Татьяна Баженова
Развитие способностей дошкольников в музыкальной деятельности
▼ Скачать
Музыкальная деятельность детей. Развитие способностей дошкольников в музыкальной деятельности
Утверждение, что с пособности р азвиваются в де ятельности, котор ая требует и х проявлен ия, стало об щепринятым в пе дагогике и пс ихологии. В к аких видах де ятельности р азвиваются муз ыкальные с пособности?
Публикация «Развитие способностей дошкольников в музыкальной деятельности» размещена в разделах
Эмоциональная отз ывчивость н а музыку (ос нова музык альности) мо жет быть р азвита во все х видах муз ыкальной де ятельности – вос приятии, исполнительстве, т ворчестве, т ак как она необ ходима для прочувствования и осмысле ния музыка льного содер жания, а следовате льно, и его в ыражения (в исполните льской и т ворческой де ятельности).
Эмоциональная отзывчивость н а музыку, к ак было ск азано выше, про является в н аибольшей сте пени в дву х способност ях : ладово м чувстве (э моциональный ко мпонент слу ха) и чувст ве ритма (э моциональн ая способность). Поэто му эмоцион альная отз ывчивость н а музыку, пре жде всего, р азвивается в вос приятии муз ыки (предшест вующем и со путствующе м всем вид ам музыкальной де ятельности, а т акже в муз ыкально – р итмических д вижениях. Э моциональн ая отзывчи вость на муз ыку может р азвиваться и в дру гих видах ис полнительс кой и творчес кой деятел ьности дете й (пение, и гра на муз ыкальных инстру ментах) пр и условии ве дущей роли в ыразительност и в детско м исполнен ии, творчес ких импров изациях.
Поскольку вос приятие музыки – это а ктивный слуходвигательный процесс, одни м из средст в, помогаю щих развит ию эмоцион альной отз ывчивости н а музыку, я вляются дв ижения (ме лкие движе ния рук, т анцевальные и т. д.). Наряду с вос приятием муз ыки именно муз ыкально – ритмические д вижения представл яют собой тот в ид деятель ности, в которо м наиболее ус пешно развивается эт а способност ь.
Эмоциональная отз ывчивость н а музыку мо жет проявл яться у дете й очень ра но, в перв ые месяцы ж изни. Ребе нок способе н оживленно ре агировать на зву ки веселой муз ыки – непро извольными д вижениями, воз гласами – и успокоенно, сосредоточе нно, со вн иманием вос принимать с покойную музыку. Посте пенно двиг ательные ре акции стано вятся более про извольными, со гласованны ми с музыко й, ритмичес ки организо ванными.
Ладовое чу вство проя вляется не то лько как с пособность э моциональной отзывч ивости на об щий характер про изведения, с мену настрое ний в нем, но и к ак чувство т яготения з вуков (от неусто йчивых к устойчивым).
Оно может б ыть развито прежде все го в процессе вос приятия муз ыки (ее уз навании, о пределении, з акончилась л и мелодия). Кро ме того, пос кольку ладо вое чувство про является и в чу вствительност и к точност и интонаци и, оно может р азвиваться во вре мя пения, ко гда дети пр ислушиваютс я к себе, и дру г к другу, ко нтролируют с лухом прав ильность и нтонации.
Музыкально – с луховые пре дставления р азвиваются в в идах деяте льности, котор ые требуют р азличения и вос произведен ия мелодии по слуху. Эта с пособность р азвивается, пре жде всего, в пе нии, а так же игре по с луху на звуковысотных инструмент ах. Она раз вивается т акже в про цессе воспр иятия, пре дшествующе го воспроиз ведению муз ыки.
Для активиз ации музык ально – слу ховых предст авлений ва жна связь с вос приятием то лько что з вучавшей ме лодии. «Про должить в пре дставлении у же звучащу ю мелодию – п ишет Б. М. Те плов, - неср авненно ле гче, чем пре дставить ее себе с с амого нача ла», т. е. без о поры на ее вос приятие [35, С. 16 3-164]. Кро ме того, пос кольку дви жения способст вуют запом инанию мело дии, их мо жно использо вать для р азвития муз ыкально – с луховых представлений – в нутреннее по дпевание, мо делирование соот ношений зву ков по высоте с по мощью движе ний рук и т. д.
Овладение пе нием у дете й происход ит постепе нно, в резу льтате «бесчисленных проб, в про цессе котор ых у них, с о дной сторо ны, создаетс я умение в ладеть голосо вым аппарато м, а с дру гой – выраб атываются муз ыкальные слухов ые предста вления»[35, С. 184].
Использование и гры на муз ыкальных и нструмента х для разв ития музык ально – слу ховых предст авлений до лжно исключ ить механичес кое воспроизведение ме лодии, мину я слух. Игр а на музык альных инстру ментах с пр именением ц ветовых ил и цифровых обоз начений не с пособствует р азвитию слуха, а ве дет лишь к з апоминанию и вос произведен ию мелодии по зрительным ил и другим ор иентирам. Вс помогатель ные обозначе ния дают б ыстрый эффект, но не и меют разви вающего зн ачения. Это по казывает, что не все гда овладе ние детьми о пределенны ми навыкам и и умения ми (в данно м случае и гры на муз ыкальных и нструмента х) являетс я результато м развития муз ыкальных с пособносте й. Большое з начение имеет с пособ приобрете ния детьми у мений и на выков. Важ но, чтобы обуче ние носило р азвивающий характер, а не с водилось к «натаскиван ию».
Воспроизводя ме лодию по с луху на муз ыкальном и нструменте, ребенок должен и меть музык ально – слу ховые предст авления о ее звуковысотном (и ритмичес ком) движе нии, хорошо по мнить ее, м ногократно слышать. Полезно пропевание звуков ме лодии голосо м, что поз воляет дет ям сориент ироваться в н аправлении д вижения зву ков с помо щью вокаль ной мотори ки.
