Ковальчук Надежда Николаевна
Консультация для родителей и воспитателей «Сюжетно-ролевые игры в жизни детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь ребенка дошкольного возраста – это игра!
Играя, ребенок развивается, взрослеет, проживает счастливое детство!
Поэтому всегда надо помнить о прекрасных словах: «Дайте детству наиграться! Дайте детству состояться!»
И помните,
что игра – это не просто забава, интересное времяпровождение, развлечение для малышей,
Публикация «Консультация для родителей и воспитателей „Сюжетно-ролевые игры в жизни детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
игра -
кропотливый труд, повседневная игровая деятельность малыша, его работа, которая всесторонне развивает маленькую творческую личность;
игра -
общение со сверстниками и взрослыми; социализация ребенка в коллективе;
игра -
способствует раскрытию потенциальных возможностей и талантов каждого дошкольника.
Среди множества игр (подвижные, хороводные, словесные, настольно-дидактические и другие) в жизни дошкольников особое место занимает сюжетно-ролевая игра, которая на каждом возрастном этапе имеет свою игровую специфику (продолжительность по времени, несложный или сложный сюжет, количество ролей в игре и т. д.).
Что такое «сюжетно-ролевая игра»?
Само название кратко раскрывает суть игры: присутствует сюжет в игре; дети берут на себя роли и наделяют ролями кукол, любых игрушек, с которыми играют.
В ролевых играх исполняются мечты детей, которые хотят выполнять ту же работу, заниматься теми же делами, что и взрослые. В таких играх маленькие дети становятся «взрослыми», берут на себя роль «мамы», папы», «врача», «шофера», «строителя», «пожарного» и другие.
Сюжетно-ролевые игры с детьми 3-4 лет.
Дети 3-4 лет в меру своих возрастных возможностей предпочитают играть в сюжетно-ролевые игры: «Дом. Семья», «Дочки-матери», «Шоферы», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Пожарные», «На рыбалке».
Тематика и разнообразие сюжетов в ролевых играх зависит от интересов и предпочтений детей, их творческого потенциала в любом возрасте.
Важно!
Дети 3-4 лет имеют очень маленький опыт в играх, поэтому нуждаются в помощи взрослых (воспитателей в детском саду, а родителей дома):
1. Взрослые сами мотивируют детей на игру и помогают ее организовать. Например, кукла Катя хочет спать, надо ее укачать на руках и положить в кроватку (коляску); кукла проголодалась, нужно сварить кашу и покормить; построить гараж для машины, чтобы не засыпал снег.
2. Взрослые могут поддержать начатую ребенком (детьми) игру, дополняя новой сюжетной задумкой или новыми ролями. Но делать это нужно непринужденно и ненавязчиво, сохраняя у малышей интерес к игре.
Например, ребенок приготовил кашу и накормил куклу, и не знает, что дальше делать. Взрослый может взять на себя роль бабушки и прийти в гости: «Я – бабушка, приехала в гости к вам. Вижу, что ребенок сытый. Могу погулять с ним. А ты погладь ему одежду. Или ты погуляй, а я поглажу». Потом можно предложить переодеть ребенка. Или малыш заболел, надо лечить. И так сюжет развивается.
Или еще пример. Мальчик построил гараж для машины. Взрослый предлагает перевезти на машине овощи и фрукты в магазин, или построить дорогу для проезда с мостом. И игра продолжается.
Помните:
нельзя вмешиваться в игру, когда сюжет разворачивается у малышей интересно, нельзя навязывать «свое», нужно только непринужденно подсказывать, дополнять, совместно обыгрывать, продолжая игру. В таком случае, взрослый может брать на себя роль, включаться в игру, а потом выходить также вовремя. Например, бабушка уезжает домой.
Откуда дети черпают сюжеты и роли в играх?
Сюжеты и роли для игр детям преподносит жизнь.
Все, что дети видят и наблюдают в повседневной жизни – дом, детский сад, улица, магазины, рыбалка, и так далее – отображают в играх.
Прежде всего,
малыши «копируют» в играх родителей и воспитателей; тех, кто рядом всегда, за кем они наблюдают ежедневно, у кого учатся.
