Получи документы

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Глафира Дробот
Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

"Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкально - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".

Цель: Методом приобщения детей к игровому творчеству через музыкально-дидактические игры, пособия, побудить интерес к развитию музыкально-творческих способностей детей.

Задачи:

Темочки:

• Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука : высота, тембр, динамика, ритм, длительность, умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.

• Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности : игровой, исследовательской, исполнительской.

*Координировать музыкальное воспитание при взаимодействии детей и взрослых в семье через консультации и беседы.

Приобщение ребёнка к миру музыки возможно лишь в том случае, если он понимает, о чем «рассказывает» музыка, какими выразительными средствами достигается эмоциональное состояние ребёнка, способностью сравнивать услышанное с чем-то предметным, уже встречавшимся ему в жизни. Музыкальные образы «…побуждают ребенка к сопереживанию и заставляют задуматься над тем, о чем музыка «рассказывает», - пишет Н. А. Ветлугина. – Ребенок не просто воспринимает музыкальные звуки, красоту и гармоничность их сочетаний, но стремится сопоставить все это с чем-то реальным».

Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поскольку, формирует у детей умение различать все средства музыкальной выразительности : высоту, тембр, длительность и силу звука.

Музыкально-дидактическая игра, как игровой метод обучения, направлена на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке; как самостоятельную игровую деятельность; как средство музыкального общения и развития ребенка. Основное её назначение - в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты, привлечь детей к творчеству, активизировать пассивных детей к игре, содействовать формированию музыкальных представлений и интересов. Она обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального слуха.

Музыкально-дидактическим играм присущи две функции в процессе обучения. Первая функция - совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а преобразовывает их, в зависимости от игровой ситуации.

И вторая функция дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

Музыкально-дидактические игры объединяют все разделы музыкального воспитания детей, а именно: пения, слушания, музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных инструментах. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате, дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку, у них формируются необходимые черты личности: чувство товарищества, ответственности, коллективизма.

Главная задача дидактического материала - развитие у детей музыкального восприятия. Любые игровые действия помогают ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем, применить их в своих действиях. Для выполнения задач, поставленных в той или иной музыкально-дидактической игре, необходимо проводить игровые упражнения, варьировать игры, постепенно создавать и усложнять проблему.

Результативность обучения в музыкально-дидактической игре повышается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в игре, становится её полноправным участником.

Игра - прекрасная форма деятельности, позволяющая раскрыться малоактивным и застенчивым детям, помочь им войти в мир игры и творчества, дать возможность почувствовать себя нужным, расположить к себе детей. Руководя игрой, воспитатель или музыкальный руководитель следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся стимулом для желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

Определяя виды музыкально- дидактических игр, необходимо их классифицировать. К. Тарасова делит музыкально- дидактические игры на :

1. Сюжетно-ролевые;

2. Настольные;

3. Подвижные.

Сюжетно-ролевые – это музыкально- дидактические игры, имеющие определенный сюжет и роли. Например: «Солнышко и дождик», «Что в корзиночке моей?», «Кого встретил колобок», «Музыкальная шкатулка», «Веселый поезд».

Настольные игры – это игры на ограниченном пространстве с использованием наглядных пособий. Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина, классифицируют настольные музыкально- дидактические игры по четырем позициям :

1. Игры, развивающие у детей звуковысотный слух :

«Качели», «Эхо», «Труба»…;

2. Игры, развивающие ритмические слух : «Петушок», «Курочки и

цыпленок», «Ритмическое лото»…;

3. Игры, развивающие тембровый слух : «Угадай, на чем играю?»,

«Музыкальные инструменты»…;

4. Игры, развивающие динамический слух : «Громко – тихо», «Кто самый

внимательный».

Подвижные игры – это хороводные, с элементами соревнования под музыку.

