Шарипова Лениза
Обучение дошкольников взаимодействию со сверстниками в системе игр
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема обучения взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками на сегодняшний день одна из актуальных и в возрастной психологии занимает одно из важных мест.
Взаимодействие представляет собой разновидность опосредованной или неопосредованной внутренней или внешней связи; при этом свойства любых объекта могут быть познанными или проявить себя только во взаимодействии с другими объектами. Взаимодействие детей дошкольного возраста друг с другом – это есть совокупность навыков и умений, которое помогают преодолеть препятствие в любой совместной деятельности детей (игра, выполнение задания на ООД) [8].
Публикация «Обучение дошкольников взаимодействию со сверстниками в системе игр» размещена в разделах
М. И. Лисина одна из первых известных психологов начавшая исследовать общение как особую коммуникативную деятельность, которая позволяла определять специфические особенности у детей дошкольного возраста с окружающими людьми – со сверстниками и взрослыми [6].
Л. Н. Глигузова предполагала, что взаимодействие большинство зависит от того, какое у ребенка общение с взрослыми с первых дней его жизни и как оно развивается по мере его взросления. По ее данным взаимодействие со сверстникам начинает складываться у детей уже на третьим году [3].
По В. Е. Кемеровау взаимодействие (сотрудничество) является неотъемлемой частью в процессе развития личности и является сущностью педагогической деятельности так как взаимодействие – понятие для обозначения воздействия вещей друг на друга, для отображения взаимосвязей между различными объектами, для характеристики форм человеческого события, человеческой деятельности и познания [4].
Одной из причин неумения дошкольников взаимодействовать друг с другом А. Д. Кошелева отмечает неразвитость личного поведения ребенка [5].
В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра, а в старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра. Игра имеет значительное место в жизни дошкольник. В процессе игры у детей формируется социальное поведение, самоутверждения, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации взаимодействия друг с другом [2].
В дошкольном образовательном учреждении дети взаимодействуют с друг другом оказывая сверстникам помощь в какие-то определённые моменты, разделяют веселье и грусть т. е. ребёнок приобретают практический опыт взаимодействия [7].
Таким образом, взаимодействие – это совместная работа для достижения одной общей цели. Обучение взаимодействию детей дошкольного возраста со сверстниками будет проходить эффективнее если в процессе организованной образовательной деятельности использовать метод игры.
Список использованной литературы
1. Волкова А. И. Психология общения / А. И. Волкова. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007. – 446с.
2. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2010. – № 6. – С. 61 – 64.
3. Галигузова, Л. Н. Как помочь наладить общение со сверстниками / Л. Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 1. – С. 111-113; С. 118-120.
4. Кемеров В. Е. Введение в социальную философию / Е. В. Кемеров Изд. 4-е, испр. – М: Мозаика-Синтез, 2011. – 314 с.
5. Кошелева А. Д. О контактах со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2009 – № 11 – С. 40 – 46.
6. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина; 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2009.- 276 с.
7. Смирнова Е. О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками / Е. О. Смирнова – М. : Мозаика-Синтез, 2012. – 199 с.
8. Воробьёва, М. В. Воспитание положительного отношения к сверстникам / М. В. Воробьёва // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 7. – С. 54-61.