Лилия Горбулёва
Музыкальная беседа «Очарование зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музыкальной беседы для детей старшего дошкольного возраста «Очарование зимы»
Цель: На примере произведений о зиме обогащать музыкальные впечатления детей, формировать основы музыкальной культуры.
Задачи:
• Вызывать у детей эмоциональный отклик на музыкальные, поэтические и художественные образы, обогащать словарь, развивать образную речь детей.
• Расширять представления о музыкальных инструментах.
Публикация «Музыкальная беседа „Очарование зимы“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
• Развивать умение детей соотносить по настроению музыкальные, художественные и поэтические образы;
• Закреплять и обобщать знания о зиме и ее признаках через эмоциональное восприятие произведений искусства.
• Воспитывать любовь к природе и развивать эстетический вкус дошкольников.
Ход беседы:
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня такая замечательная зимняя солнечная погода! Скажите, а вам нравится зима? А какая бывает зима (Ответы детей)
- Давайте поиграем с вами в игру: я вам буду бросать снежок, а вы мне его возвращать вместе со словом, характеризующим то, какая бывает зима.
(белая, снежная, холодная, красивая, колючая, пушистая, искрящаяся, серебряная, волшебная…)
- Да, зима бывает очень разной, погода часто меняется,: то солнечная, то пасмурная, может идти снег или стоять морозный день. Зима всегда вдохновляла людей искусства на создание прекрасных произведений. Многие композиторы, поэты, живописцы любили это время года за его волшебную красоту, чистые, яркие, сверкающие краски.
Я предлагаю вам послушать отрывок из произведения П. И. Чайковского «Зимние грезы».
Слушание отрывка.
- Не правда ли, сказочная мелодия?
- Что вы представляли себе, когда звучала эта музыка? (ответы детей)
- Подходит ли эта мелодия по смыслу к картине художника Жуковского
«Зима»?
(Музыкальный руководитель предлагает детям для просмотра репродукцию картины художника Жуковского «Зима»)
Музыкальный руководитель:- Какое настроение возникает у вас, когда вы смотрите на эту картину? (Стало немного грустно, печально)
- Композитор и художник одинаково грустят. Кажется, что зима надолго, когда вокруг такой темный лес. Ветки деревьев прикрыты пушистыми белоснежными шапками.
- Как музыка смогла передать грусть и тоску в картине? Как она звучала? (спокойно, печально, тихо, грустно).
- Какие инструменты помогли передать настроение и характер музыки? (скрипка, виолончель, флейта)
- Какой оркестр исполнил это произведение? (симфонический).
- Вам понравилась картина, нарисованная музыкой? (ответы детей).
Это произведение написал композитор П. И. Чайковский, а каких еще композиторов вы знаете, которые передавали красками музыки очарование зимы? (Г. В. Свиридов, А. Вивальди).
- А сейчас рассмотрим картину о зиме, которую нарисовал художник Янов. Картина называется – «Зимняя сказка».
- На этой картине художник Янов изобразил совсем другую зиму. Рано утром он выглянул в окно и ахнул! Что за сказочная красота открылась перед ним! Расскажите, что так порадовало художника?
Правильно, на картине изображено морозное зимнее утро. Солнышко уже взошло и окрасило снег в розовые и голубые тона. Все деревья опушены инеем, как будто волшебник – мороз нарядил их, коснувшись своим волшебным посохом.
- Какая по настроению эта картина? (яркая, светлая, веселая). Вот какие красивые слова вы нашли, чтобы рассказать о своем впечатлении от картины. К этой картине удивительно подходит стихотворение Ф. Тютчева
Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
- А ещё я предлагаю вам послушать фрагмент из балета «Золушка» замечательного композитора С. С. Прокофьева. А называется этот фрагмент «Фея-зима». Послушайте и скажите, какая музыка по характеру?
(Нежная, спокойная, светлая, радостная).
Правильно, и картина «Зимняя сказка», и стихи Тютчева, и музыка Прокофьева изображают спокойную, безветренную погоду зимой: светит солнышко, и снежинки, словно волшебные огоньки, переливаются в его лучах. И музыка, и стихи, и живопись удивительно дополняют друг друга.
- Ребята, а сколько зимних игр и забав вы знаете? А не пора ли вам на деле себя показать, да в игры зимние поиграть?
Проводится музыкальная игра «Зимушка» (дети после каждого куплета имитируют ходьбу на лыжах, коньках, играют со снежками)
Музыкальный руководитель: Ребята, я, надеюсь, вам понравилось наше путешествие в мир музыки, живописи и поэзии. В следующий раз вас в гости будет ждать сказка. До свиданья!