Уже с раннего возраста дети начинают знакомиться с музыкальными инструментами такими, как погремушка. На этом этапе дети ещё неосознанно знакомятся с тембровым звучанием инструмента,

В младшей группе дети способны различать регистры, тембровую окраску двух инструментов, несложный ритм, различают громкое и тихое звучание, узнают знакомые песни и танцы. Учатся различать звучание бубна (ходьба стайкой за воспитателем) и погремушки (лёгкий бег). Чтобы заинтересовать детей и создать радостное настроение, уместно использовать игрушку или сказочного героя, который принесёт корзиночку с погремушками. В этом возрасте ребенок учится различать основные свойства музыкального звука : высоту, длительность, тембр, силу. Дети различают контрастное звучание и воспроизводят его Можно использовать такие дидактические игры, как «Птица и птенчики», «Лесенка», «Чудесный мешочек»

В средней группе большое внимание уделяется развитию творчества детей в музыкальной деятельности по принципу «Эхо», «Вопросы-ответы», загадки. Игры на развитие звуковысотного слуха: «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» «Угадай-ка»Игры на развитие ритмического чувства детей : «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости». Игры для развития тембрового слуха : «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» «Колобок». Игры, развивающие динамический слух : «Громко - тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона»… Дети с радостью задают свои «вопросы» друг другу на выбранном ими музыкальном инструменте – бубне, барабане, металлофоне. А так же любят использовать различные пособия-карточки.

В старшей группе продолжается развитие музыкально-игрового творчества в музыкальной деятельности, но, теперь необходимо соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать музыкальное произведение.

Для лучшего усвоения средств музыкальной выразительности, с первых занятий, при исполнении попевок, нужно дать детям представление наглядного движения мотива с помощью показа рукой высоты звука. Хорошо использовать лесенку с пятью и с семью ступенями.

Музыкально-дидактическая игра «Ступеньки»

Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик, детские музыкальные инструменты (металлофон, аккордеон, губная гармошка).

Ход игры. Ребенок – ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой. В игре участвует несколько детей.

При разучивании попевок предлагается использовать такие игры : «Заинька», «В огороде заинька», «Чик-чирик», «Лиса», «У кота»

Музыкально-дидактические игры способствуют развитию интонационной фразировке и в песенном творчестве. Помогают научить детей петь чисто, выразительно, непринужденно, протяжно или легко, отрывисто. Отличный пример, когда дети могут петь песню по фразам, учась брать правильно дыхание перед началом, затем, уступить продолжение следующей фразы своему товарищу, где, тоже нужно взять вовремя дыхание и удерживать его до конца. Можно пофантазировать и пропеть фразы поочерёдно, разными голосами, т. е. сымитировать любого персонажа. Это игровое творчество побуждает детей к ощущению сопричастности, взаимовыручке, импровизации, угадыванию и оцениванию исполнения. В свободное от занятий время дети могут самостоятельно организовать различные музыкально-дидактические игры, связанные с пением.

«Повтори звуки»

Игровой материал. Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков; красный – «дан», желтый – «динь», зеленый – «дон»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждом по одному); металлофон.

Ход игры. Воспитатель – ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы) : дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы) : дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы) : «динь-динь-динь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке.

Воспитатель показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь — динь-динь» (соль первой октавы). Воспитатель дает ему карточку, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.

Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).

В игре участвует любое количество детей (в зависимости от игрового материала). Но при этом надо помнить, что каждый участник получит маленькую карточку только тогда, когда споет соответствующий звук или сыграет его на металлофоне.

Музыкально-дидактические игры, развивающие ритмический слух, помогают ребенку правильно выполнять ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки, у них развивается музыкально-слуховое восприятие, что необходимо им в дальнейшем в самостоятельной музыкальной деятельности. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движение.

«Не зевай»

Задачи: научить детей воспринимать и правильно передавать несложный ритмический рисунок, развивать память, совершенствовать умение различать структуру музыкального произведения.

«Раз, два, три, ребенок исполняет на муз. инструменте ритм

Не зевай! передает соседу муз. инструмент

Поиграл – выполняют действия первой строки

Передай! передают следующему соседу

Раз, два, три, выполняют действия первой строки

Не спеши! передают следующему соседу

Как играть – выполняют действия первой строки

Покажи!»

Оборудование: любой музыкальный инструмент.

Правила игры : дети сидят на ковре, одному из ребят педагог дает музыкальный инструмент. Под текст дети выполняют задания, у кого остался музыкальный инструмент придумывает свой ритмический рисунок, а дети повторяют его хлопками.

Музыкально-дидактическая подвижная игра всегда требует слуховой сосредоточенности. В таких играх всегда есть элемент соревнования в увертливости и ловкости. Ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть, музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели. В таких играх у детей развивается чувство товарищества, ответственность.

Для знакомства с детскими музыкальными инструментами можно использовать музыкально-дидактические игры : «Весёлый бубен», «Весёлые музыканты», «Музыкальные инструменты» и т. д.

«Веселый бубен»

Задачи: развитие тембрового слуха, внимания и чувства ритма.

