Наталия Зачиняева
Консультация «Восприятие мира и сенсорное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Сотни тысяч улиток отдали жизнь, чтобы римский император мог носить мантию пурпурного цвета. За множество веков, прошедших с тех пор, изобретены рецепты получения тысяч цветов всех мыслимых и немыслимых оттенков. Сегодня мы не только воспроизводим природные цвета в их естественной красоте - лазурное небо, бирюзовое море, изумрудную зелень,- но и сами создаем искусственные цвета в бытовых предметах - неоновые огни, сложную палитру фейерверка, голубое мерцание телевидения.
Публикация «Консультация „Восприятие мира и сенсорное развитие“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Не случайно великий Гете, один из самых тонких знатоков теории цвета размышлял так: «Цвет сам по себе, независимо от других цветов, воздействует на нас, так сказать, патологически, уводя в область определенных ощущений. Временами цвета нас облагораживают, делая великодушными, временами заставляют опускаться до грубости и
вулы арности, вызывают бурный поток устремлений или спокойное течение желаний»
Познание окружающего мира начинается с различных ощущений и
восприятий. Чем богаче ощущения и восприятия, тем красочнее, шире и
многограннее «картина мира», постепенно складывающаяся в сознании человека.
Вот почему основой общего развития детей дошкольного и младшего школьного возраста выступает сенсорная культура (слово «сенсорный» берет свое начало от латинского слова «sensus» - буквально «чувство» «ощущение», «восприятие», «способность ощущения»).
В современной педагогике и психологии сенсорное восприятие понимается как целенаправленное, систематическое, научно обоснованное
развитие ощущений и восприятий, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Эстетическое развитие детей (равно интеллектуальное) питается из неистощимого родника сенсорной культуры. Но если умственное воспитание предполагает освоение детьми сенсорных эталонов в «чистом» виде, то художественно - эстетическое возводит все воспринимаемые свойства предметов и явлений окружающего мира на пьедестал эстетической ценности.
Цвет, форма, ритм, композиция выступают при этом как носители эстетической информации. А это значит, что помимо основного содержания, они раскрывают глубинный смысл, отражающий не только и
не столько знание ребенка о мире, сколько его отношение к миру и самому себе в этом мире.
Давайте попробуем посмотреть на художественно - дидактические игры как форму обучения, основанную на сенсорных впечатлениях и направленную на воспитание сенсорной культуры детей. Известный детский психолог Александр Владимирович Запорожец говорил: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей»
В дидактической игре содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности маленьких детей: замысел (задача, содержание, игровой деятельности маленьких детей: замысел (задача, содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме, что обусловлено особой ролью художественно - дидактической игры в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего дошкольного возраста. Приглашаем к размышлениям на тему. В чем своеобразие художественно - дидактических игр? Что такое дидактическая игрушка? Всегда ли «развивающие» игры развивают ребенка. ?