Чеснокова Наталья
Музыкально-дидактическая игра и ее роль в развитии музыкальности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-дидактическая игра и ее роль в развитии музыкальности у детей дошкольного возраста
Методический и практический материал
Предлагаемый материал сделает занятие доступным и ярким. В данном случае, музыкально-дидактическая игра предлагается как метод, позволяющий в простой доступной для детей игровой форме дать преставления о музыке и её выразительных средствах, об изобразительных возможностях музыки, а также научить различать целую гамму чувств и настроений, передаваемых музыкой. Именно благодаря использованию музыкально-дидактических игр у детей развиваются музыкально-сенсорные, а также и общие музыкальные способности – чувство ритма и ладовый слух.
Публикация «Музыкально-дидактическая игра и ее роль в развитии музыкальности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В своей практике применяю ряд музыкально - дидактических игр, которые просты и доступны, интересны и привлекательны.
Музыкально-дидактические игры позволяют заинтересовать ребёнка, пробудить в нём интерес к музыке. Кроме этого, музыкально-дидактические игры значительно активизируют умственную деятельность дошкольников, развивают их самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает уже творческий характер. Красочно оформленные пособия вызывают большой интерес у детей, развивают музыкально-сенсорные способности.
Примеры музыкально-дидактических игр применяемых мной и многими музыкальными руководителями, это игры которые вошли в хрестоматию музыкального воспитания.
Игры для развития ритма :
- «Прогулка»
- «Что делают дети?»
- «Зайцы»
- «Прохлопай».
Игры для развития тембрового слуха :
- «Колпачки»
- «Наш оркестр»
- «Кто меня позовет?»
-«Какой инструмент играет?»
Игры на развитие звуко - высотного слуха и закрепление программного материала:
- «Чудесный мешочек»
- «Птицы и птенчики»
- «Курица и цыплята»
-«Кто в домике живет?»
- «В лесу»
Хочется рассказать о некоторых новых музыкально- дидактических играх разработанных и апробированных на практике:
«Веселые ладошки».
Цель: Учить детей определять характер музыки (Что делают ладошки : спят, гуляют, пляшут) выполнять движения в соответствии с музыкой. Доставлять детям радость от игры. Развитие моторики рук.
Вырезанные из картона разноцветные ладошки (крепятся к ладоням детей резинкой).
Ход игры.
Музыкальный руководитель рассказывает сказку: «Жили были веселые ладошки, они весело гуляли, радовались солнышку, веселились и даже танцевали, а потом шагали четко и красиво, так веселились, что устали и легли спать. Далее на занятиях дети будут самостоятельно слышать музыку и выполнять движения в соответствии с характером музыки.
«Игры с парашютом»
Цель: Развитие восприятия музыки. Знакомство с темпом, закрепление динамических оттенков в музыке : тихо-громко.
Ход игры.
Дети играют с небольшим куском материи называемым «Парашют». Громкая, быстрая музыка – дети изображают большие воны. Тихая, спокойная музыка - дети изображают спокойную гладь моря.
«Шумелки и колокольчики».
Цель: дать детям представление о плавных и резких, высоких и низких звуках и т. д.
Музыкальный руководитель рассказывает сказку: «В одном волшебном, музыкальном городе жили были шумелки и колокольчики, они жили дружно, но песенки у них были разные: колокольчики пели тоненьким голосом звонкую песенку, а у шумелок был более низкий голос, они пели более ритмичную песенку. (Звучит музыка в разных регистрах, дети с колокольчиками и шумелками, слыша свою музыку выполняют движения.
«Кто меня зовет?»
Цель: Развивать тембровое восприятие.
Дети сидят полукругом, один ребенок стоит отвернувшись от детей, дети по очереди называют имя ребенка, тот отгадывает кто его позвал.
«Угадай по тембру»
Цель: развитие тембрового слуха
Ход игры.
Дети сидят по кругу, за ними на столе лежат музыкальные инструменты.
Музыкальный руководитель играет на каком либо инструменте. Дети отгадывают что за инструмент играет : колокольчик, барабан, бубен, металлофон.
«Музыкальный зонтик»
Цель: Развивать слуховое внимание, чувство ритма, умения музицировать в оркестре.
Зонтик с изображениями детских музыкальных инструментов (наклеены картинки). Музыкальный руководитель крутит зонт и говорит слова:
Зонтик медленно вращаем,
Ручкой глазки закрываем,
Зонтик будет выбирать,
На чем тебе сейчас играть.
Дети открывают глаза и каждый играет на том инструменте, картинка которого находиться рядом.
«Гонзики»
Цель: развитие музыкального слуха и музыкальной памяти детей.
Ход игры.
Музыкальный руководитель рассказывает о волшебных человечках:
Кто такие гонзики?
С какой они планеты,
Добры или злы они?
Где найти ответы?
Скажу вам по секрету,
В Выдумляндии они живут.
И к нам сейчас придут.
Гонзики приходят, здороваются с детьми, они разговаривают с детьми о предстоящих праздниках, о песенках, о характере музыкальных произведений, у них может быть грустное или веселое настроение, они могут захотеть спать, или весело танцевать. Постепенно благодаря таким игрушкам, дети приобщаются к умениям распознавать веселую, грустную музыку, колыбельную или плясовую, учатся общаться, у детей развиваются не только музыкальные способности, но и речь.
Музыкально-дидактические игры могут использоваться и в праздниках и развлечениях. Сценарий утренника включает в себя различные виды деятельности. Знакомые музыкально- дидактические игры тоже обыгрываются, иногда вносятся как сюрприз. Например Петрушка за ширмой играет на различных музыкальных инструментах, дети отгадывают звучание каждого. Затем Петрушка предлагает взять эти инструменты и сыграть оркестр. Или например на праздник приходят лесные зверята, дети по музыке отгадывают кто придет на праздник. Таким образом использование музыкально-дидактических игр дает возможность не только развивать музыкальные качества детей, но и включает детей в творчество.
Литература:
Кононова Н. Г. «Музыкально-дидактические игры для дошкольников» Москва «Просвещение» - 1982.
Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников». Москва «Просвещение» - 1986.
Роот З. Я. "Музыкально дидактические игры для детей дошкольного возраста" Айрис-пресс - 2005
Зимина А. Н. "Музыкально-дидактические игры и упражнения в малокомплектных ДОУ" - 1999