Людмила Макарова
Конспект занятия «Как говорят наши дети»
Я вижу, как растёт трава
И как цветы цветут,
Но где же выросли слова
И как они живут?
Как появилось слово жизнь
Возникло слово лето?
Откуда все слова взялись?
Мне интересно это!
Книгу Корнея Ивановича Чуковского `От двух до пяти` будут читать и перечитывать, пока существует род человеческий, ибо книга эта о душе ребенка
Публикация «Конспект занятия „Как говорят наши дети“» размещена в разделах
Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Это явление изучали как у нас в стране (Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова и др., так и за границей (К. и В. Штерны, Ч. Болдуин и др.). Факты, собранные многими исследователями — лингвистами и психологами, показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества (Некоторые родители не отмечают словотворчества у своих детей Это объясняется, скорее всего, тем, что они недостаточно внимательно относятся к речи своих детей). При этом оказывается, что некоторые "новые" слова наблюдаются в речи почти всех детей (например, "всехний", "всамделишний", другие же встречаются у одних детей и не отмечаются у других ("мама, ты моя мояшечка!", "какой ты диктун, папа!" и т. д.).
К. И. Чуковский подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку, которые выявляются особенно ярко именно в процессе словотворчества. Н. А. Рыбников поражался богатством детских словообразований и их лингвистическим совершенством; он говорил о словотворчестве детей, как о "скрытой детской логике, бессознательно господствующей над умом ребенка".
Что же представляет собой эта удивительная способность ребят создавать новые слова? Взрослым словотворчество так трудно, а дети радуют, смешат и удивляют нас множеством новых слов, по всем законам языка, которым ребенок, в сущности, еще только-только начинает овладевать.
Я работаю с детьми в детском саду. Дети старшего дошкольного возраста очень эмоциональные, говорливые, большие фантазёры. Вокруг меня всегда слышится звонкая детская речь. Часто она просто забавляет и смешит меня, но я понимаю, что дети мыслят по-своему, и мы взрослые так не умеем. Всегда записываю интересные высказывания детей. Получился такой небольшой словарик «Так говорят мои дети»
Предлагаю Вашему вниманию ответы детей на итоговом занятии «Все работы хороши, выбирай на вкус».
Игра «Назови профессии» Предложить ребё нку ответить на вопросы:
кто кем работает.
Вот ответы моих ребятишек.
Рыбак – удочник, рыбник, рыбочник
Парикмахер – парикмахерщик, подстригатель
Скрипач – скрипичник, скрипочник, скрипец, скрипок.
Доярка – коровница, дойка, телятольщица, дойница
Балерина – балетка, балеринка, балера, танцевальщица, балист
Экскурсовод – экскурсник, указательница.
Работник цирка – цирковник, цирколист
Часовой мастер – часник, часовод, числятник.
Машинист – машейник, поездник, машинник, паровозник.
Парашютист – парашутник
Пастух – пасилка
Конюх – лошадник, конюшник, лошадист
Пианист – пианинник, игральщик, музыкальник
Кассир – кассик, кассёр, касница
Машинистка – печатница
Крановщик – кращик, кранщик
Велосипедист – велосипедник
Столяр - стольник
Швея – шильница. швейница, шьюха, ниточница, шительница
Стекольщик – стекольник, стеклист, окник. стекловод
Маляр – красник, красечник, малярщик
Самый интересный ответ на мой взгляд: кто работает под землёй – подземельник.