Ирина Кузьмина
Фотоотчет о занятии-экскурсии «Весна-очарование»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия-экскурсии "Весна-очарование".
Цель. Приобщение детей к наследию мировой живописи посредствам восприятия художественного образа весны, воплощенного на полотнах великих художников.
Репродукции картин. А. К. Саврасов «Грачи прилетели», С. Ю. Жуковский «Весна в лесу», В. А. Фёдоров «Весна в Тепригореве», С. Ю. Жуковский «Подснежники, Н. А. Сергеев «Яблони в цвету. В Малороссии», А. М. Герасимов «Окно».
Публикация «Фотоотчет о занятии-экскурсии „Весна-очарование“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» апрель 2018
Словарь. Колорит, перспектива, композиция, красота весеннего пейзажа, наследие, живопись.
Оборудование и материалы. Стойки для картин, драпировка из ткани, дидактическая игра «Собери картину».
Мативационная ситуация. Сюрпризный момент- «Игровой конверт».
Ход занятия-экскурсии. Помещение делится на галерейную зону с пасадочными местами для детей и репродукциями полотен на стойках (картина А. М. Герасимого «Окно» закрытатканью) и игровую зону, где в центре ковра находится игровой конверт с письмом.
Ребята садятся вокруг предмета, педагог предлагает одному из детей подойти к конверту, отрывать его, достать письмо и прочитать.
В созданной проблемной ситуации происходит столкновение умения с неумением, то есть ребёнок умеет производить определённые действия с конвертом, но не умеет читать. Педагог предлагает найти выход из проблемной ситуации: как прочитать письмо? (ответы детей).
Педагог, читая письмо, предлагает детям отгадать загадку.
Пробудившись ото сна,
Кистью мягкою она
На ветвях рисует почки,
На полях-грачей цепочки,
Над ожившею листвой-
Первый росчерк грозовой,
А в тени прозрачной сада-
Куст сирени у ограды.
(Весна)
После того как дети отгадали загадку, педагог читает задание:
Молодцы, весну узнали-
Загадку верно отгадали.
Каждый год с её приходом
Просыпается природа.
И узнать её не сложно-
Сделать это по приметам можно.
На картины посмотрите-
Признаки весны найдите!
Дети переходят в галерейную зону, рассаживаются на стулья. Педагог предлагает рассмотреть один из шедевров живописного наследия- Алексея Саврасова «Грачи прилетели».
Однажды Алексей Кондратьевич, проходя по окраине села Молвитино, увидел грачовник- место, где селятся грачи. Он так был изумлён увиденным, что решил запечатлеть птиц, прилетевших первыми с наступлением весны. Художник поставил этюдник (плоский ящик с принадлежностями для живописи) и начал писать пейзаж с натуры, прямо под открытым небом, - вот почему от его взгляда не ускользнуло ни одна деталь.
На переднем плане картины- несколько невысоких берёз, на верхних ветвях которых из тонких прутьев и соломы вьют гнёзда грачи. Пройдет немного времени, гнёзда будут свиты, и в них появятся птенцы. Стая птиц поселилась вблизи домов, ведь так им будет легче найти корм.
За грачовником виднеется небольшая церковь с колокольней. Построенная более 300 лет назад, сегодня, благодаря художнику Алексею Саврасову, она является главной достопримечательностью села, а его произведение «Грачи прилетели»- известным во всем мире шедевром
На картине мастер сумел передать неповторимое состояние природы- наступление весны. Сочетание теплых серо-коричневых и холодных серо-голубых тонах создает ощущение свежести весеннего воздуха и влажности талого снега. Огромные облака на бескрайнем небе, отражаясь в каждой заполненной водой ложбинке, стремительно проносится над землёй, давая возможность солнцу пробудить все живое от зимнего сна. Вопрос детям: какую весеннюю примету изобразил художник на своей картину? (Прилет грачей).
Рассматривая следующее произведение- «Весна в лесу» Станислава Юлиановича Жуковского, педагог предлагает ребятам прослушать рассказ и определить еще одну примету весны.
Пейзаж наполнен солнцем, оно, как волшебник, превращает снег в воду. Совсем недавно по этой лесной дороге проезжали сани, запряжённые лошадьми, а сейчас по ней бегут лишь ручьи, образовывая разливы. Только в зеркале воды лес может увидеть своё отражение и полюбоваться стройными соснами и берёзами на фоне лазурного неба. Человек не скоро зайдет в этот лес, таинство весеннего пробуждения некоторое время будет скрыто от его глаз, и только тогда, когда всё оживет, лес вновь распахнёт свои объятия. Вопрос детям: какую весеннюю примету изобразил художник на картине? (Таяние снега)
Картина «Весна в Терпигореве» Вячеслава Андреевича Фёдорова отличается манерой исполнения. Широкими ритмичными мазками художник изображает берег, реку и небо. Работа наполнена солнечным светом. Недавно освободившаяся ото льда река Пловутка синевой разлилась на заднем плане. На переднем хорошо видны дом, деревья и даже птицы, сидящие на ветках, а вот девочку в белом платье и косынке разглядеть не просто. Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть произведение, найти девочку и рассказать, чем она занята.
