Татьяна Силкина
Музыкальная гостиная. Конспект занятия «Знакомство с произведением Р. Шумана «Смелый наездник» из «Детского альбома»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с произведением Р. Шумана «Детский альбом» «Смелый наездник» (стр. 23
Цель:
Закрепление знаний детей с творчеством Р. Шумана, его произведением «Смелый наездник»
Задачи:
1. Ознакомление детей с ладом : мажор –минор, умение узнавать и отличать на слух;
Публикация «Музыкальная гостиная, Конспект занятия „Знакомство с произведением Р, Шумана „Смелый наездник“ из „Детского альбома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
2. Закрепить знание подвижного темпа в музыке (аллегро) в сравнении от медленного (адажио, ленто);
3. Закрепить знания о размере (три восьмых - трёхдольность, знакомство с более мелкими длительностями - восьмая;
4. Закрепить умение воспринимать и узнавать произведение на слух
Ход занятия:
Ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с творчеством композитора Роберта Шумана.
Напоминаю, что Р. Шуман писал много музыки для детей. Также, как и композитор Пётр Чайковский, Роберт Шуман в своём альбоме написал пьесы для детей с различными названиями, поэтому тоже назвал его «детский альбом». Каждая пьеса – картинка, которую рисует музыка на какой – либо сюжет. Например, все вы скоро отметите праздник Новый год. Так вот в «детском альбоме» есть пьеса, которая называется «Дед мороз». Музыка пьесы грозная, строгая, громкая, зловещая. Она очень хорошо изображает образ зимней стужи, мороза (исп. фрагмент). Музыка громкая звучит в низком регистре ( рассказать о регистрах: высокий, средний, низкий)
А сегодня мы знакомимся с произведением Роберта Шумана «Смелый наездник»…
Музыка звучит в быстром темпе, состоит пьеса из трёх частей. Крайние части звучат одинаково в миноре (НАПОМИНАЮ НАЗВАНИЕ ЛАДОВ). Минор – означает грустное настроение в музыке. Вот послушайте… (исп. фрагмент первой части пьесы). Ребята, я вам рассказывала, что музыка состоит из разных длительностей, в каждом произведении свой размер. Музыка «смелого наездника состоит в основном из мелких длительностей – они называются восьмыми (показываю изображение на ватмане, они звучат короче, чем четверти и остальные длительности (напоминаю звучание четвертей в пьесе «утреннее размышление» - дети сравнивают звучание четверти и восьмой)
Музыка рисует образ смелого наездника, который скачет на лошади и преодолевает много препятствий на своём пути… Поэтому музыка решительная, энергичная, звучит не постепенно, а скачкообразно, отрывисто. В музыке это обозначается термином «стакатто» т. е. отрывисто. (исп. мелодию) Мелодия поддерживает сопровождение. Аккорды в низком регистре ещё раз подчёркивают неумолимый, строгий и решительный характер в музыке.
Затем характер музыки меняется, наступает средняя часть, которая звучит в мажоре (светлый тон в музыке). Мелодия звучит в низком регистре, это её придаёт уверенности в выборе решения. Звучание становится бархатным, сочным (исполняю среднюю часть пьесы…
Ребята, сейчас я вам исполню всё произведение целиком, а вы внимательно послушайте его… В конце произведения расскажите о образе, который вы увидели (исп. пьесу целиком) Рассказы детей…
А сейчас послушайте «смелый наездник» в исполнении симфонического оркестра. Какие инструменты звучат? (ответы детей)
Ребята, а как вы думаете можно ли поиграть в игру «смелый наездник»? (ответы детей)
Сейчас я вам дам макеты лошадей, а вы покажите, как можно поиграть в эту игру (дети скачут на лошадях – атрибутах на фоне пьесы «смелый наездник»)
Молодцы ребята! Вам понравилось? (ответы детей) Вижу вам понравилось…
В конце нашего знакомства с музыкой я попрошу вас нарисовать то, что вам запомнилось и понравилось на занятии (дети рисуют картинки с изображением лошадей, наездников и т. д.)