Тагирова Татьяна
Музыкально-дидактическая игра «Гамма для мамы» для детей старшей и подготовительной групп
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-дидактическая игра «Гамма для мамы»
Делаем карточки совместно с детьми
При первом знакомстве с нотами дети сталкиваются с некоторыми трудностями, связанными с обилием нового материала. Сделать момент освоения сложной темы интересным и легким можно с помощью музыкально-дидактического материала - ярких и необычных карточек, созданных на основе выразительного музыкального произведения. Таким веселым и увлекательным помощником стала для моих воспитанников песня Георгия Струве «Песенка о гамме». С её помощью можно легко и непринужденно преподнести детям порядок построения нот в гамме.
Публикация «Музыкально-дидактическая игра „Гамма для мамы“ для детей старшей и подготовительной групп» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Подготовительная группа
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2022
Сначала я исполняю припев «Песенки о Гамме» и рассказываю детям, что нотки живут дружной семьей в волшебной стране «Музыка». У каждой нотки есть свой красивый и уютный домик, где они любят отдыхать после насыщенного дня. А вот гулять и проводить все свое свободное время они любят вокруг нас, приглядитесь - они спрятались в звуках природы, интонациях, явлениях и словах. Предлагаю детям поискать уже знакомые им нотки в слогах разных слов. Привожу пример, и дети начинают оживленно искать свои варианты.
«До» - (дом, дорога, долго, гнездо)
«Ре» - (река, трек, чурек, ребята, речь)
«Ми» - (минутка, мишка, милый, Камила, кумир)
«Фа» - (фасоль, фантик, фабрика, фартук)
«Соль» - солнце, соленый, солист
«Ля» - (Коля, коляска, поля, лялька) и т. д.
Затем предлагаю вместе «сочинять» песенку про нотки, вставляя подходящие по смыслу слова в готовый текст «Песенки о Гамме»:
Мы «До» отыщем … - Дома
Мы «Ре» в … - Реке поймаем
И у. - Минутки быстрой
Про «Ми» мы разузнаем.
Мы «Фа» и «Соль» в …тарелке
Отыщем за обедом
Проквакают … - Лягушки
Нам ноту «Ля» дуэтом
А «Си» нам прощебечет …Синица на заборе
Теперь споем всю гамму мы маме в «ДО МАЖОРе»
И, наконец, переходим к моменту создания карточек-НОТ.
Для фона выбираем подходящие картинки с изображением выбранных для песни слов- (Дом, река, тарелка с супом, часы и минутная стрелка, лягушки и синичка на ветке) По шаблону рисуем и вырезаем забавные фигурки нот и раскрашиваем их с помощью карандашей или мелков.
Соединяем фигурки нот с соответствующими картинками, учитывая высоту нахождения фигурок с реальным расположением нот на нотном стане. Здесь главное не давать все ноты на одном занятии, а рассчитать степень усвоения детьми нового материала поэтапно. Помогает легко запоминать нотки соответствующая картинка.
Дети с удовольствием играют с карточками, выстраивают их по порядку гаммы, трезвучия или в виде знакомых мотивов-попевок. Сами зачастую придумывают игры с карточками.
Игры с карточками
Давай построим Гамму
Карточки лежат на столе. Дети под веселую музыку (можно использовать «Песенку о Гамме» Г. Струве) берут по одной карточке и врассыпную двигаются по залу. По окончании музыки(или началу припева песни) строятся в порядке восходящей Гаммы. Играя второй раз можно предложить детям построить гамму в обратном порядке (в нисходящем движении)
Отгадай, кто я
Играют 9 детей. 8 детей делают широкий круг. У каждого в руках по одной карточке. А 9-й ребенок под музыку двигается поскоками внутри круга. По окончании музыки останавливается и угадывает нотку рядом стоящего ребенка. Если угадывает правильно, то берет эту нотку и встает в круг вместе со всеми. Теперь водящим будет ребенок, оставшийся без карточки. Если не угадает –выбывает из игры. (На первых этапах игры возможны подсказки.)
Найди свое гнездо
Играют 8 детей (по числу карточек) На полу лежат два разноцветных обруча (например: красный и синий. Красный- это гнездо для нот расположенных на линейках, а Синий-соответственно-между линейками) Карточки лежат на полу между обручами. Под веселую музыку дети берут карточки и двигаются по всему залу. По сигналу они должны определить, какая нотка у них в руках (пишется на линейке или между) и занять соответствующий обруч –гнездо. Выигрывает команда, первая заполнившая свое гнездо.
Можно играть с различным количеством детей: индивидуально, подгруппой, или всем вместе.
А можно использовать на любом празднике большие карточки, как яркий, зрелищный наглядный материал.
Предлагаю вашему вниманию небольшой фрагмент выпускного утренника, с использованием этих карточек
Фрагмент сценария
Под волшебную музыку (по выбору муз. руководите ля) появляются 4 феечки в красочных костюмах. Они легко порхают по залу в ритме музыки, выполняя несложные движения небольшого танца. По окончании останавливаются в центре зала.
1-я Феечка (выразительно, на фоне затихающей музыки)
Снова Музыка проснулась
Распахнула два крыла,
2-я Феечка: И струна волшебной песней
Зазвучала. Поплыла…
Вместе: Здравствуйте, ребята! Мы Феечки из волшебной страны «Музыка» А вы любите музыку? (Дети отвечают)
Мы пришли проверить, знаете ли вы ноты.
Показывают карточки с нотами и отдают карточку ребенку, назвавшему нотку первым. Когда угаданы все нотки Феечки хором произносят:
Вместе: Ну-ка, нотки встаньте в ряд
Чтоб построить Звукоряд!
(дети с карточками строятся в центре зала по порядку, феечки проверяют правильность построения гаммы)
3-я Феечка: А теперь сыграет вместе замечательный оркестр
4-я Феечка: Для любимой нашей мамы эту песенку о Гамме!
Все дети строятся за детьми с карточками и исполняют «Песенку о Гамме» Г. Струве, а девочки- Феечки исполняют мелодию песни на металлофонах. В припеве одна из Феечек «дирижирует» детьми с нотками, которые по очереди, в соответствии с текстом, поднимают названные карточки.
Надеюсь, вам пригодится мой опыт, и вы сможете его использовать в своей работе, придумаете с детьми свои игры с карточками. А может он подтолкнет вас к новым, еще более интересным разработкам.