Важным пед агогически м выводом, с ледующим из исс ледования Б. М. Те плова, явл яется также в ывод о том, что н ачинать фор мирование звуковысотного слуха со ср авнения от дельно взят ых звуков неэффе ктивно. Целесообразно раз вивать слу х в услови ях лада, пр и слушании и вос произведен ии мелодий, а не от дельных зву ков, поско льку оба ко мпонента муз ыкального с луха (эмоц иональный и с луховой) тес но взаимос вязаны. В мелодии все гда ощущаетс я ладовые т яготения, по могающие че ловеку раз личать зву ки по высоте и вос производит ь их.
Чувство рит ма развиваетс я, прежде все го, в музы кально – ритмических д вижениях, соответст вующих по х арактеру э моционально й окраске муз ыки. Согласо ванность р итма движе ний и музы ки также о дно из усло вий, необходимых для р азвития это й способност и. Занятия р итмикой поз воляют прочувствовать и в ыразить в д вижениях с мену настрое ний в музы кальном про изведении, совер шенствовать чувство р итма с помо щью коорди нации движе ния и музы ки. Эти за нятия важно по дчинить раз витию способ ностей дете й, музыкального вос приятия, а не то лько обуче нию двигате льным навы кам.
Чувство рит ма может фор мироваться не то лько в муз ыкально - ритмических дви жениях, но и в дру гих видах де ятельности, пре жде всего в пе нии, и игре не муз ыкальных и нструмента х.
Для преодо ления ритм ических неточ ностей не все гда воспро изведение р итма в хло пках дает по ложительны й результат. Р итм – неотъе млемая част ь выразите льности муз ыки, поэто му именно осоз нание его в ыразительно го значени я (с приме нением обр азных срав нений, муз ыкально – д идактическ их игр) часто имеет боль ший развив ающий эффе кт.
Таким образо м, три осно вные способ ности, сост авляющие я дро музыкальности, необ ходимы для ус пешного осу ществления все х видов музыкальной деятел ьности. Ка ждая способ ность в бо льшей или ме ньшей степе ни развивается в р азличных в идах музык альной деяте льности : вос приятии, ис полнении, творчест ве.
Кроме трех ос новных муз ыкальных с пособносте й, в понят ие музыкальность в ключаются и дру гие: тембро вый и дина мический с лух, испол нительские с пособности, муз ыкальное м ышление.
Тембровый и д инамически й слух – р азновидност и музыкаль ного слуха, котор ые позволя ют слышать муз ыку во все й полноте ее в ыразительн ых, красочных сре дств. При а нализе пон ятия музык альный слу х было пок азано, что ос новное его к ачество – р азличение з вуков по в ысоте. Тембро вый и дина мический слу х формируютс я на основе звуковысотного. Развитие те мбрового и д инамическо го слуха с пособствует в ыразительност и детского ис полнительства, полноте вос приятия муз ыки. Дети уз нают тембр ы музыкаль ных инструментов, р азличают д инамику ка к выразите льное средст во музыки. В пр актике работ ы использу ются музык ально – ди дактические и гры, с помощью которы х моделиру ются звуковысотные, тембровые и д инамические с войства муз ыкальных з вуков. При нимая во в нимание на ибольшую с ложность разв ития звуковысотного слуха и е го важную ро ль в структуре музыкальности, необ ходимо уде лять ему бо льше внима ния. Поэто му игры на р азвитие тембро вого и дин амического с луха должн ы применят ься лишь по необ ходимости, д ля знакомст ва с выраз ительными воз можностями музыкальных сре дств и закре пления пре дставлений о те мбре и дин амике.
Развитие ис полнительс ких и творчес ких способ ностей – в ажная задач а музыкаль ного воспит ания детей. Т ворческие с пособности де лятся на с пособности к про дуктивному т ворчеству (соч инение, им провизация попевок, мелодий на муз ыкальных и нструмента х, музыкал ьно – ритмические д вижения, а также к т ворческому вос приятию муз ыки.
Творческие с пособности необ ходимо раз вивать с м ладшего до школьного возраст а, когда дет и охотно в ыполняют пос ильные для себ я творческие з адания. Раз витие испо лнительски х способносте й позволяет ребе нку полнее в ыразить сво и впечатле ния от муз ыки.
Исполнительские и т ворческие с пособности мо гут проявл яться у дете й по- разному, в зависи мости от н аличия приро дных задат ков, развит ия основных музыка льных способ ностей. У о дних обнару живается с пособность к т ворческому вос приятию в муз ыке, у дру гих – к од ному из ви дов исполнительства и ли продукт ивного творчест ва.
Музыкальное м ышление – с пособность прос ледить за с меной настроений в музы ке, осмысл ить взаимос вязь интон аций, тем, обр азов, часте й, замысел произве дения в це лом, выраз ительность муз ыкальной реч и, различит ь музыкаль ные средст ва передаю щие содерж ание. Для р азвития это й способности необ ходим «сло варь эмоци й», с помо щью которо го дети мо гут высказаться о х арактере про изведения, о ценить усл ышанную ме лодию, опре делить кол ичество часте й (форму). Муз ыкальное м ышление по лезно формировать также нач иная с ран него детст ва, когда дет и еще не мо гут сами в ысказаться о муз ыке. Внача ле ее хара ктер поясн яет педаго г, нацелив ая тем сам ым ребят н а грамотны й анализ муз ыкального про изведения. Посте пенно «сло варь эмоций» усваи вается дет ьми, накап ливается и р асширяется.