Марина Федорова
Учим чувствовать эмоциональную интонацию искусства. Музыкальное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
УЧИМ ЧУВСТВОВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ИНТОНАЦИЮ ИСКУССТВА.
Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира.
В. А. Сухомлинский
«Музыка для ребенка-мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость» - эти слова Н. А. Ветлугиной мы берем за основу в своей работе.
Публикация «Учим чувствовать эмоциональную интонацию искусства, Музыкальное воспитание дошкольников» размещена в разделах
Работа музыкального руководителя многогранна и очень ответственна! Мы помогаем малышам войти в этот мир, открыть его красоту, найти свое местечко в большом и незнакомом мире звуков и образов.
С давних времен во многих странах малыщам родители
клали в колыбель разнообразные яркие игрушки, которые непременно имели свой «голос». Сейчас мы их называем погремушками. Младенцы ощупывают их, пробуют на вкус, прислушиваются к звукам, которые они издают. Ребенок начинает познавать звуки мира…
Самые маленькие часто экспериментируют со звуками: стучат ладошками по поверхности стола, ложечкой по тарелке, крышкой от кастрюли…Их привлекают разнообразные звуки. Они пытаются услышать «голос» предметов. Иногда получается ритмический рисунок.
Музыкальные игрушки, которые изготавливали взрослые, дети используют в играх. Так родители учат детей слушать звуки окружающего мира.
Мамы и папы мечтают разглядеть в собственном ребёнке хотя бы маленький росток будущей талантливости, порадоваться рано проявившимся у него «удивительным» способностям. Кроме того, наверное, хотят видеть своего ребёнка добрым. Чутким, отзывчивым, понимающим и ценящим красоту в окружающем, человеческих отношениях, искусстве. Эти прекрасные человеческие качества могут быть воспитаны искусством, если начать с самого раннего детства.
В первые годы жизни ребёнок почти всё время находится в окружении самых близких людей, и только семья способна развить его эстетические чувства, интерес, и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает.
Основы эстетического воспитания закладываются в семье. Поэтому нужно, как можно многообразнее использовать возможности семьи.
Если мама просто напевает, ребенок уже приобщается к музыкальному искусству, и тем самым она передаёт ему частицу вдохновения. А когда у ребёнка есть брат или сестра, эстетические формы совместного досуга (чтение сказок, слушание музыки, постановка кукольного спектакля) могут стать одной из действенных форм укрепления семьи.
В результате общения с музыкой ребёнку передаётся её настроения и чувства : радость, тревога, сожаление и грусть, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки, благодаря ей развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Музыкальные способности могут проявляться рано, а их отсутствие (что может показаться вам на первый взгляд) нельзя считать действительным. Толька увлечённость и забота о приобщении ребёнка к музыке, создание вокруг него музыкально- эстетической среды и необходимых при этом знаний помогут заложить в ребёнке «ядро» музыкальности.
К сожалению, сейчас мало внимания уделяется формированию у малышей умения слушать звуки мира., к которым относятся и музыкальные звуки. Дети не отличают низкий женский голос от высокого мужского. Взрослым нужно больше внимания уделять формированию слуховой культуры дошкольников.
Приучая детей слушать звуки окружающего мира, звуки жизни, мы будем развивать у него способность слышать музыкальное произведение, воспринимать музыку!
Будет просто замечательно, если в репертуаре будут русские народные песни, раздольные и протяжные, нежные и лирические, звонкие и задорные, различные детские игровые потешки и призывы, заклички. А что нам может пригодиться для музыкальных занятий? Вероятно, самые разнообразные песенные и танцевальные мелодии – спокойные, плавные, отрывистые, грустные и радостные. В жанрах вальса, польки, современного танца, плясовой. Детей может привлечь и оркестровая музыка, но желательно с каким-нибудь солирующим инструментом. Например: скрипкой, гитарой, флейтой или баяном, главное, чтобы мелодии были несложные и понятные, прежде всего вам, а гармонии простые без резких диссонансов.
Но ребята не всегда слышат взрослых, своих сверстников, поэтому не могут воспринимать музыку, не могут сосредоточить внимание на окружающих их звуках. На помощь приходят педагоги, психологи. В программе «Звук -волшебник» Т. Н. Девятовой музыкальные руководители и воспитатели найдут методические рекомендации для реализации главных задач музыкального воспитания-научить ребенка понимать и принимать мир искусства.
«Не отрицая значения детского творчества или знаний детей о музыке для их музыкального развития, все-таки считаем, что главными умениями, которые следует формировать у дошкольников в процессе музыкальных занятий, являются умения слушать и слышать. Музыка- главный предмет изучения на любых музыкальных занятиях-постигается только благодаря этим двум взаимосвязанным умениям. Именно поэтому основной целью музыкальных программ для дошкольников должно стать формирование умения воспринимать и умения понимать музыку.
Формой проведения музыкальных занятий является так называемое комплексное занятие. Дошкольники одинаково предрасположены ко всем видам творческой деятельности. Они имеют определенные особенности в восприятии мира. Часто свои зрительные впечатления могут свободно переводить в слуховые и наоборот. Некоторые исследователи отмечают, что такими способностями, называемыми в психологии синестизическими, обладают все дети до пяти-шестилетнего возраста. Затем, правда, эти способности гаснут и остаются только у отдельных взрослых людей. Примеры таких способностей довольно часто встречаются у деятелей искусств : Н. А. Римский-Корсаков или А. Н. Скрябин, обладавшие «цветным» слухом; немецкие художники живописной школы Бема, которые могли «видеть» музыку; французский поэт А. Рембо или русский поэт К. Бальмонт, воспринимавшие «образы» цвета в звуковой форме и «образы» звука в цвете.» [1. стр. 166]
Важно учить дошкольников понимать смысл, содержание музыкального произведения. Отечественными психологами и исследователями детского творчества (Б. Асафьевым, В. Медушевским, Н. Ветлугиной, Б. Тепловым и др.) выдвигалась идея о том, что эмоционально-смысловая интонация может служить базой, на которой выстраивается понимание детьми художественного и музыкального произведения.
Также считается, что все виды искусства имеют одну основу-эмоциональную интонацию, а ее освоение ребенком приводит к пониманию главного содержания художественного произведения.
«Примеры из работ психологов, музыковедов, педагогов, занимавшихся вопросами детского творчества в разных видах искусства, свидетельствует о том, что одним из методических путей к осознанию ребенком смысла, пафоса, идеи художественного произведения является, прежде всего, прочувствование и осознание главной интонации искусства. Затем уже осознанная и прочувствованная интонация приведет малыша к пониманию художественного произведения в целом-его идеи или основного содержания. Но первоначальное прочувствование интонации невозможно без сформированного умения «видеть» и слышать эту интонацию в разных видах искусства. Поэтому-то так необходимо развивать у дошкольников умение слушать-для постижения музыкального искусства, умение видеть и понимать!
Только высокообразованные и духовно богатые педагоги, понимающие и разбирающиеся в музыке и литературе, знающие стили архитектуры, четко представляющие ход развития человеческой цивилизации смогут привести в этот мир новое поколение!
Список использованной литературы
1. Т. Н. Девятова «Звук-волшебник» Москва 2006
2. Н. А. Ветлугина Методика музыкального воспитания в детском саду Москва 1982
©Федорова М. В. 2017