Татьяна Киреева
Музыкально-ритмическая деятельность как средство формирования художественно-творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально - ритмическая деятельность, как средство формирования художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста.
«Самое лучшее, что есть в жизни-
это свободное движение под музыку»
А. И. Буренина.
Педагогическая идея по данному вопросу основывается на формирование творческих способностей дошкольников, улучшение их психофизического состояния посредством музыкально- ритмических движений.
Публикация «Музыкально-ритмическая деятельность как средство формирования художественно-творческих способностей детей» размещена в разделах
Последовательная и систематическая работа над решением задач в сфере музыкально- ритмической и танцевальной деятельности, развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально - динамическому осмыслению движений. Творчество детей возрастает и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в музыкально - ритмическом и танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью. Всё это наполняет ребёнка радостью, а создание радостных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении - главная задача педагога.
Ориентируясь на исследования Н. Ветлугиной, А. Шевчук, в своей работе над данной проблемой, выделила наиболее значимые виды музыкально - ритмической деятельности (музыкально - ритмические упражнения, игры, танцы, музыкально - дидактические игры).
Работа построена на системе взаимодействия с воспитателями детского сада. Процесс проведения занятий носит более полноценный характер, если воспитатель является помощником и партнером в проведении занятия. Зная своих детей, педагог помогает отследить творческие процессы взаимодействия детей в коллективе, их эмоциональное состояние и оказать помощь в проведении индивидуальной работы.
Естественные движения под музыку даются детям легко, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, выбирать наиболее подходящие для того или иного сюжета образные и выразительные композиции. В ритмических движениях не звучит слово, однако выразительность пластики тела является интернациональным языком, и понятен взрослым и детям. Основой, конечно, является музыка, т. к. это идеальный образец организованного движения и дает четкое представление между временем, пространством и движением. Современность и актуальность этого вида музыкального воспитания по сей день широко используется многими специалистами по музыкальному и физическому воспитанию. Именно развитие музыкального ритма формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
Музыкально - ритмическая деятельность включает в себя : музыку, драматизацию, пантомиму, пластику и танец. Эта деятельность возникает и опирается на привычную и увлекательную для детей игровую деятельность, в процессе которой особенно ярко развивается творческое воображение ребёнка.
Сила и преимущество музыкально- ритмической деятельности для формирования детского художественного творчества состоит в том, что она является синтезом нескольких видов искусств: музыки, драматизации, пластики, пантомимы и хореографии, объединяемых в единое художественное целое посредством создания музыкально - пластического образа.
Драматизация предусматривает развитие сюжета, действия танцевальных композиций и спектаклей. Развитие действия складывается в мимических рассказах, в разнообразных пантомимах- выразительных движениях и позах тела, с помощью которых человек создает художественный образ и выражает свои эмоции. Раскрытие смысла поступков действующих лиц, характер персонажей передаётся через музыку и пластику человеческого тела.
Танец, пантомима и пластика, являющиеся формами музыкально-хореографической драматургии, представляют собой двигательные выразительно - изобразительные средства поэтического содержания музыки, посредством которых создается художественный образ.
В процесс музыкально-ритмического творчества входит сочинение и исполнение детьми собственных музыкальных движений, упражнений, этюдов, танцевальных сценок, спектаклей, игр.
Работая над этой темой, с использованием в своей работе инновационных технологий, получила, на мой взгляд, хорошие результаты. Работу по развитию творческих способностей дошкольника с помощью музыкально- ритмической деятельности считаю успешной, потому что, на занятиях, праздниках и в жизни дети получают чувство радости и с нетерпением ждут новых встреч. Главный критерий, в оценке результатов творческих способностей детей, для меня - это не только правильность выполнения поставленных задач, а возник ли у них интерес к этому занятию, стремится ли ребенок к самостоятельной деятельности, к усовершенствованию своих поисков и начинаний. Лучшая награда за мою работу - светящиеся глаза и счастливы улыбки моих воспитанников, которые всегда ждут чуда, их быстрый, сообразительный ум, раскованность, неисчерпаемый интерес к музыке, движениям, умение включаться спонтанно в любую танцевальную импровизацию.