Говдина Арина
Музыкальный фольклор в жизни детей раннего и младшего возраста
▼ Скачать
Пояснительная записка
Работа по ознакомлению с фольклором в раннем возрасте направлена на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей, а так же на развитие начальных музыкальных способностей.
Работа по ознакомлению детей с устно-музыкальным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.
Публикация «Музыкальный фольклор в жизни детей раннего и младшего возраста» размещена в разделах
Значение фольклора в жизни ребёнка
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования.
Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи и музыки.
Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.
Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Ребенок приходит в мир. Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.
Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор.
Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям)
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.
Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни
Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает, развивает любознательность, и, самое главное, развивает все психические процессы.
ФГОС нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе музыкального работника, а так же на воспитание доброжелательности, заботливого отношения друг к другу. Я считаю, что своевременное ознакомление детей с народной культурой – это наиболее эффективный метод, который можно использовать в нашей работе.
Цели ознакомления с фольклором : развитие речи, музыкальных способностей, познавательных процессов, чувства родного языка у детей; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.
Учить понимать речь взрослых, слушать и понимать потешки, песенки,заклички,колыбельные, разучивать с детьми русские народные подвижные игры, пальчиковые игры, игры с движениями.
Вызвать желание повторять услышанное, подражать услышанным звукосочетаниям и словам.
Пополнять активный словарь новыми словами и действиями.
Развивать интерес к народному творчеству.
Задачи занятий:
- Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.
- Развивать интерес и любовь к фольклору.
-Развивать музыкальные способности.
-Развивать слуховое внимание, чувство ритма и координацию движений.
-Развивать умение регулировать силу голоса, темп речи, речевое дыхание и звуковой аппарат.
-Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.
Педагогическая целесообразность на занятиях состоит в углублении знаний о разнообразных фольклорных формах, развитии связной речи,
памяти, эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Формы работы: занятия (тематические, сюжетные, сюжетно-тематические, комплексные, подгрупповая и индивидуальная работа, совместная работа с воспитателями Дома ребенка.
Методы: игровые, наглядные, словесные, практические.
Возраст детей : 1 -3 года
Режим занятий: раз в неделю по 8- 15 мин.
Ожидаемые результаты:
- Умение различать фольклорные жанры;
- Умение воспроизводить знакомые фольклорные произведения,
-Использовать знакомый фольклорный материал и игры в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
-Использовать по назначению примитивные музыкальные инструменты (погремушки, шумелки, барабаны, бубны, пищалки) .
План работы на 2020-2021 год
в ТСДР в подгруппах и группах детей старше 1 года.
Сентябрь
1. Игровая ситуация «В гостях у солнышка». (Наглядность картинка солнышка)
2. Путешествие в сказку «Колобок». (Настольный театр)
3. Игра-потешка «Огуречик, огуречик» (Маски огурчика и мышки)
4. Прослушивание и разучивание колыбельных песен.
Октябрь
1. Игровая ситуация по мотивам потешки – «Из-за леса из-за гор».
2. Инсценировка песенки «Дождик, дождик» (Зонтик, костюм дождика)
3. Игра-потешка «Зайке холодно стоять»
4. Игровая ситуация по мотивам потешки «Как у нашего кота».
Ноябрь
1. Игровая ситуация «В гости к бабушке» - знакомство с потешкой «Расти коса до пояса».
2. Игра-забава «Где наши ручки?»
3. Путешествие в сказку «Репка» (Настольный театр)
4. Дидактическая игра «Узнай потешку».
Декабрь
1. Игровая ситуация «Кукла Маша и зайчик в гости к нам пришли».
2. Инсценировка песенки «Кто у нас хороший»
3. Игра с пальчиками «Мальчик-пальчик, где ты был?»
4. Знакомство с потешкой «Ой, ты заюшка –пострел»
Январь
1. Сказка в гости к нам пришла «Кот, петух и лиса» (настольный театр)
2. Игра - инсценировка «Чики-чики-чикалочки»
3. Хоровод игра «Пузырь»
4. Инсценировка-песенки «Скачет зайка маленький».
Февраль
1. Разучивание песенки «Большие ноги шли по дороге».
2. Хороводная игра «Каравай»
3. Знакомство с потешкой «Ты мороз, мороз».
4. Сказка в гости к нам пришла «Заюшкина избушка».
Март
1. Знакомство с русской народной закличкой «Дождик, дождик веселей» - рисование дождя.
2. «Чудесный сундучок» (загадки об овощах).
3. Дидактическая игра «Расскажи сказку»
4. Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса». Игра «Кто позвал».
Апрель
1. Разучивание потешки «Наша уточка с утра: кря, кря, кря»
2. Игровая ситуация «Кто в тереме живёт».
3. Знакомство со считалками. (иллюстрации)
4. Настольная игра «Волшебные сказки»
Май
1. Игра «Угадай сказку».
2. Разучивание и прослушивание русских народных песен.
3. Хороводная игра «У окошка дремлет кошка» Маски кошки и цыплят
4. В гости к сказке «Гуси лебеди».