Лучший педагог года

Наблюдение за окружающим миром и применение его элементов в художественно-эстетическом развитии детей в средней группе

Анастасия Геннадьевна Кашникова
Наблюдение за окружающим миром и применение его элементов в художественно-эстетическом развитии детей в средней группе

Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ

Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для дошкольника может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов. В период дошкольного детства ребенок открывает для себя мир, он стремится к активной познавательной деятельности. Одним из видов познавательной деятельности является наблюдение, наиболее близкий и естественный процесс для ребенка дошкольного возраста.

Публикация «Наблюдение за окружающим миром и применение его элементов в художественно-эстетическом развитии детей в средней группе» размещена в разделах

На данном этапе ребенок получает эмоциональные впечатления об окружающем мире, природе, которая оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием. Дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.

В Федеральных государственных стандартах даны целевые ориентиры качеств ребенка: «…ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать…». Поэтому развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность, наблюдения особенно актуально, так как познавательная активность развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые знания, что соответствует стандартам.

Познавательное развитие детей эффективно при использовании интегрированного подхода, предполагающего взаимосвязь исследовательской деятельности, физической культуры, игр, экскурсий, походов, бесед, а также организацию самостоятельной деятельности детей.

Исходя из этого, в своей работе с детьми большое значение я придаю образовательной деятельности первично - ознакомительного типа. Этот вид деятельности посвящается знакомству детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые представлены в ближайшем природном окружении и могут быть познаны через наблюдения.

Уже с раннего возраста организую развивающую среду для наблюдений за явлениями природы: за изменениями температуры воздуха на улице (тепло, холодно, жарко); за осадками - идет ли снег (дождь). При этом не только констатирую факты, а использую различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении. Например, снег падает хлопьями; спокойно ложится на землю; предлагаю поймать снежинку на варежку и рассмотреть ее.

Для успешной активизации познавательной деятельности с детьми провожу экскурсии, целевые прогулки, походы на разнообразные природные объекты. Главная задача экскурсий состоит в том, чтобы показать детям знакомый мир с новой, может быть, неожиданной для них стороны. На экскурсиях и прогулках в парк, на гору, речку любуемся красотой родного края, разнообразием окружающей среды : смотрим на голубое небо и плывущие по нему облака, на яркое солнце и пестроту листьев на деревьях. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью; вдохнуть глоток свежего, весеннего воздуха; услышать пение птиц. Формирую умения детей замечать изменения, происходящие в природе весной, летом, осенью, зимой; сезонные изменения дети наблюдают в естественной обстановке. Мы гуляем, отдыхаем, дышим свежим воздухом и пополняем копилку знаний, умений. После этого приступаю к постановке перед ними заранее продуманных вопросов: «Какая сегодня погода?» «А какое сегодня небо?» и т. д. Наблюдениям детей необходимо придать активный характер - научить, по возможности, не только смотреть, а видеть все подробности, понять, почему происходит то или иное явления, задействовать все органы чувств ребенка, не только слух и зрение. Предоставить возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты.

Исследовательская деятельность у детей предполагает экспериментирование, что является одним из видов познавательной деятельности ребенка. Уже в младшем возрасте, познавая окружающий мир, дети стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать им - уже экспериментируют. Дети младшего возраста во время образовательной деятельности в различных режимных моментах с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны, отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики, превращают снег в воду, а воду в разноцветные льдинки, пускают мыльные пузыри. Путем обследования формы, цвета, величины, запаха, вкуса различных овощей и фруктов дети быстрее учатся различать, узнавать и правильно называть овощи и фрукты.

В своей работе опираюсь на следующие принципы:

1. Принцип наглядности;

2. Принцип систематичности и последовательности;

3. Принцип доступности - подбор доступного, интересного для детей материала;

4. Принцип индивидуализации;

5. Принцип интеграции – решение поставленных задач через различные виды деятельности;

Эти формы работы позволяют обеспечить достижение интегративного качества дошкольника, которое определено в ФГОС как «…любознательный, активный…». Данное качество характеризуется тем, что ребенок «…интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно принимать решения. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».

Подводя итог, можно сказать, что исследовательская деятельность, экскурсии, наблюдения являются одним из важных видов познавательного развития детей. В процессе познания накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Наблюдения, исследования, экскурсии постоянно обогащают сознание ребенка новыми знаниями, играют важную роль в образовании дошкольников, позволяют пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и, благодаря им, богатое восприятие. Расширяется кругозор детей, обогащается их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни в природе.

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Наблюдение за ветром» для детей средней группыКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Наблюдение за ветром» для детей средней группы Задачи: • Продолжать знакомить дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы – ветер. • Расширять знания детей о ветре, научить определять.

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Фотоотчет занятий в средней группе «Образ рыбки в художественно-эстетическом творчестве»Фотоотчет занятий в средней группе «Образ рыбки в художественно-эстетическом творчестве» Фотоотчет по занятиям в средней группе «Образ рыбки в художественно-эстетическом творчестве» Цель: закреплять знания и умения детей в художественном.

Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей»Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей» Вчера 19 мая мы в нашей группе провели необычное собрание- мастер-класс по нетрадиционным приемам в рисовании. Не обошлось и без вашей помощи,.

НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимушка хрустальная»НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимушка хрустальная» Нод по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимушка хрустальная».Сырова Наталья. Цель: Продолжение знакомства детей с природными.

Проект «Синица» по ознакомлению детей средней группы с окружающим миром Тема проекта: «Синица». Тип проекта: познавательно - исследовательский. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный. Участники.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Наша армия» Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Наша армия. Задачи: Дать детям представление о воинах, которые охраняют нашу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наблюдение за окружающим миром и применение его элементов в художественно-эстетическом развитии детей в средней группе
Опубликовано: 15 октября 2020 в 12:15
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД