Алефтина Козлова
Музыкально-тематическое занятие в старшей группе «Приглашение в гости девушки Танслу»
Приглашение в гости девушки Танслу
Цель : Приобщение к национальной культуре русского и чувашского народа,
укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций.
Задачи:
Образовательные:
1. Углублять у детей представление о связи музыки с жизнью и деятельности человека.
2. Приобщать детей к сольному исполнению знакомых песен.
Развивающие:
1. Развиватьголоса детей, петь звонко, чисто интонируя.
Публикация «Музыкально-тематическое занятие в старшей группе „Приглашение в гости девушки Танслу“» размещена в разделах
2. Формироватьустойчивую потребность участвовать в музыкальном творчестве, в фольклорном действии.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и интерес к музыке русского и чувашского народа.
Музыкальный репертуар :
«Илемле» чувашская народная мелодия
«Полька» музыка Дунаевского
«Тухха Ванюк» чувашская народная мелодия
«песня вышивальщиц музыка Г. Лебедева
«Вырастает город» музыка неизвестного автора
«Пахчи – пахчи» музыка Г. Лебедева
Оборудование и материал: схемы для движений, схемы подвижных нот, вышивка, колокольчики, аккордеон. дидактическая игра «Угадай жанр музыки», мольберт.
Ход занятия
Звучит чувашская мелодия «Илемле»,дети входят в зал, проходят змейкой и встают в круг.
За ними входит воспитатель в роли девушки Танслу в чувашском национальном костюме.
Музыкальный руководитель :
Ребята, сегодня к нам пришла гостья в таком красивом наряде. Давайте спросим как ее зовут?
Воспитатель:
Я девушка Танслу.
Музыкальный руководитель :
Какое необычное у Вас имя.
Воспитатель:
Танслу означает – красавица утренней зари.
Музыкальный руководитель :
Дорогая Танслу посмотри, какие красивые у нас дети все они похожи на эти цветы на лесной поляне. ( показ схемы: ромашке в паре с колокольчиком).Девочки у нас будут ромашками, а мальчики колокольчиками).Мальчики приглашают девочек и становятся парами лицом друг другу.
Музыкальный руководитель :
Ребята, а какое упражнение мы можем выполнить стоя парами лицом друг к другу?
Ответы детей (боковой галоп)
Музыкальный руководитель :
Правильно, ребята. А как нужно выполнять это упражнение?
Ответы детей (легко, красиво)
Выполнение детьми бокового галопа.
Воспитатель:
Ребята, а сейчас я вас хочу пригласить к столам и выполнить задание. Детям предлагается дидактическая игра»Определи жанр музыкального произведения» «музыкальный руководитель объясняет игру)
Ребята, а какие жанры музыки вы знаете
Ответы детей (песня, танец)
Дети выполняют задание складывая из первых букв слова (песня, танец)
Музыкальный руководитель :
Ребята,вы молодцы. Быстро справились с этим трудным заданием. Я вас и нашу гостью приглашаю присесть отдохнуть и продолжить разговор о жанре музыки – песня.
Дети садятся,воспитатель тоже присаживается и берет в руки вышивку.
Музыкальный руководитель :
Танслу, где вы купили такой красивый наряд,великолепно вышитый коврик?
Воспитатель:
Разве это можно купить? Все что вы видите, я сделала сама. вырастила лен, напряла нити, окрасила их в разные цвета, соткала полотно и украсила его вышивкой.
Музыкальный руководитель :
А кто тебя этому научил?
Воспитатель:
Рассказ воспитателя о себе – моя мама и бабушка начали учить меня, когда я была совсем маленькая, как вы сейчас, а работать мне помогала песня.
Музыкальный руководитель :
Ребята, сегодня мы с вами будем слушать песню»Выщивальщиц»музыку написал чувашский композитор Л. Лебедев. Я ее буду исполнять на русском языке,а 2 куплет Танслу исполнит нам на чувашском языке.
Вопросы к детям.
Вам понравилась эта мелодия?
Ответы детей:
А какая музыка по характеру?
Ответы детей (красивая, ласковая, напевная)
А почему вы решили что это песня?
Ответы детей: (есть слова)
) Музыкальный руководитель :
Танслу, нам очень понравилось исполнение песни на чувашском языке.
Наши ребята тоже хотят исполнить для тебя свои песни.
Дидактическая игра: «Нотки – шалунишки»
Ребята, давайте вспомним куда может двигаться музыка?
Ответы детей:(вверх, вниз, стоять на месте)
Наши нотки – шалунишки помогут нам сегодня спеть попевку – лесенка
Дети исполняют (воспитатель показывает движение мелодии)
Музыкальный руководитель :
Наши ребята очень любят свой город и знают о нем песню.
Ребята, как мы будем исполнять эту песню
Ответы детей (звонко,дружно)
Ребята, а запевать эту песню будут девочки –солисты
Песня о Новочебоксарске
Музыкальный руководитель :
Молодцы, пели дружно, звонко, слушали в пении друг друга
Ребята,а эту песню мы попробуем исполнить на чувашском языке,но как она называется вы должны узнать прослушав музыкальное вступление Музыкальный руководитель исполняет вступление к песне»Пахчи – пахчи»
Ответы детей.
Исполнение песни (используя на музыкальное вступление музыкальные инструменты – колокольчики)
Воспитатель:
Мне очень понравилось как вы спели эту песню. Пели звонко, красиво, дружно.
Музыкальный руководитель :
Читает стихотворение: Мы на Волжском берегу крутом,
Как семья единая живем.
Край чувашский устремлен всегда вперед,
Славен доблестным трудом своим народ.
Музыкальный руководитель :
Наши дети, Танслу умеют трудиться, петь, а еще умеют танцевать.
Я приглашаю всех в круг на хороводную игру»Тухха – Ванюк»(считалкой выбирают дети Ваню)
Ребята, а как нужно петь в хороводе и исполнять движения в хороводе?
Ответы детей
Исполнение хоровода»Тухха – Ванюк»
Воспитатель:
Спасибо,вам ребята за ваши песни, пляски. Мне у вас очень понравилось в гостях.
Танслу не прощается с детьми, дети приглашают ее в гости, в группу.
Дети прощаются с музыкальным руководителем и под музыку чувашской народной мелодии «Илемле» уходят из зала.