Назарова Неля Владимировна
Музыкальное воспитание в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
ГБДОУ ДС №53 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга
Назаровой Н. В., музыкального руководителя
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ
В современном обществе перед музыкальным руководителем в дошкольном образовательном учреждении стоит несколько целей.
Публикация «Музыкальное воспитание в детском саду» размещена в разделах
При помощи музыки воспитывать в ребенке эмоциональную отзывчивость, восприимчивость к прекрасному. Приобщение к мировой музыкальной культуре. Воспитать любовь и интерес к этому виду искусства.
Предлагая вниманию ребёнка музыкальные произведения разный стилей и авторов, расширять и воспитывать его вкусы. Рассказывать о методах, которыми автор достиг выразительности в своем произведении.
Раскрыть ребенку азы музыкальной грамотности. Для лучшего восприятия музыки приобщать детей к самостоятельному музицированию. Прививать ребенку навыки в самых разных видах исполнительской деятельности: пении, ритмике, игры на музыкальных инструментах. Овладев самостоятельными действиями, ребенок будет действовать более осознанно и непринужденно, а результат будет более выразительным.
Становление и развитие всех способностей ребенка должно происходит в комплексе. Развивать музыкальность ребенка путем раскрытия его сенсорных способностей, обострения ладо-высотного слуха, развивать чувство ритма. Способности каждого ребенка позволяют формировать у него певческий голос, работать над выразительностью движений.
Привить вкус к красивой, качественной музыке. Полученные впечатления и представления о музыке складываются сначала в избирательное отношение к услышанным произведениям, которое со временем, с развитием и формированием вкуса преобразуется в оценочное.
Раскрывать у ребенка творческий подход к музыке. Для этого, используя такую привлекательную для детей форму как создание образов в играх и хороводах, исполняемых под музыку, можно подтолкнуть ребенка к придумыванию новых попевок, танцевальных импровизаций, новых сочетаний ранее полученных навыков.
Все эти методы воспитают ребенка самостоятельным, инициативным. Полученные знания и впечатления он будет переносить в повседневную жизнь. Уже не только в детском саду ему будет хотеться играть на музыкальных инструментах, петь выученные песни и придумывать новые, танцевать. Особенно это относится к детям средних и старших групп.
Важно, чтобы использовались сильные музыкальные произведения талантливых авторов. Не последнюю роль имеют методы и приемы подачи материала, формы организации занятий и пр. В ребенке от рождения заложена способность слышать и восхищаться музыкой, эту способность надо развивать и совершенствовать, учитывая индивидуальные особенности ребенка и его предпочтения вида творческой деятельности. Необходимо помнить, что задатки, заложенные природой, являются лишь основой, от которой берут начало в своем развитии как музыкальные способности, так и общие, человеческие.
Музыкальные способности, заложенные в каждом ребенке, проявляются по-разному и в разном возрасте. Некоторые малыши, еще не умея ходить, ярко проявляют три основные способности – чувство лада, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Развиваются эти способности легко и быстро, такие дети считаются музыкально одаренными. Другим детям музыка дается сложнее и времени для развития способностей надо больше. Способностью, которая развивается труднее всего, является музыкально-слуховые представления. Но музыкант-психолог Б. М. Теплов утверждает, что если к этому возрасту музыкальные способности не проявили себя, то этот никак не говорит о их слабости, а тем более отсутствии оных.
В детском саду ребенок занимается музыкой каждый день. К навыкам, которые дает семья, прибавляется музыкальная деятельность, которой ребенок занимается в детском саду. Музыкальное искусство – не самоцель, его значение трудно переоценить не только для умственного и эстетического воспитания, но и для нравственного и физического. Уже с полутора лет ребенок приобщается к искусству, которое будет рядом с ним вплоть до школьного возраста. На протяжении пяти лет с ребенком занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Ребенок учится петь, слушать музыку, играть на музыкальных инструментах, танцевать. И как результат – развитие памяти, укрепление голосовых связок, умение дышать правильно. Дополнительные преимущества – совершенствуется дикция, ребенок получает навык пропевать звуки, слова и целые предложения. Кроме того, в искусстве танца ребенок учится красиво, ритмично двигаться и держать осанку. Но не только – он учится выражать свои эмоции посредством мелодии, движения. Танец – это прекрасное подспорье физическому развитию, это укрепление позвоночника и верность координации движений. Более того, это способность находится на глазах у публики, а значит, развитие уверенности в себе, умение вести себя публично. Музыкальное образование расширяет кругозор, расширяет познания. Привитая любовь к музыке и навык ее слушать внимательно развивает усидчивость, обостряет внимание – а эти качества ребенку очень понадобятся в школе.
Занятия музыкой, положительно воздействуя на рост клеток мозга, ответственных за интеллект, закладывают основу успешного развития интеллектуальных способностей ребенка. Музыкальные занятия своим всесторонним влияниям на ребенка прекрасно подготавливают его к школе. Передовые методы, используемые на занятиях, тренируют память, развивают мышление и воображение с самого раннего возраста. Занятия музыкой незаменимы для его хорошего эмоционального состояния.
Список литературы:
1. Апраксина О. «Методика развития детского голоса» М. ,1983
2. Багадуров В. «Вокальное воспитание детей» М., 1980.
3. В. Ф. Иванников Методика поточного пения, Москва, 2005 год
4. Варламов А. Е. «Полная школа пения» Санкт – Петербург, издательство «Планета музыки», 2008г.
5. Вербов А. М. «Техника постановки голоса» Музгиз. 1961г
6. Дмитриев А. Основы вокальной методики. - Москва. Музыка. 1968
7. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж. СПб. 1996.
8. Емельянов В. В. Развитие голоса. Спб., 1997
9. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца. - Ленинград. Музыка 1977
10. Малахов. Современные дыхательные методики. _ Донецк. 2003
11. Назаренко И. «Искусство пения» М., 1963. 2-изд. М., 1966
12. Постановка голоса. Система практических упражнений: Методические рекомендации/ Составитель Л. В. Назарова; Под ред. Л. П. Шестеркиной. -- Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004.- 27 с.
13. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению, Москва, изд. «Прометей» МПГУ им. В. И. Ленина, 1992год
14. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой- Москва. ФИС,2000