Анастасия Геннадьевна Кашникова
Наблюдение за окружающим миром и применение его элементов в художественно-эстетическом развитии детей в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для дошкольника может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов. В период дошкольного детства ребенок открывает для себя мир, он стремится к активной познавательной деятельности. Одним из видов познавательной деятельности является наблюдение, наиболее близкий и естественный процесс для ребенка дошкольного возраста.
Публикация «Наблюдение за окружающим миром и применение его элементов в художественно-эстетическом развитии детей в средней группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
На данном этапе ребенок получает эмоциональные впечатления об окружающем мире, природе, которая оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием. Дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.
В Федеральных государственных стандартах даны целевые ориентиры качеств ребенка: «…ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать…». Поэтому развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность, наблюдения особенно актуально, так как познавательная активность развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые знания, что соответствует стандартам.
Познавательное развитие детей эффективно при использовании интегрированного подхода, предполагающего взаимосвязь исследовательской деятельности, физической культуры, игр, экскурсий, походов, бесед, а также организацию самостоятельной деятельности детей.
Исходя из этого, в своей работе с детьми большое значение я придаю образовательной деятельности первично - ознакомительного типа. Этот вид деятельности посвящается знакомству детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые представлены в ближайшем природном окружении и могут быть познаны через наблюдения.
Уже с раннего возраста организую развивающую среду для наблюдений за явлениями природы: за изменениями температуры воздуха на улице (тепло, холодно, жарко); за осадками - идет ли снег (дождь). При этом не только констатирую факты, а использую различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении. Например, снег падает хлопьями; спокойно ложится на землю; предлагаю поймать снежинку на варежку и рассмотреть ее.
Для успешной активизации познавательной деятельности с детьми провожу экскурсии, целевые прогулки, походы на разнообразные природные объекты. Главная задача экскурсий состоит в том, чтобы показать детям знакомый мир с новой, может быть, неожиданной для них стороны. На экскурсиях и прогулках в парк, на гору, речку любуемся красотой родного края, разнообразием окружающей среды : смотрим на голубое небо и плывущие по нему облака, на яркое солнце и пестроту листьев на деревьях. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью; вдохнуть глоток свежего, весеннего воздуха; услышать пение птиц. Формирую умения детей замечать изменения, происходящие в природе весной, летом, осенью, зимой; сезонные изменения дети наблюдают в естественной обстановке. Мы гуляем, отдыхаем, дышим свежим воздухом и пополняем копилку знаний, умений. После этого приступаю к постановке перед ними заранее продуманных вопросов: «Какая сегодня погода?» «А какое сегодня небо?» и т. д. Наблюдениям детей необходимо придать активный характер - научить, по возможности, не только смотреть, а видеть все подробности, понять, почему происходит то или иное явления, задействовать все органы чувств ребенка, не только слух и зрение. Предоставить возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты.
Исследовательская деятельность у детей предполагает экспериментирование, что является одним из видов познавательной деятельности ребенка. Уже в младшем возрасте, познавая окружающий мир, дети стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать им - уже экспериментируют. Дети младшего возраста во время образовательной деятельности в различных режимных моментах с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны, отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики, превращают снег в воду, а воду в разноцветные льдинки, пускают мыльные пузыри. Путем обследования формы, цвета, величины, запаха, вкуса различных овощей и фруктов дети быстрее учатся различать, узнавать и правильно называть овощи и фрукты.
В своей работе опираюсь на следующие принципы:
1. Принцип наглядности;
2. Принцип систематичности и последовательности;
3. Принцип доступности - подбор доступного, интересного для детей материала;
4. Принцип индивидуализации;
5. Принцип интеграции – решение поставленных задач через различные виды деятельности;
Эти формы работы позволяют обеспечить достижение интегративного качества дошкольника, которое определено в ФГОС как «…любознательный, активный…». Данное качество характеризуется тем, что ребенок «…интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно принимать решения. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».
Подводя итог, можно сказать, что исследовательская деятельность, экскурсии, наблюдения являются одним из важных видов познавательного развития детей. В процессе познания накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Наблюдения, исследования, экскурсии постоянно обогащают сознание ребенка новыми знаниями, играют важную роль в образовании дошкольников, позволяют пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и, благодаря им, богатое восприятие. Расширяется кругозор детей, обогащается их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни в природе.