Получи документы

Музыкальный фольклор в жизни детей раннего и младшего возраста

Говдина Арина
Музыкальный фольклор в жизни детей раннего и младшего возраста

Пояснительная записка

Работа по ознакомлению с фольклором в раннем возрасте направлена на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей, а так же на развитие начальных музыкальных способностей.

Работа по ознакомлению детей с устно-музыкальным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.

Публикация «Музыкальный фольклор в жизни детей раннего и младшего возраста» размещена в разделах

Значение фольклора в жизни ребёнка

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования.

Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи и музыки.

Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Ребенок приходит в мир. Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.

Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор.

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям)

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.

Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни

Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает, развивает любознательность, и, самое главное, развивает все психические процессы.

ФГОС нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе музыкального работника, а так же на воспитание доброжелательности, заботливого отношения друг к другу. Я считаю, что своевременное ознакомление детей с народной культурой – это наиболее эффективный метод, который можно использовать в нашей работе.

Цели ознакомления с фольклором : развитие речи, музыкальных способностей, познавательных процессов, чувства родного языка у детей; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.

Учить понимать речь взрослых, слушать и понимать потешки, песенки,заклички,колыбельные, разучивать с детьми русские народные подвижные игры, пальчиковые игры, игры с движениями.

Вызвать желание повторять услышанное, подражать услышанным звукосочетаниям и словам.

Пополнять активный словарь новыми словами и действиями.

Развивать интерес к народному творчеству.

Задачи занятий:

- Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.

- Развивать интерес и любовь к фольклору.

-Развивать музыкальные способности.

-Развивать слуховое внимание, чувство ритма и координацию движений.

-Развивать умение регулировать силу голоса, темп речи, речевое дыхание и звуковой аппарат.

-Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.

Педагогическая целесообразность на занятиях состоит в углублении знаний о разнообразных фольклорных формах, развитии связной речи,

памяти, эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Формы работы: занятия (тематические, сюжетные, сюжетно-тематические, комплексные, подгрупповая и индивидуальная работа, совместная работа с воспитателями Дома ребенка.

Методы: игровые, наглядные, словесные, практические.

Возраст детей : 1 -3 года

Режим занятий: раз в неделю по 8- 15 мин.

Ожидаемые результаты:

- Умение различать фольклорные жанры;

- Умение воспроизводить знакомые фольклорные произведения,

-Использовать знакомый фольклорный материал и игры в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

-Использовать по назначению примитивные музыкальные инструменты (погремушки, шумелки, барабаны, бубны, пищалки) .

План работы на 2020-2021 год

в ТСДР в подгруппах и группах детей старше 1 года.

Сентябрь

1. Игровая ситуация «В гостях у солнышка». (Наглядность картинка солнышка)

2. Путешествие в сказку «Колобок». (Настольный театр)

3. Игра-потешка «Огуречик, огуречик» (Маски огурчика и мышки)

4. Прослушивание и разучивание колыбельных песен.

Октябрь

1. Игровая ситуация по мотивам потешки – «Из-за леса из-за гор».

2. Инсценировка песенки «Дождик, дождик» (Зонтик, костюм дождика)

3. Игра-потешка «Зайке холодно стоять»

4. Игровая ситуация по мотивам потешки «Как у нашего кота».

Ноябрь

1. Игровая ситуация «В гости к бабушке» - знакомство с потешкой «Расти коса до пояса».

2. Игра-забава «Где наши ручки?»

3. Путешествие в сказку «Репка» (Настольный театр)

4. Дидактическая игра «Узнай потешку».

Декабрь

1. Игровая ситуация «Кукла Маша и зайчик в гости к нам пришли».

2. Инсценировка песенки «Кто у нас хороший»

3. Игра с пальчиками «Мальчик-пальчик, где ты был?»

4. Знакомство с потешкой «Ой, ты заюшка –пострел»

Январь

1. Сказка в гости к нам пришла «Кот, петух и лиса» (настольный театр)

2. Игра - инсценировка «Чики-чики-чикалочки»

3. Хоровод игра «Пузырь»

4. Инсценировка-песенки «Скачет зайка маленький».

Февраль

1. Разучивание песенки «Большие ноги шли по дороге».

2. Хороводная игра «Каравай»

3. Знакомство с потешкой «Ты мороз, мороз».

4. Сказка в гости к нам пришла «Заюшкина избушка».

Март

1. Знакомство с русской народной закличкой «Дождик, дождик веселей» - рисование дождя.

2. «Чудесный сундучок» (загадки об овощах).

3. Дидактическая игра «Расскажи сказку»

4. Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса». Игра «Кто позвал».

Апрель

1. Разучивание потешки «Наша уточка с утра: кря, кря, кря»

2. Игровая ситуация «Кто в тереме живёт».

3. Знакомство со считалками. (иллюстрации)

4. Настольная игра «Волшебные сказки»

Май

1. Игра «Угадай сказку».

2. Разучивание и прослушивание русских народных песен.

3. Хороводная игра «У окошка дремлет кошка» Маски кошки и цыплят

4. В гости к сказке «Гуси лебеди».

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника»Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника» «Фольклор в жизни дошкольника» Детский фольклор играет важную роль в воспитании дошкольников, ведущим признаком организации которого является.

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальный ритм» для детей младшего дошкольного возраста (часть 3)Музыкально-дидактическая игра «Музыкальный ритм» для детей младшего дошкольного возраста (часть 3) "Музыкальный ритм". Музыкально-дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста (часть 3)Применение музыкально-дидактических.

Анализ анкетирования родителей в группе раннего возраста «Игрушка в жизни детей и их предпочтения» В АНКЕТИРОВАНИИ УЧАСТВОВАЛО 15 РОДИТЕЛЕЙ (60%от списочного состава). Форма анкетирования – анонимная. Анкетирование проводила воспитатель.

Дидактическая игра «Музыкальный цветок» для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Музыкальный цветок» для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Музыкальный цветок» для детей младшего дошкольного возраста Цель: Формирование у детей младшего возраста интереса.

Фотоотчет о занятиях по теме «Русский народный фольклор» в группе раннего возрастаФотоотчет о занятиях по теме «Русский народный фольклор» в группе раннего возраста Фотоотчет о занятиях по теме «Русский народный фольклор» в группе раннего возраста В настоящее время, народная культура, традиции русского.

Игровое пособие «Кубик «Здоровый малыш» для формирования понятия здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возрастаИгровое пособие «Кубик «Здоровый малыш» для формирования понятия здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста СЛАЙД №1 Представляю вашему вниманию игровое пособие «Кубик «Здоровый малыш» для формирования понятия здорового образа жизни у детей младшего.

Консультация для родителей и воспитателей «Сюжетно-ролевые игры в жизни детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей и воспитателей «Сюжетно-ролевые игры в жизни детей младшего дошкольного возраста» Жизнь ребенка дошкольного возраста – это игра! Играя, ребенок развивается, взрослеет, проживает счастливое детство! Поэтому всегда.

Конспект занятия по музыкально-слуховому развитию детей младшего дошкольного возраста «Любимый музыкальный инструмент» Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет : «Любимый музыкальный инструмент» 1. Упражнение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальный фольклор в жизни детей раннего и младшего возраста
Опубликовано: 30 октября 2023 в 09:19
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД