Анна Бондарева
Музыкально-дидактические игры для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-дидактические игры в старшей группе
Дошколята 4–5 лет уже много знают о характеристиках и эмоциональной окраске музыки, о распространенных музыкальных инструментах, но эту информацию нужно закрепить.
Конверты с эмоциями
Цель занятия — совершенствование навыка определения эмоциональной окраски мелодии.
Публикация «Музыкально-дидактические игры для старшей группы» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
Для игры нужно подготовить три конвертика, на лицевой стороне которых изображены смайлики с разными эмоциями: веселой, печальной, сердитой. Также необходимы три картинки аналогичных эмоциональных состояний и три соответствующих музыкальных произведения.
Педагог демонстрирует конверты. В них жили эмоции, только они убежали. Их можно вернуть домой, но для этого нужна помощь музыки. Воспитанники прослушивают музыкальные произведения, предполагают их эмоциональный оттенок, выбирают соответствующие изображения, кладут в правильный конверт.
Музыкальный теремок
Игра учит определять высоту звучания на слух.
Для занятия необходимо изготовить из картона или других подручных материалов 2-этажный теремок с 3-мя крупными окошками внизу и 3-мя маленькими вверху. Окна должны быть открывающимися, дополненными кармашками. В нижней части теремка под окнами должны быть вспомогательные изображения кошки, медведя, птицы.
Педагог рассказывает воспитанникам, что в теремке живут медведица и медвежонок, кошка и котенок, птица и птенец — взрослые животные внизу, маленькие вверху. Как-то животные надолго покинули свой дом, а когда вернулись, не смогли вспомнить, кто где живет. Нужно им помочь. Воспитатель раздает ребятам по одной карточке, изображающей взрослое животное или детеныша. Затем объясняет, что когда послышится мелодия в низком диапазоне, то речь идет о взрослом животном, если в высоком, то о детеныше.
Педагог включает известную колыбельную «Серенькая кошечка» композитора Виктора Витлина в низком регистре. Карточку должен поднять ребенок, у которого изображена взрослая кошка. Когда мелодия зазвучит в высоком регистре, нужно поднять карточку с котенком. Аналогично с другими животными: звучат мелодии «Воробушки» Михаила Красева и «Медведь» Владимира Ребикова.
Музыкальное путешествие
Цель занятия — закрепление полученных ранее знаний по музыке, ее жанрам и характеру.
Для игры необходимо подготовить игровое поле, представляющее собой дорожки со встречающимися на пути валунами, и колокольчик. Валуны должны быть изображены и вырезаны отдельно, прикреплены к игровому полю посредством ленты-липучки. На их задней стороне нужно написать какое-либо музыкальное произведение.
Воспитатель объясняет детям, что в предстоящем путешествии без колокольчика не обойтись, он укажет маршрут. Педагог неторопливо водит колокольчиком вдоль дорожек, звеня над определенными валунами. Затем отрывает валун, переворачивает, смотрит, какое произведение написано, воспроизводит его. Задача игроков — определить жанр и эмоциональную окраску мелодии и, если получится, вспомнить название произведения и его автора.
Музыкальное послание
Цель — развитие навыка различения тембров разных музыкальных инструментов, обучение пению под аккомпанемент.
Для игры нужно собрать известные старшим дошкольникам музыкальные инструменты, положить в коробку. Педагог рассказывает воспитанникам, что эту коробку принес почтальон. Ребята ее открывают, по очереди вытаскивают инструменты, рассказывают о них все, что знают. Далее педагог просит детей спеть какую-нибудь песенку, аккомпанируя себе на выбранном музыкальном инструменте.