Ольга Родионова
Музыкальное воспитание дошкольников по системе К. Орфа
▼ Скачать + Заказать документы
«Шульверк. Музыка для детей»
В мировой педагогической практике существуют несколько известных кон-цепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа “Шульверк. Му-зыка для детей”.
Публикация «Музыкальное воспитание дошкольников по системе К, Орфа» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методика Карла Орфа
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Слово «Schulwerk», понятное без перевода педагогам всего мира, было со-здано самим Орфом и обозначает “обучение в действии”. Главный принцип этой педагогики — “учимся, делая и творя” — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирова-ния и тем самым раскрыть свой творческий потенциал.
Орф почитаем во всем мире как композитор, предложивший практическую и осуществимую модель музицирования с детьми. Вся «теория» его концепции зафиксирована в нотах — небольших и полных очарования партитурах для пе-ния, игры и танца с аккомпанементом орфовских инструментов. Каждая неболь-шая пьеса из «Шульверка» доступна в исполнении даже маленьким детям.
Преимущества методики:
• для организации музыкальных занятий не требуется специального музыкально-го образования педагога;
• система легко сочетается с другими методиками раннего развития детей за счет своей универсальности и экономичности, кроме этого высокая адаптивность к разнообразным национальным условиям позволяет использовать лучшие образ-цы народной культуры;
• методика Карла Орфа учитывает индивидуальные особенности ребенка и поз-воляет эффективно взаимодействовать детям с различными навыками, способно-стями и потребностями;
• методика закладывает огромный потенциал для развития детей раннего возрас-та и дальнейшей творческой деятельности.
• на музыкальных занятиях по методике Карла Орфа создается атмосфера игро-вого общения, где каждый ребенок наравне с взрослым может проявить свою ин-дивидуальность
• единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом ма-териале, творить, создавать образы и радоваться успехам.
• малыши учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая ак-тивность, развивается эмоциональная сфера.
• элементы системы музыкального воспитания направлены на развитие творче-ских способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий.
На комплексных музыкальных занятиях используются:
• Речевые упражнения. Развивают у ребенка чувство ритма, способствуют фор-мированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального разви-тия.
• Поэтическое музицирование. Этот элемент помогает детям ощутить гармонич-ное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова.
• Музыкально-двигательные упражнения. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов.
У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение.
• Игры с инструментами. Этот вид деятельности совершенствует ранее приобре-тенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся вза-имодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля.
Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов. Ударные и шумовые музы-кальные инструменты можно изготовить самостоятельно.
• Элементарный музыкальный театр. Этот элемент представляет собой интегра-тивную игровую форму деятельности, предполагающую одновременное воздей-ствие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразитель-ной игре.
• В качестве особых приемов организации театрализованной деятельности ис-пользуются игротренинги, которые помимо развивающих задач помогают ре-шить проблему полезного и увлекательного досуга.
В настоящее время в России появляется большой интерес к музыкальному воспитанию по концепции Орфа, она получает все большую популярность среди педагогов. О этом свидетельствует неугасимый интерес к семинарам, на которых можно получить практическую помощь в изучении основ орфовской музыкаль-ной педагогики.