После ответов педагог подводит итог. Художник изобразил девочку, которая вышла во двор покормить кур. На ней надето платье с коротким рукавом. Это указывает на то, что на улице совсем тепло, но это еще не лето, потому что листьев на деревьях нет. С каждым днём яркое солнце прогревает воздух, заставляя снег исчезать, а траву-появляться. Вопрос детям: как вы думаете, какую весеннюю примету изобразил художник на этой картине? (Смену одежды).
После рассматривания трёх произведений педагог предлагает ребятам переместиться в игровую зону и поиграть в игру «Собери картину». Дети объединяются в две подгруппы и становятся вокруг столов. Первая команда складывает картину «Грачи прилетели» А. К. Саврасова, вторая- «Весна в Терпигореве» В. А. Фёдорова. По окончании выполнения задания ребятам предлагается вспомнить названия картин и их авторов. Затем педагог приглашает детей в галерейную зону для продолжения просмотра.
Следующее произведение- «Подснежник»- принадлежит кисти художника Станислава Юлиановича Жуковского. Педагог просит детей внимательно рассмотреть изображение и назвать примету весны, которую живописец сделал главным героем своей картины (первые цветы).
На полотне изображены подснежники, растущие в небольшом деревянном ящике на подоконнике.
звестно, что эти первые цветы появляются в лесу, тогда почему художник их рисует в доме? Ответ прост: их не перестали срывать и ставить в вазу, а выкопали вместе с землёй и пересадили в ящик. Так ими можно восхищаться, не выходя из дома, долгое время.
Особенность построения сюжета картины состоит в том, что, изображая окно на переднем плане, художник помещает зрителя в комнату дома, давая возможность полюбоваться видом из окна, так, как это делают цветы. Сначала взгляд сквозь стекло устремляется в самую даль, туда, где мощно зелёной стеной стоит хвойный лес, касаясь макушками облаков. И только потом предстаёт во всей красе русское поле с ложбинками, наполненными талой водой, с островками снега, напоминающими об уходящей зиме. Но ярко-синие лепестки возвращают взгляд к переднему плану картины, предлагая рассмотреть каждый цветок на тонком стебельке. Если смотреть долго и внимательно, то можно подумать, что подснежники разговаривают между собой, на своем цветочном языке.
Пройдёт еще немного времени, и вслед за подснежниками зацветут деревья, точно так, как на картине Николая Александровича Сергеева «Яблони в цвету. В Малороссии.». Малороссия- это название современного государства Украины, которая ранее входила в состав России.
Художник изобразил один из майских дней. В это время начинают цвести садовые деревья: абрикос, вишня, слива, груша, яблоня. Удивительное время! Деревья распускаются, и их ветки становятся белыми; воздух наполняется цветочными ароматами, на которые слетаются бабочки, пчёлы и жуки; ветер, срывая лепестки, сначала их кружит, а затем опускает их на землю, покрывая её белым ковром, словно снегом. Цветение деревьев продолжается несколько дней, именно поэтому живописец запечатлел прекрасное мгновение, сохранив его на долгие годы. При взгляде на эту картину возникает полное ощущение того, что зритель находится на пригорке, с которого открывается впечатляющий вид- как на ладони! Он позволяет насладиться просторами «Малой России», ее широкими полями и малыми реками, бескрайним небом и ярким солнцем, полюбоваться яблоневым цветом и молодой зелени. А самого любознательного зрителя дорога, идущая вглубь украинского села, приглашает в белые хатки с соломенными крышами. Педагог предлагает детям мысленно зайти в дом и описать обстановку.
Дождавшись от детей рассказа об окнах, педагог открывает картину А. М. Герасимова «Окна».
Распахнутое окно, на подоконнике которого стоят два букета из полевых цветов. Освещенным солнцем, весенние цветы источают аромат, который наполняет комнату свежими, легкими запахами. Из окошка открывается великолепный вид: забор, тропинка к дому, цветущие яблони, усыпанные маленькими бело-розовыми цветочками.
Композиция картины помогает зрителю увидеть весенний пейзаж глазами художника. Он, как и зритель, стоял в этой комнате, только с кистью в руке, и, создавая шедевр, воплощал в нем не только образы, но и удивительные, по-весеннему теплые чувства, переполнявшие его. Вопрос детям: какую весеннюю примету изобразили живописцы на двух последних полотнах (цветение деревьев).
Итог. По окончании экскурсии педагог предлагает подойти к репродукциям ближе и детально их рассмотреть. Во время просмотра рекомендуется задавать детям вопросы, направленные на активизацию их знаний и эмоциональных проявлений:
1. Какие два произведения написаны одним художником?
2. Какая картина понравилась больше, чем остальные?
3. Почему?