«В руки ты его возьмешь,

То ударишь, то встряхнешь,

Никогда он не скучает,

Угадай, какой играет?»

Оборудование: бубны нескольких видов (маленький, средний, большой).

Правила игры : дети стоят спиной в круг, в центре круга ребенок с разными бубнами. Дети поют, а ведущий двигается хороводным шагом, по завершении песни останавливается и играет в бубен. Тот ребенок, за спиной которого он остановился должен узнать и сказать, какой из бубнов звучал. Если он ответил правильно, он становиться ведущим.

Особую роль в развитии музыкального творчества детей играют детские музыкальные инструменты, которые могут быть не только весёлыми музыкантами, но и умелыми рассказчиками. Начинается такое творчество-импровизация с самого простого: два-три разнохарактерных инструмента и 2-3 персонажа придуманной сказки или истории. В качестве примера можно привести сказку «Медведь и пчелы». После одного, двух прочтений, дополнений, изменений, дети выбирают инструменты к своим персонажам и с большим удовольствием озвучивают сказку.

Творческое задание.

Эту сказку мы сейчас с вами разыграем. Выбирайте инструменты. Медведя будет играть барабан. Пчёлы – это бубны и колокольчик, птички – треугольник,

Погремушки – это шум спиливания ветки, белочке мы дадим кастаньеты, а оленю – музыкальную коробочку. Музыкальный молоточек – сук обломился.

Внимательно слушайте сказку и вовремя вступайте в игру-диалог.

«Медведь и пчёлы»

- Шел однажды по лесу медведь. Захотелось ему медку покушать. Вдруг видит он улей, полный меда, а пчелы в нем так и жужжат. Знал медведь, что связываться с пчелами опасно, но уж больно меда ему захотелось. «Авось не покусают», - подумал медведь и полез в улей. Тут пчелы накинулись на него и стали больно жалить. Завыл медведь, застонал медведь. Еле ноги унес! Бежит по лесу, а сам пчелам грозит: «Вот ужо я вас! Спилю сейчас сук побольше и всех вас разгоню!» Вскарабкался он на дерево, сел на самый толстый сук и начал пилить его.

Летела мимо птичка – синичка. Увидела она медведя и говорит ему: «Не пили, медведь, ветку! И сам упадешь и гнездышко мое разоришь!» - прощебетала она ему тоненьким голосом.

«Без тебя обойдусь!» - прорычал в ответ медведь, а сам продолжает пилить ветку.

Скакала по веткам белочка. Увидела она медведя и говорит ему: «Перестань, косолапый, пилить. Всех бельчат разбудишь и сам упадешь!»

«Скачи своей дорогой», - буркнул медведь, а сам дальше пилит.

Пробегал мимо олень с оленятами. «Не пили, медведь, сук! Нас без свежей листвы оставишь и сам упадёшь!»

Не слушает медведь никого, знай себе, пилит.

Вылезли из нор своих все маленькие зверьки: мышки, ежики, кроты. Смотрят, а медведь все пилит. Тут мимо ворона летела и каркнула: «Ой, упадет медведь!»

Тут сук обломился и рухнул. Упал медведь с дерева, все бока себе отшиб. Заплакал, застонал : «Простите меня, друзья! Всех вас обидел и сам пострадал!»

Пожалели звери незадачливого медведя. Помогли подняться. И впредь ему наказали: «Никогда не пили сук, на котором сидишь!»

Всем спасибо. Вы замечательно обыграли сказку, даже весело было.

Такие игры помогают развить музыкальный слух у детей, музыкальную память, чувство ритма, пробуждают фантазию детей. Открывают большое поле для творчества детей.

Используя музыкально-дидактические игры в повседневной жизни дошкольников можно наблюдать, как дети заинтересованно проявляют желание к познанию, творчеству, импровизации, стремлению проявить себя в игровом образе, уверенно справляются с заданиями песенно-творческого плана, музыкально - ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах. Положительные результаты, достигнутые ребенком в ходе обучающих игр, формируют у него уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание достичь успеха. У них формируется умение оценить прослушанное произведение.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, что положительно влияет на здоровье ребенка.

Давая творческие задания детям надо дифференцированно подходить к уровню развития музыкальных способностей. Ребёнок должен получить удовлетворение от реализации полученных знаний.

Неоднократные наблюдения за детьми показали, что в процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации. Наглядные пособия, музыкально-дидактические игры – очень эффективное средство, воздействующее на ребенка и создающее определенные образы для восприятия и запоминания.

