Татьяна Цветкова
Мы и наши дети. Как общаться?
▼ Скачать + Заказать документы
«Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная – есть ложь». Трагедия непонимания, о которой так проникновенно сказал Ф. Тютчев, может разделять не только взрослых. Всегда ли мы можем и хотим понять ребенка? И дело тут не в недостатке любви. И даже желания. Одного желания мало. Дело в различии точек зрения, взглядов на мир. В различии, обусловленном возрастом и опытом. И все же занавес непонимания проницаем. В нем есть отверстия и просветы, сквозь которые ребенок и взрослый протягивают друг другу руки. Это и помогает нам воспитывать и обучать малышей. Просто надо научиться общаться. Общение – одна из главных ценностей человеческого бытия. Общаясь, люди влияют друг на друга. На самочувствие и настроение влияют тончайшие оттенки поведения человека. Неумение вести себя с другими людьми называют «психологическим тупиком». Он интенсивно формирует у человека чувство ущербности, неполноценности, озлобляет его, создает «полосу отчуждения» между ним и окружающими. Я уверена, что общение людей друг с другом должно доставлять радость. Ребенок родился. Он пришел в мир взрослых и занял в нем место, отведенное ему обществом и культурой. Как часто мы не можем понять ребенка, нам кажется, что общаться с ним невозможно (ведь он упрямый, вспыльчивый, капризный.). Иногда мы даже выходим из себя. А ведь этого можно и нужно избежать. Нас, взрослых, и детей объединяет мир, мир, в котором мы живем. Мир природы, мир языка, мир общения. Общение – это, прежде всего, взаимопонимание. Никакое результативное общение невозможно без ориентировки на другого человека. На мой взгляд, общение с детьми не может строиться на основе авторитарного давления на них. Оно не должно подчиняться формуле «Взрослый всегда прав, потому что взрослый». Ребенок стремится к равноправию и не понимает, почему взрослым можно, а ему нельзя. «Если нельзя, то всем», - уверен малыш. И наша задача – показать целесообразность и полезность своих требований. Поэтому лучше использовать не требование-запрет («Нельзя и все, мал еще рассуждать», а требование-объяснение. Важно уметь выслушать ребенка. Каждый человек имеет свое мнение, ребенок тоже. Наша задача: убедить, если ребенок не прав, согласиться, если не правы были мы; уметь признать свои ошибки и извиниться перед ребенком. И еще, мне кажется, нужно по-хорошему спорить с детьми, учить их доказывать, отстаивать свое мнение и вместе с тем развивать умение соглашаться, прислушиваться к мнению других. Еще, по моему мнению, не стоит угрожает или обещать наград! Как часто мы пользуемся формулировкой «Если., то.», и дети принимают ее как основное правило взаимодействия со взрослым. Хорошо, если контроль за выполнением требования будет, по возможности, скрыт от ребенка. Любой разговор с ребенком требует деликатности. Дети не должны думать, что мы им не доверяем. А похвала должна быть результатом выполнения требования. Уверена, что главное во взаимопонимании – уровень знаний и понимания ребенка взрослым.
Публикация «Мы и наши дети, Как общаться?» размещена в разделах
Особо стоит остановиться на вопросе о том, как нам общаться с детьми, когда они вступают в пору «почемучек». Когда буйная фантазия, богатое воображение и неуемное любопытство превращают ребенка - дошколенка в крайне инициативное существо, которому до всего есть дело. Два вопроса «Зачем?» и «Почему?» дошколята могут задавать бесконечно. Их настырные «Почему?» - верный знак, что представление ребенка о мире и о себе наконец-то из разрозненных кусочков складываются в целостную картину. И нам не стоит препятствовать любопытному носику «соваться» везде и всюду, отвечать на вопросы, которые так и сыплются из наших малышей. А если не сыплются? Тогда что-то тут не то и есть серьезный повод задуматься, а не в нас ли причина? Может мы с вами так старательно воспитываем наших детей, что они просто опасаются обратиться к нам? В этом случае нужно начать их спрашивать самим: «Что выше, этот дом или телеграфный столб?», «Куда торопится муравей?», «А что мы увидим за тем поворотом?». Дать детям возможность активно наблюдать и сочинять, проявлять инициативу и без испуга, весело и самостоятельно исследовать мир. Порой мы, к сожалению, не знаем, как ответить на все вопросы этих неугомонных «почемучек». И даже так бывает, чего уж тут скрывать, мы ненавидим само слово «почему». А ведь дети и сами могут добывать знания (с нашей помощью, конечно). Есть диафильмы, книги, где и сказано «почему». Думаю, после этого сам малыш сможет ответить и на наши «почему». И он будет горд, что мы обращаемся к нему за помощью.
И еще. Если взрослый, родитель или воспитатель, обладает чувством юмора, то и ребенок, постоянно общаясь с ними, приобретает это качество. Даже маленькие дети склонны откликаться на шутку, если она понятна им, и сами способны ответить шуткой. Шутка, юмор положительно воздействующие на эмоциональную сферу малыша, способны погасить назревающие отрицательные эмоции. Давайте будем воспитывать в ребенке юмор – драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами. И самое главное: «Любите ребенка любым – и талантливы, и красивым, неудачливым, любите глупым, эгоистичным, сердитым подростком, странным несчастным взрослым. Общаясь с ним – радуйтесь всегда с полным правом, потому что ребенок – это наш праздник, который всегда с нами» (Я. Корчак).