются уже «… не только представления о предметах и явлениях окружающей действительности, но и … эмоциональное отношение к ним» [6, с. 102. Разрядка наша – Н. Р. ]. Эта особенность представлений имеет огромное значение для воспитания эмоциональной отзывчивости на музыку, которую Б. П. Теплов называет центром музыкальности : «Способность эмоциональной отзывчивости на музыку должна составлять … как бы центр музыкальности» [5, с. 37].
Появление представлений в дошкольном возрасте способствует спокойному протеканию эмоциональной жизни детей – без «аффективных вспышек и конфликтов» [6, с. 103]. Мухина отмечает, что для ребенка-дошкольника характерно «чувство переполненности и радости жизни» [3, с. 164].
Возникновение представлений делает возможным и возникновение переживаний, не связанных с ситуацией непосредственного действия, которые начинают играть все большую роль в деятельности и поведении ребенка [6]. Этому способствует и общение со взрослыми и сверстниками, в результате которого ребенок учится идентифицировать себя «с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т. п.» [3, с. 164]. Постепенно развивается способность к сопереживанию. Ребенок начинает приписывать человеческие действия и переживания неодушевленным предметам, игрушкам, растениям – он сочувствует сломанной игрушке или цветку и т. д. Мухина указывает, что «идентификация в форме сочувствия – самая типичная для ребенка форма отождествления другого с собой и себя сдругим» [3, с. 170].
Развитие эмоциональной сферы ребенка открывает новые возможности для восприятия литературных произведений, прежде всего сказки, и музыки. Переживания дошкольников отличаются яркостью, живостью и непосредственностью.
В дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному (в конце периода – к словесному мышлению) [2]. Ребенок начинает мыслить образами, что «соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) [2, с. 91].
Эти особенности психики являются предпосылками для развития музыкальных способностей детей. Возникновение музыкальных слуховых представлений является условием для начала обучения пению и дальнейшей полноценной работы по развитию мелодического слуха, а также играет важную роль в восприятии музыкальных произведений.
Литература
1. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии : Учебное пособие. – М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 288 с.
2. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М. :УРАО, 1998. – 177 с.
3. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ. вузов. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 456 с.
4. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М. : Педагогика, 1973. –423 с.
5. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М. ; Л. : Изд. Академия Педагогических Наук РСФСР, 1947. – 332 с.
6. Эльконин Д. Б. Детская психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред. -сост. Б. Д. Эльконин. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.