Рекомендации для родителей.

по развитию музыкального творчества в семье.

В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Но и в семье музыкальное воспитание ребёнка даёт свои преимущества. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка. Находясь дома, очень полезно расспросить ребёнка о том, что было интересного в детском саду. Предложить спеть песенку, станцевать то, что разучивали на занятии и исполняли на празднике. Полезно закреплять полученные впечатления. Играя дома с игрушками, дети могут сочинять музыку во время игр и очень хорошо, если родители поощряют их творческую деятельность. Необязательно иметь дома музыкальный инструмент, чтобы устроить настоящий концерт. Прекрасно для этих целей подойдёт кастрюля, сковорода, крышка, металлическая чашка, ложки. Сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от ребёнка.

В семье наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному искусству является слушание музыки, которое развивает у ребёнка эмоциональную отзывчивость, вырабатывает художественный вкус, способствует формированию эстетических идеалов, помогает понимать прекрасное в жизни. Если в семье любят и понимают музыку и такое же отношение к ней стараются передать и ребёнку, тогда и он начинает понимать и любить её. Слушая музыку в записи, дети учатся различать характер музыкальных произведений, у них накапливается багаж музыкальных впечатлений. Хорошо, если слушание музыки связывается с каким-либо событием. Например: посещение цирка созвучно слушанию пьесы «Клоуны» Кабалевского, «Смелый наездник» Шумана, «Медведь, танцующий под флейту» Александрова. Эти встречи со знакомыми музыкальными образами, совпадающими с образами, увиденными в жизни, закрепляют у него стойкий интерес к музыке. Теперь ему полезно дать послушать новую музыку, чтобы он попытался в ней услышать сам, о чём она рассказывает, какие чувства и настроения несёт в себе. Нельзя давать сразу много произведений для слушания, а также принуждать ребёнка помимо его воли слушать музыку. Это вызывает сопротивление и нежелание слушать музыку.

Для развития ритмического слуха детей очень хорошо во время прогулки с ними проговаривать в ритм шага коротенькие стихи, а потом пропеть их на сочинённую мелодию. Это увлекает ребёнка. Вот такие стихи помогут «поиграть» с дождиком.

Дождик.

Кап-кап, тук-тук, дождик по дорожке.

Выбежали дети, ловят капли эти, выставив ладошки.

А эти – изобразить зайчика, обыграть в действии.

Зайчик.

Ушки длинные, куцый хвост,

Небольшой у зайки рост.

В огороде побывал - там капусты пожевал.

Длинноногий, скок да скок!

Мы за ним – он наутёк!

Будьте всегда с детьми, слушайте вместе музыку, радуйтесь и переживайте, обсуждайте и подыгрывайте на каком-либо инструменте, играйте с ними, общайтесь, интересуйтесь, обучайте и сами принимайте участие в игре.

А вот несколько рекомендаций, которые помогут вам путешествовать в мире детства и музыки.

* Пусть в вашем доме царит дух любви и уважения к музыке, а она будет желанным гостем в вашем доме.

* Постигайте музыку вместе с ребёнком, удивляйтесь, огорчайтесь, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит.

*Пусть у ребё нка будет много звучащих игрушек: барабанчиков, погремушек, дудочек, металлофонов и ксилофонов, разных деревянных коробочек. Организуйте семейный оркестр дома, и вы увидите, что радости ребёнка не будет предела.

*Приучайте детей к внимательному слушанию музыки.

*Отнеситесь к музыкальному развитию ребёнка со всей серьёзностью, и вы увидите, что добились очень многого в его правильном воспитании.

* Не огорчайтесь, если у вашего ребёнка нет желания исполнить песенку или танцевальные движения далеки от совершенства. Этот опыт накопления обязательно перейдёт из количественного в качественный. Но, для этого потребуется время и терпение.

* Не прикрепляйте вашему ребёнку ярлык «немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность в нём развить.

Публикации по теме:

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Музыкально — ритмическая композиция «Карнавал» для детей старшего дошкольного возрастаМузыкально — ритмическая композиция «Карнавал» для детей старшего дошкольного возраста Музыкальное сопровождение - «Новогодняя» - музыка и слова С. Елизарова, исполняет Марина Петромаева и ансамбль " Льдинка" Время музыкальной.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 января 2020 в 13:21
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Глафира Дробот (УИ 535189) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД