Ольга Костылева
Музыкальное занятие в подготовительной к школе группе по теме «Образ животного в жизни, в музыке, в литературе»
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическая
Развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС): музыкальный зал
Изменения в РППС: магнитная доска, игрушка Чевостик, листы чёрного и белого цвета, бумага и фломастер для создания игровой ситуации, дидактический материал (карточки, с обозначением динамических оттенков, игрушки-собаки, маски лисы (для игры, музыкальные инструменты для всех детей.
Задачи (в обязательной части ООП):
Публикация «Музыкальное занятие в подготовительной к школе группе по теме „Образ животного в жизни, в музыке, в литературе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
• приобщать детей к музыкальной классике;
• совершенствовать звуковысотный, ритмический и динамический слух;
• закреплять практические навыки выразительного исполнения песен, попевок;
• работать над артикуляцией, дикцией;
• совершенствовать вокально-слуховую координацию;
• закреплять умение петь (ритмодекламировать) самостоятельно, индивидуально и коллективно.
• закреплять навыки игры на русских народных музыкальных инструментах (трещотке, ложках, бубенцах);
• содействовать проявлению активности;
• развивать артистизм, творческие способности детей;
Задачи (в вариативной части ООП):
• познакомить детей с понятиями антонимы, синонимы, слова-повторы;
• закрепить в их словаре термин контраст;
• развивать умение чувствовать настроение через восприятие музыки;
• познакомить с применением слов-повторов для усиления эмоциональной окрашенности;
• вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к персонажам стихотворений К. Стрельниковой;
• вызвать эмоциональный отклик на различные образы животных в жизни, в литературе, в музыке;
• тренировать мышцы речевого аппарата;
• развивать умения сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности.
Дети под музыку входят в зал, М. р. в этом время «общается» с Чевостиком, который прикреплён к магнитной дос-ке (жестикуляция: высокий-низкий, широкий - узкий, прикрепить листы чёрного и белого цвета; фразы «Ну как ты понимаешь?», «Это же просто», «Ну смотри» и пр.). М. р. ходит в задумчивости.
Затем сажает Чевостика на место, делится проблемой с детьми.
М. р. : Ребята, понимаете, какая проблема. Чевостик не может разобраться с одним словом. Кстати, гости, наверное, не знакомы с жителем нашего музыкального зала Чевостиком? Может быть, мы расскажем им, кто это такой?
(Ответы детей.)
М. р. : Вы хотите узнать с каким словом не может разобраться Чевостик? Со словом контраст, контрасты! Разо-браться со смыслом я ему помогла, видите, листы контрастного цвета выложила? Какие? (Ответы детей.) Я наде-юсь, вы помните, что контрасты, это что-то очень разное. И мы с вами знакомились с разными контрастными веща-ми, предметами, звуками. Например, (М. р. играет высокий и низкий звук, длинный и коротки, тихий и громкий).
А вот запомнить это слово Чевостик не может. Как же быть? (предложения детей.) М. р. их анализирует.
М. р. : А у меня тоже есть предложение, можно написать это слово, и оно всегда будет перед глазами у Чевостика. Но у меня почерк не очень хороший. Может быть попросим (ИО воспитателя).
Воспитатель пишет на бумаге цветным фломастером слово «контраст».
М. р. предлагает кому-либо из детей проверить, правильно ли написал воспитатель слово. Затем кладёт это слово к Чевостику, который сегодня уже устал.
М. р. : Ребята, а вам я назову ещё два слова, которые очень пригодятся в будущем в школе. Это слова: антонимы и синонимы. Антонимы - это то же самое, что контрасты. Что-то очень разное. Например…
Упражнение "Подбери антоним"
(далеко – близко, высоко – низко, добрый – злой, темный – светлый, большой – маленький, жарко – холодно, весело – грустно, смелый – трусливый, пол – потолок, земля – небо).
М. р. : А, синонимы, наоборот, обозначают что-то близкое, похожее. Например, когда я предлагаю вам образ весё-лого зайчика в музыке (наиграть любую польку, вы говорите не только «музыка весёлая», но и много других слов - синонимов. Ну какие, например, слова, вы можете сказать об этой музыке, как её охарактеризовать? (Ответы де-тей: радостная, задорная, мажорная, солнечная, игривая, плясовая.) Правильно, это всё синонимы.
А если вы услышите музыку французского композитора Камиля Сен-Санса «Лебедь» (показать портрет компози-тора, вряд ли вы ограничитесь определением – музыка грустная. Я уверена, что вы сможете назвать много других синонимов. Предлагаю послушать музыку К. Сен-Санса и положить в шкатулку…. Сколько слов-синонимов вы сможете положить? (Ответы детей.)
