Воронцова Наталья
Н. О. Д. экологической тропинки в старшей группе «В гости к старичку — Лесовичку»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание :
Закреплять и обобщать знания об осенних изменениях в природе, их причинах. Продолжать учить детей называть деревья на экологической тропинке. Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях ели. Познакомить с семенами ели. Систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева. Продолжать обучать детей работе с приборами на метеоплощадке.
Публикация «Н, О, Д, экологической тропинки в старшей группе „В гости к старичку — Лесовичку“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Старшая группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами. Развивать наблюдательность, прогностические и коммуникативные качества, исследовательскую деятельность.
Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.
Продолжать формирование основ экологической культуры через общение с природой (деревьями) на экологической тропинке. Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
Словарная работа : "хвоинки", "хвойный","термометр","флюгер", "анемометр".
Предварительная работа:
- Разучивание стихотворений о березе, ели.
- Продуктивная деятельность :" Осенние деревья".
Материалы и оборудование:
Письмо детям от хозяина тропинки старичка - Лесовичка; карта маршрута.
Шишки и семена ели.
Метеоплощадка: термометр, флюгер, анемометр.
Орешки от старичка -Лесовичка в подарок.
Ход занятия
Дети с воспитателем выходят на улицу.
В. - Ребята, нам пришло письмо от старичка - Лесовичка.
"Дорогие мои маленькие друзья, здравствуйте. Я очень рад, что вы не забываете меня. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей экологической тропинке, в конце которого вас ждёт сюрприз. Пройти его вам поможет моя карта. Вы сможете полюбоваться красотой осенней природы, увидеть старых знакомых, узнать что -то новое и интересное. А я спрячусь и буду за вами наблюдать. Если вы все сделаете правильно, то я выйду и побеседую с вами. Желаю вам удачи!
Ваш друг - старичок - Лесовичок.
В. - Ребята, посмотрите это карта нашего путешествия.
-Ну что ребята, отправимся в путешествие? (Да)
-А чтобы наше путешествие было удачным и интересным, давайте вспомним и скажем наш девиз ("Мы в любое время года ходим тропами природы!")
- Ребята посмотрите, здесь листок. Это послание от старичка -Лесовичка.
-Послушайте стихотворение:
За осенними тучами где - то.
Журавлиный затих разговор.
На дорожки где бегало лето
Разноцветный улегся ковер.
Воробей загрустил за окошком,
Непривычно притихли дома.
По осенним ковровым дорожкам
Незаметно приходит зима. (В. Орлов)
В. Ребята, расскажите как изменяется погода осенью? (Проводится игра " Кто больше назовет?")
Дети: -Осенью листья желтеют, краснеют, опадают.
-Люди собирают урожай.
-Дни становятся короче, а ночи длиннее
-Солнце светит, но не греет.
-Часто идет холодный дождь.
-Птицы улетают в теплые края.
-Животные готовятся к зиме, делают припасы.
-Растения засыпают.
-На улице стало холодно, часто идет снег, поэтому люди одеваются теплее.
В. Молодцы ребята, много вы знаете об осени. старичку - Лесовичку, я думаю понравится.
-Давайте внимательно посмотрим на карту, нас ожидает первая остановка. (Это березка)
-Мы отправляемся к белоствольной красавице.
-Ребята с березой нужно поздороваться :" Здравствуй березка!"
-Почему березу называют -белоствольной красавицей (Правильно за цвет коры.)
-Береза- единственное дерево с белой корой. Это делает ее особенно красивой, трогательной, нежной. Прекрасна береза в любое время года: осенью в золотом убранстве, зимой сверкающая в ажурном инее, весной -ослепительно белая на фоне изумрудной травы. Летом - длиннокосая, кудрявая. Вот почему береза стала символом России.
-Ребята, мы с вами учили стихотворение о березе. Кто хочет его прочитать березке?
Гордая береза
Спокойна и стройна
Тянет ветки к солнцу,
Ждет весной тепла.
Летом нарядилась
В платье шелестя,
В сережках распустилась,
Как невеста вся!
Осень подарила
Золото листве,
Грустно говорила
Время уж к зиме
Гордая береза
Спокойна и стройна,
Спит зимой, ей снится,
Что опять весна.
-Посмотрите, какая береза (Большая, красивая, стройная)
-Кто хочет померится с ней силой? Пойдем. попробуй вытащить ее из земли. Получилось? Кто сильнее?
-Что ее так крепко удерживает в земле (Корни)
-Для чего дереву нужны корни (Корни это опора дерева, чем старше дерево, тем мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются).
-Какие части дерева вы еще знаете (Ствол, ветви, листья)
-Давайте поиграем в игру "Покажи ствол, ветви, корни, листья". Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.
"Ствол"- опустили вниз руки.
"Листья" - шевелим пальчиками.
"Корни" - топаем ногами.
"Ветви" - поднимаем руки вверх.
-Нам пора двигаться дальше. Давайте попрощаемся с березкой. (До свидания березка). Посмотрим на карту и будем двигаться дальше. На карте отмечено, что следующая остановка у нас - это ель.
-Добраться до нее нам будет нелегко.
Игра "Тропинка".
Все дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия.
1. Спокойно идем по тропинке. Вокруг -кусты, деревья. Шелестя, падают желтые листья. На тропинке впереди - большие лужи. Одна, вторая, третья. (Идут большими шагами.)
2. Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.
3. Снова идем спокойно. Перед нами овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец перешли.
4. Идем спокойно. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле - еле отдираем ноги от земли. Идем с трудом.
5. Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да такое огромное! Ветки во все стороны. Пе5релезаем через него.
6. Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!
- Вот наша ель. Дети давайте с ней поздороваемся (Под деревьями стоит корзинка)
- Посмотрим, что лежит в корзинке. (Шишки) А с какого дерева (С ели) Какие? (Еловые)
- Потрогайте шишки, рассмотрите их, расскажите какие они. (У ели шишки длинные, узкие)
-Посмотрите ребята, под елью лежит еловая ветка. Подними. ветку и давайте рассмотрим ее.
- Что на ветке расположено? (Иголки). По-другому их называют -хвоинки. Поэтому лес, в котором растут ели, называется -хвойным.
- Какие хвоинки у ели? (Короткие, колючие, темно -зеленые)
-Вспомните, как расположены ветви у ели (Ветви с густой хвоей начинаются у самой земли.
-Какой ствол у ели. (Прямой) На что похожа крона у ели (Крона похожа на конус)
- Подойдите ближе к дереву, потрогайте кору. Какая она? Шершавая или гладкая? Твердая или мягкая?
-Ребята, а для чего дереву кора (Кора как одежда, она защищает, согревает и охлаждает).
- Ребята, а вы видели лес на ладони? Хотите посмотреть (Воспитатель вытряхивает из шишки семена на ладонь и показывает всем детям)
- Что это? (Семена)
- Посмотрите внимательно, что есть у семян (крылышко)
- Как вы думаете, зачем им крылышко (Чтобы летать)
-Семечко выпадает из шишки, медленно падает, ветер кружит его и оно улетает далеко от дерева.
- Кто хочет прочитать для ели стихотворение?
Ели на опушке -
До небес макушки -
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата -елочки -
Тонкие иголочки
У лесных ворот
Водят хоровод.
- Нам пора, двигаться дальше. Давайте попрощаемся с елью. (До свидания елочка) Посмотрите на карту у нас осталась одна остановка -это метеоплощадка.
- Давайте искать метеоплощадку.
- Посмотрите ребята, здесь расположена метеоплощадка. Как много здесь разных приборов. Это старичок -Лесовичок просит научить пользоваться этими приборами и определять погоду.
- Что можно сказать о погоде сегодня (Сегодня пасмурно, прохладно).
- Что можно сказать о температуре воздуха? С помощью какого прибора мы можем узнать точную температуру воздуха (С помощью термометра)
-. посмотри и определи температуру воздуха. (Термометр показывает температуру воздуха +3 градуса.
-Ребята а, что может повлиять на погоду в течении дня (Ветер)
-Есть ли сегодня ветер (Да, есть) По какому прибору вы определили (По флюгеру)
-Какой же сегодня ветер (Холодный) Если ветер холодный, как вы думаете,с какой части света он дует (Правильно, с севера, северный)
-Можно ли определить скорость ветра (Да). С помощью какого прибора (С помощью анемометра).
- Давайте посмотрим на анемометр, как он крутится? (Быстро) Значит скорость какая (Большая)
- Молодцы ребята! Запомните все показания для того, чтобы отметить в календаре погоды.
-А наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться. (Появляется старичок -Лесовичок)
- Здравствуйте ребята. Я наблюдал за вами. Мне очень понравилось, как вы занимались на экологической тропинке. Что больше всего понравилось на экологической тропинке?
- Молодцы ребята! Вы замечательно справились со всеми заданиями, порадовали меня и за это я хочу угостить вас - орешками.
-Ну, а теперь пора прощаться. Жалко мне с вами расставаться, да ждут меня лесные дела. А вы не забывайте меня, приходите в гости! До встречи! (Дети прощаются с Лесовичком и благодарят его).
- Ребята и нам с вами пора возвращаться в сад.