Ребятишки очень внимательные, все подмечают и впитывают в себя:
общение родителей («Как я устала сегодня», «Испеку пирог с яблоками», «Починю стул», ведение домашних дел (мама готовит, убирает, гладит, стирает, а папа чинит машину, ходит в магазин за продуктами, мастерит кормушку и др.).
Наблюдают, как мамы укачивают малышей, кормят их, играют с ними, гуляют с колясками, читают книги на ночь, поют колыбельные, рассказывают потешки.
Все эти действия ребята пытаются возобновить в сюжетно-ролевых играх
Так, в детском саду «девочка-мама» в игре подражает своим родителям, учится надевать ползунки и кофточку малышке.
У мамы дома так хорошо получается, а у нее пока с «горем-пополам». Но девочка старается, и ставит цель, чтобы одеть «малышку-дочку», в будущем она тоже станет «мамой».
Уважаемые родители, приглядитесь к детям дома, они зачастую копируют воспитателей. Девочка строго кукле говорит словами воспитателя: «Уже не играем. Игрушки отдыхают. И тебе пора ложиться в кровать. Почитаю тебе сказку».
В саду и дома, учитывая предпочтения детей, можно готовить им атрибуты и «ряжение» (одежда врача, повара, пожарного и т. д) для сюжетно-ролевых игр. Тогда ребенок легче и по-настоящему вживается в роль, так интереснее играть.
Внимание!
Не всегда нужно покупать дорогие атрибуты к игре. В этом возрасте дети используют
предметы-заместители в играх.
Подбор ребенком предметов-заместителей развивает у него воображение и фантазию, творчество.
Например, заболела кукла, нужно измерять температуру, а градусника нет. Девочка берет карандаш и измеряет.
Другой пример, Назар играет в семью, кормит кукол печеней – мелкая мозаика.
Из семейного опыта: мой почти уже четырехлетний внук месяц чистит снег дома то лопатой, то трактором. А снега у него целая гора – LEGO.
Уважаемые воспитатели и родители,
игра –
это творчество детей, это театр, где они играют роли. Не всегда запланированная игра получается лучшей. Иногда игра рождается невзначай и превращается в интереснейшее зрелище.
Предлагаю вашему вниманию, как пример, из опыта работы сюжетно-ролевую
игру «Семья звериная» (27 ЯНВАРЯ 2023 ГОДА).
Соня одела шапочку зайчика и спросила у воспитателя: «Где дом?».
Воспитатель ответил: «Давай построим».
Соня: Как?
Воспитатель: Из стульчиков.
Получился вот такой домик из четырех стульчиков.
В нем поселилась Соня-зайка.
Далее Зайка достроил дом побольше, в нем поселилась Соня-кошечка.
Чтобы продолжить игру, воспитатель стучится в дом и говорит, что новые звери просятся к ним жить.
Соня с радостью приглашает гостей и сразу же готовит еду.
И заметьте, показывает: 2 морковки (большая и маленькая, называет фрукты и овощи, сравнивает, считает (Ребенок развивает речь, сравнивает предметы, познает).
Дима долго не решался поселится в доме, хотя Соня его приглашала. И вот Дима-зайка решился - очень весело вместе зверятам-детишкам и игрушкам в домике.
У Димы-зайки есть карточки о погоде. Он показывает карточку и говорит: «Дождь. Гроза». Все прячутся в домике. «Солнце» - идут гулять.
Копируют игры воспитателя с детьми.
Девочки, Полина и Вика, играли в сторонке. Воспитатель предлагает им построить свой дом. Поля-лисичка и Вика обустроили свой дом, так с большой любовью его украшали. Вот к ним прилетает Синичка и Воробей, ребятишки тут же ведут диалог между собой, принимая роли птиц на себя.
Все заняты делом. Соня идет гулять, встречает бабушку с гусями и кормит их.
Игра длится более 40 минут.
Приходят родители. Приглашаем их в дом. Поля рассказывает маме, как играли. Знакомит с Синицей и Воробьем. Вместе наводят порядок, мама знакомиться, где живут игрушки.
И другие мамы рады вместе с детками на счастливой ноте закончить игру.
В играх дети готовятся к взрослой жизни.
Мы в этом должны им помочь.
Находите время для игр с детьми.
Вы окунетесь в мир детства, и вместе с ребенком, получите море радостных впечатлений.