Восприятие: «Лебедь» К. Сен-Санса из цикла «Карнавал животных»
(Возможно проведение игры «Музыкальная копилка»: музыка печальная, минорная, плачущая, плавная, покачива-ющая, убаюкивающая, неторопливая и пр.).
А ещё мы сегодня поговорим про слова-повторы. Как вы думаете, зачем мы иногда говорим: вкусное-вкусное мо-роженое, белый-белый снег, красивое-красивое платье? (Ответы детей.)
Правильно, чтобы усилить, подчеркнуть свои впечатления. Т. е. что-то ОЧЕНЬ красивое, белое, сладкое, вкусное и т. д. А еще можно это сделать так: красивый-прекрасивый цветок, сладкий-пресладкий торт, страшное-страшное, страшное-престрашное чудище! Я вам предлагаю в группе поиграть в игру «Вырази свои эмоции» с помощью та-ких повторов. Пусть (ИО воспитателя) запишет себе это задание, чтобы не забыть. А я сейчас приведу пример.
Игра-упражнение: «Вырази свои эмоции»
Пример от М. р. : когда я была маленькой-маленькой мы с мамой ездили далеко-далеко в деревню, где жила моя лю-бимая бабушка. Она была добрая-предобрая и очень любила животных. У неё было много-много домашних живот-ных. Я никогда не забуду это путешествие.
А с папой мы летали на большом-пребольшом самолёте к морю. Я любила купаться в море, а потом лежать на жарком-прежарком песке и греться.
Если желающих много, можно предложить продолжить эту игру в группе.
М. р. : А я тоже хочу сегодня с вами поиграть в слова-повторы. И относиться эти слова-загадки будут к разным жи-вотным. Итак, первая загадка:
- Летают над морем белые-белые, крикливые-крикливые …. (Чайки)
М. р. сразу начинает играть музыку к игре «У синего-синего моря»: Вот, я вижу, я слышу, как чайки полетели прямо сейчас и т. д.
Музыкальная подвижная игра «У синего-синего моря», муз. и сл. Е. Шаламоновой («Музыкальный руководи-тель» (в дальнейшем М/р) 3/11, с. 12)
[/i]
М. р. : А еще в болоте живёт толстокожий-претолстокожий (Бегемот.)
Восприятие: стихотоворение К. Стрельниковой «Бегемот»
(Беседа с детьми по содержанию стихотворения. О чём оно? О радости? О счастье? Об ожидании? О разочаро-вании? О поддержке окружающих людей)
М. р. : Следующая загадка: это верный-верный друг! Верный-преверный! (Собака.)
Ритмодекламация: «Два щенка» (в разном темпе, с разной динамикой)
(О. А. Куревина, Г. Е. Селезнёва. Путешествие в прекрасное. 2011г., С. 218)
Можно вызвать ребёнка, чтобы он указывал динамику (с помощью карточек)
М. р. : Рыжая-рыжая, хитрая-прехитрая? (Лиса.)
Ритмодекламация: «Шла лисица» сл. И. Мазнина (М/п 5/09, с. 7)
(Можно вызывать по одному, по два человека, надевать маски, мониторинг)
М. р. : И последние две загадки. Они не касаются животных. Это загадки про песни. Про контрастные песни. Итак, добрая-предобрая, нежная-пренежная, ласковая-преласковая песня… («Ты на свете лучше всех, мама»).
А контрастная – весёлая-превесёлая, зажигательная, удалая, такая, чтоб душа развернулась и ноги сами в пляс по-шли? (Ответы детей.)
Какую вы хотите сейчас исполнить для наших гостей?
Исполнение песни про маму
или
Исполнение песни «Живи, наша Русь и душа»
Часть детей играет на музыкальных инструментах, часть – танцует
М. р. : Ну что же, думаю, можно подвести итоги и придумать, кого мы можем сразить нашими великолепными знаниями. Какие слова вы сегодня услышали, запомнили? (Ответы детей.) Зачем нужны слова-повторы? (Ответы детей.) Попробуйте сегодня вечером рассказать родителям о своих впечатлениях, эмоциях, используя слова-повторы. Кстати, а образ какого животного вам запомнился больше всего? Остались ли у вас о ком-то сильные впечатления?
М. р. : Теперь я с вами прощаюсь. До свидания.
М. р. играет музыку из игры «У синего-синего моря», дети «летят» как чайки.