Елена Пархомчук
Развитие дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности по методике Карла Орфа
▼ Скачать + Заказать документы
Методика Карла Орфа учитывает индивидуальные особенности ребёнка и позволяет эффектно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями. Методика закладывает огромный потенциал для развития детей в дошкольном возрасте и дальнейшей творческой деятельности. Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах.
Публикация «Развитие дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности по методике Карла Орфа» размещена в разделах
- Методика Карла Орфа
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения, которые легко можно изменять и придумывать новые вместе с детьми. Податливый материал для занятий побуждает детей фантазиро-вать, сочинять и импровизировать. Таким образом, на музыкальных занятиях достигается цель раз-вития творческого начала ребенка. Создаётся атмосфера игрового общения, где каждый ребёнок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность. Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Малыши учатся общаться со сверстниками.
У них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера. Элементы системы музыкального воспитания направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий. Приобщение детей к музыкальной культуре является важной составляющей художественно-эстетического развития дошкольников, способствует развитию музыкального вкуса, обогащению музыкальных впечатлений, развитию навыков движений под музыку, вызывает яркий эмоциональный отклик при ее восприятии.
Главный инструмент ребенка – это он сам: руки, ноги, хлопки, щелчки, движения, а также интонационно выразительная речь. Главное в методике – создать атмосферу радости, объединить музыку, движения и речь, тем самым развивать в ребенке творчество.
Виды музыкальных игр :
• Звучащие жесты,
• Речевые игры,
• Ритмическая разминка,
• Речевая диалогическая игра,
• Игровая песня,
• Двигательно-активная игра,
• Инструментально-исполнительская игра и др.
Звучащие жесты – это звуки человеческого тела, которые являются первым и естественным музыкальным инструментом, таящим в себе богатство тембров, притопы ногами, шлепки по коленям, хлопки и щелчки пальцами в сочетании между собой.
Например, «Веселые палочки».
Описание игры: дети сидят по кругу, перед ними лежат по две палочки (клавесы). Звучит му-зыка «Кукушка» Н. Варламова. Дети отстукивают ритм вначале по коленям, кулачками, щелчками, берут клавесы, ритмично стучат ими, после чего передают следующему ребёнку, игра продолжается по кругу.
Цель игры: музыкально-эмоциональное воспитание детей, развитие двигательных, слуховых, тактильных ощущений.
Речевые игры – это ритмические декламации стихотворного или прозаического текста. Ритм, который заключен в словах, ощущается детьми естественно и извлекается без всякого труда.
Ритмическая разминка: взаимодействие воспитателя и детей в движении с увеличением и замедлением темпа, воспроизведение заданного ритмического рисунка. Игра «Эхо» - внимательно прослушать ритм и воспроизвести его различными способами: хлопками в ладоши, по коленям, кулачками, деревянными ложками, с использованием других звучащих предметов.
Речевая диалоговая игра – для формирования ритмического интонационного слуха, навыков инструментального сопровождения речи. Непременным условием является выразительное мимическое сопровождение диалога, которое помогает формированию интонационной выразительности речи.
Цель: развитие быстрой и точной реакции, внимания, координации действий со всеми играющими.
Игровая песня воспитывает у детей навыки двигательной импровизации, воображение, фантазию, чувство юмора.
Описание игры: дети поют хором песню с простейшими движениями, хлопками, шлепками, приставными шагами. Затем двое детей образуют ворота, в которые поочередно входят четверо де-тей и замирают в образе какого-нибудь персонажа.
Цель: раскрепощение детей и создание психологически комфортной атмосферы, развитие артистических способностей.
Двигательно-активная игра учит передавать музыкальные образы в ритме музыки в соче-тании с элементами подвижной игры. Игра «Солнечный зайчик»
Описание игры: Видели ли дети солнечных зайчиков? А как они двигаются? Изобразите! На куплет песни дети танцуют с маракасами или мячами, а на последний аккорд дети стремятся найти «домик» - обруч. Обручей на один меньше, чем играющих детей. Выбывшие дети в центре комнаты поют, танцуют и аккомпанируют себе звучащими жестами.
Цель игры: создавать теплое, радостное настроение, развивать способность чувствовать и передавать другим эмоциональную теплоту и радость, развивать слуховое и зрительное воображе-ние, ассоциативное мышление.
Инструментально-исполнительская игра – сопровождение фонограммы ритмичным зву-чанием определенных музыкальных инструментов согласно поднятой карточке (слайда) с изображенным инструментом: металлофон, колокольчик, трещотка, треугольник и др.
Цель: развитие внимания, чувства ритма, музыкальных способностей и активного интереса к игре.
Игры с музыкальными инструментами.
Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля. Разнообразие шумовых инструментов, используемых на занятиях по технологии К. Орфа, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты, бубны, деревянные коробочки, маракасы, барабаны, и многие другие. Интересной находкой Орфа были стеклянные стаканчики, наполненные по-разному водой и таким образом настроенные на звуки определенной высоты. По ним играют деревянными или металлическими палочками. В детском саду широко используются различные дидактические развивающие игры, в том числе и на развитие слухового внимания, пальчиковые игры, сопровождаемые стихами. Активно используется предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук.
Музыкально-игровая деятельность способствует эмоциональному благополучию детей, поддержке инициативы и самостоятельности дошкольников; ориентирована на индивидуальные возможности и интересы каждого ребенка. А также музыкально-игровая деятельность способствует не только развитию музыкальных способностей, но и развитию речи, внимания, памяти, образного мышления.
По концепции К. Орфа работают многие педагоги мира, в том числе кандидат искусствове-дения Т. Э. Тютюнникова. Инструменты, применяемые в работе с дошкольниками по методике К. Орфа – ксилофон, металлофоны (большой и малый, треугольники, звоночки, маракасы, палочки и инструменты, а также шумовые инструменты, сделанные самими детьми с помощью взрослых.
Дети играют, не замечая, что их обучают. Игровое общение педагога и детей становится более результативным, эмоциональным, непредсказуемым, ярко запоминающимся. Конечно, такое обращение требует от педагога артистизма, заинтересованности в происходящем, отчего те и другие получают огромное удовольствие от такого союза. Если педагог сам увлечён, то он увлечёт и детей!
Звучащие жесты являются лучшим средством к импровизации, формированию чувства ритма. Также используются и речевые упражнения, основой для которых служит детский фольклор: считалки, потешки, дразнилки, прибаутки, за клички, песенки. Ритм, заключённый в словах и фразах ощущается детьми естественно и «извлекается без труда» : прохлопывается, притоптывается, пришлёпывается и переносится на инструменты. Единство речи, музыки, движения, игры на инструментах, обладают большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно оказывает мощное влияние на развитие личностных качеств : способность к импровизации, эмоциональность, навыки невербального общения, умения сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, умения находить в музыке средства гармонизации своего внутреннего мира.
Таким образом, подборка игр по методике К. Орфа заметно обогатит положительными эмоциями, как свободную самостоятельную деятельность ребенка, так и образовательную деятельность, сделает пребывание ребенка в детском саду содержательным, что способствует совершенствованию внимания, памяти, образного мышления, речи.