Глухова Галина Петровна
НОД по музыке в подготовительной к школе группе «Пошла млада за водой…»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать воспитывать у детей желание познавать культуру своего народа (через песни, загадки, пословицы, поговорки, игры, обряды).
Задачи:
- Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при исполнении русских народных песен, игр, инсценировок.
- Закреплять умение петь дружно, слушать друг друга, передавать при исполнении характер песен, петь без сопровождения, с солистами.
- Придумывать и исполнять небольшие мелодии на заданный текст.
Публикация «НОД по музыке в подготовительной к школе группе „Пошла млада за водой…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Совершенствовать координацию движений со словом, закреплять речевые и двигательные навыки.
- Слаженно, выразительно играть на музыкальных инструментах.
Ход НОД
В зале на столе дымковские и хохломские игрушки, посуда.
Под русскую народную песню «Калинка» дети входят в зал. Музыкальный руководитель спрашивает у них: Под какую музыку они вошли?
Дети: Под русскую плясовую.
Музыкальный руководитель здоровается с детьми низким поклоном. Дети отвечают также.
Музыкальный руководитель : «Ей с поклоном старик отвечает…» Из какой сказки эти слова?
Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке».
Музыкальный руководитель : Издавна на Руси люди друг с другом здоровались с поклоном. Наше занятие посвящено русскому народному творчеству. Раньше люди много трудились, но несмотря на это, наш народ мог и веселиться. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. Какие народные праздники вы знаете?
Дети: Рождество, Масленица, Пасха, Ярмарка.
Музыкальный руководитель : А что это за праздник Ярмарка?
Дети: Песни, шутки, разные товары, сладости, веселые скоморохи.
Музыкальный руководитель : А еще на празднике продаются замечательные деревянные изделия, все они красиво расписаны. Какая это роспись? (показывает)
Дети: Хохлома.
Музыкальный руководитель : А это вот забавные матрешки и неугомонные Ваньки-встаньки. Я предлагаю вам превратиться в них. Придумать свой танец и выбрать лучшую «матрешку» и лучшего «Ваньку-встаньку».
Мальчики-Ваньки-встаньки, девочки – матрешки встают в два круга.
Девочки выполняют движение «гармошка» с подговоркой под русскую народную песню «Ах вы, сени», мальчики хлопают.
«Я гармошечку танцую
Раз. Два. Три. Четыре, пять,
Пою песню заводную,
Выходи ко мне плясать!
Мальчики выполняют шаг с притопом с подговоркой, девочки хлопают.
Сух из лужи вышел гусь,
Но и ты теперь не трусь.
Шаг с притопом покажи,
А потом беги, кружи!
Повторно танцует выбранная пара под русскую народную музыку «Полянка», остальные дети хлопают в ладоши. Поощрить детей.
Музыкальный руководитель : На ярмарку народ собирался не только товар купить, но и повеселиться. Русский народ берег родную землю и воспевал ее красоту в песнях, сказках, былинах. С нежностью обращались к рябинушке кудрявой, реченьке быстрой, травушке шелковой, березоньке белой.
Ребенок: Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая.
Музыкальный руководитель : Какую русскую народную песню о березе вы знаете?
Дети: Русская народная песня «Во поле береза стояла».
Музыкальный руководитель : Кто написал эту песню?
Дети: Народ.
Исполнение песни по очереди, девочки-мальчики (по 1 куплету, затем все вместе без сопровождения. Следить за дыханием, дикцией.
Музыкальный руководитель : Советские композиторы часто использовали в своем творчестве народные мелодии. И композитор (показывает слайд-портрет П. И. Чайковского, кто это?
Дети: Петр Ильич Чайковский.
Музыкальный руководитель : Да, Петр Ильич Чайковский. В своей 4 симфонии в финале он использовал русскую народную песню «Во поле береза стояла». Что такое симфония?
Дети: Это большое музыкальное произведение для оркестра.
Музыкальный руководитель : Как называется оркестр, который исполняет большие произведения? (показывает слайд - симфонический оркестр)
Дети: Симфонический.
Музыкальный руководитель : Сейчас послушайте внимательно отрывок из финала, а потом скажете, как изменилась русская народная мелодия.
Исполняется 4 симфония-финал (отрывок) П. И. Чайковского. (ответы детей).
Музыкальный руководитель : Мощное громогласье всего оркестра сменяется скромной, бесхитростной мелодией русской народной песни. В своем развитии она многократно изменяется, преображая, то черты лирической жалобы, то тревожного вопроса недоумения.
Сейчас загадка: узнать по губам русскую народную песню («Пошла млада за водой»). (Дети узнают песню). Ребята, как вы думаете, почему в этой песне такие слова: грать, вдарюсь об землю, млада?
Дети: Потому что эту песню написал народ.
Музыкальный руководитель : А сейчас инсценировка песни «Пошла млада за водой» (пение с солистами).
Дети инсценируют песню «Пошла млада за водой».
Музыкальный руководитель : Я предлагаю вам быть композиторами. А что делают композиторы?
Дети: Сочиняют музыку.
Музыкальный руководитель : Вот и вы сейчас будете сочинять свою музыку на слова народные : «Как под мельницей, под вертельницей подрались два карася, вот и песня вся».
Неожиданно появляется скоморох с корзиной, в которой–музыкальные инструменты.
Скоморох: Эй, здорово, ребятишки,
Мои знакомые – девчонки и мальчишки!
Эй, матрешки – подружки, веселушки, хохотушки!
Эй, Ваньки – встаньки молодцы, озорные удальцы!
Сейчас я сочиню свою песню. (Поет резко, утрированно «Как под мельницей…»)
Музыкальный руководитель : Ой, Скоморох, ты что-то так резко, некрасиво поешь. Вот послушай, как сейчас ребята споют.
Поют 2 – 3 ребенка.
Скоморох: Молодцы, ребята, мне очень понравились ваши песенки. А повторите мою веселую скороговорку: «Течет речка, печет печка».
Дети пробуют повторить.
Скоморох: Отгадайте-ка загадку: «Всех кормит с охотою, а сама безротая. (ложка). Я вам приготовил ложки и предлагаю поиграть на них.
Дети разбирают музыкальные инструменты и встают полукругом.
Скоморох (объявляет) : Русская народная песня «Во кузнице».
Исполняется песня в сопровождении оркестра. После исполнения скоморох говорит: «Побежал веселить других детей, а вы не скучайте!»
Музыкальный руководитель : Шутки, прибаутки, веселье –
Приглашаю покататься на карусели.
Проводится игра «Карусель» русская народная мелодия.
(исполняется хороводный и дробный шаг, в конце друг другу поклон).
Проводится речевая игра «Козы».
Музыкальный руководитель : Ребята, чем мы сегодня занимались с вами? Что вам запомнилось и понравилось, что было легко или трудно? (ответы детей). Какое у вас настроение? Давайте мы подарим наше настроение гостям.
Пиктограмма «Азбука настроений».
Музыкальный руководитель прощается с детьми «До свидания» с поклоном, дети также с поклоном прощаются и выходят из зала под русскую народную мелодию «Калинка».