Хребет Лариса Станиславовна
Музыка как средство экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка является эффективным средством экологического воспитания. Процесс музыкальной деятельности, в которой дети всех возрастных групп ощущают повышенную потребность, позволяет:
обеспечить возможность усвоения экологических представлений;
пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней;
формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности;
предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения, контроля и оценки результатов собственной экологически ориентированной деятельности.
Звучащий мир вокруг нас постоянно, особенно в природе, ставит своеобразные задачи нашему слуху. Что звучит? Где звучит? Как звучит? Услышать музыку в природе, вслушаться в музыку дождя, определить, гром-кая она, быстрая или едва слышная, струящаяся. Подобные наблюдения в природе обогащают музыкально-слуховой опыт ребёнка, оказывают необходимую помощь в восприятии музыкальных произведений с элементами изобразительности. Изобразительность в музыке, подсказанная звуковой тканью природы, иллюстрируется замечательными примерами: явления природы – Г. Свиридов "Дождик", С. Майкапар "Дождик", К. Славицкий "Дождливый день", животный мир – К. Сен-Санс "Карнавал животных" и др.
В предлагаемых темах воссоздаются увлекательные картины изменений в природе: золотая осень или озорной летний дождь, оживляют явления природы и увлекают в необыкновенное путешествие с маленькой капелькой воды.
В предварительной работе с детьми предусматриваются:
целевые прогулки по осеннему парку;
экскурсии в лесопосадку;
наблюдение и обсуждение явлений природы;
прослушивание музыкальных произведений с элементами изобретательности;
сбор природных материалов для осенних букетов, для изготовления атрибутов к осеннему празднику и музыкальных игрушек;
участие в изготовлении костюмов для персонажей праздника.
Это даёт возможность выстроить интересные музыкальные сценарии и реализовать актуальные задачи развития ребёнка в дошкольном возрасте.
Я уверена, что музыка поможет восхищаться своей родной землёй, почувствовать любовь и нежность к природе.
Возможности музыки огромны. Это особый мир. Это как бы космос искусства. В нём человеческие души говорят непосредственно с душой ав-тора на языке эмоций. Но эти эмоции должны быть развиты. Мир, окружаю-щий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только смотреть внимательно, но и слушать. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать – будь то собеседник, природа, или музыка. Даже мир звуков повседневности требует внимания, даже он, будучи услышан, способствует обогатить опыт ребёнка.
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Я глубоко убеждена, что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и, в то же время, могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?
Слушая произведения великих композиторов-классиков: Григ "Утро", Мусоргский "Рассвет на Москва-реке", не упускаю случая обратить внимание на красоту, которая окружает нас: солнце своими лучами будит природу, раскрашивает небо в красные, жёлтые, розовые цвета. Шуман "Вечером", "Ночью", Прокофьев "Ходит месяц над облаками" рисует картину садящего-ся солнышка, которое закрывает глазки и постепенно становится темно. Знакомясь с фортепианными пьесами П. И. Чайковского" Времена года", прослушав знакомые "Ноябрь", "Апрель", "Июнь", они видят соотношение настроения музыки и природы за окном. Связь с русской природой в музыке П. И. Чайковского очень велика, настроение в природе, прошедшее через душу композитора, доступно и понятно детям. Слушая эти произведения, у детей прививается любовь к классическому наследию.
Нужно учить детей видеть красоту во всём. Маленькая картинка цветов, закатное небо, скромная птичка на ветке, слетевший лист, весёлый ще-нок могут стать достойными объектами для любования ими, для создания на-строения, для использования этих образов при слушании музыки, для отклика в детских душах.
С наступлением осени музыкальный репертуар подбирается в соответствии с этим временем года. Это могут быть песни: "Ах, какая осень!", "Вот какие листочки", "Кружатся листочки" и т. п. ; хороводы: "Земелюшка – чернозём", "Рябинушка"; ритмопластические композиции: "Разноцветная осень", "Осенний парк". Эти произведения позволяют осуществить детскую фантазию, которая обогащается наблюдениями осенней природы, сбором разноцветных листьев, рассматриванием листьев клёна, берёзы, ягод рябины. При этом дети могут воспроизводить различные "звуки осени": звук капель дождя, шорох опавших листьев, звук осеннего ветра. Мы представляем дождь, стаи улетающих птиц, разноцветную листву садов и парков, ветер, который кружит опавшие листья. Осенние цветы на клумбах (астры, георги-ны) напоминают нам, что они цветут последними.
Цикл музыкальных вечеров "Звучащий мир вокруг нас" обогащает экологические впечатления в формирующемся сознании ребёнка. В "Путе-шествии капельки" дети знакомятся с музыкальным образом тумана. Исполняется танец Тумана. Для импровизации используются плавные движения рук, медленные наклоны, приседания. При появлении Суховея меняются и движения: энергичные выпады, кружения, бег.
"Серебряный дворец" – так можно назвать зимний период времени. На первый взгляд скромны зимние краски: белый цвет снега, голубой – неба, чёрный – деревьев. Трудно заметить разницу начала, середины и конца зимы. Музыкальные произведения помогают ребёнку понять и различить их. В этот период года в основном используются такие произведения как: "Выпал беленький снежок", "Дед Мороз и дети", "Ёлочка", "Танец фонариков", "Танец снежинок". Здесь ребятам можно рассказать о первозимовье, о том, что такое наст, как образуются морозные узоры и ледяные цветы, о разнообразии сне-жинок, о зимнем сне деревьев и о жизни животных (в лесу, парках, прудах, водоёмах). В песнях "Раз морозною зимой", "Белочка", "Зайка" и т. д. детям прививается любовь к животным и птицам, мысли детей подводятся к тому, что им в этот трудный для них период жизни необходимо помогать (изготавливать кормушки, подкармливать их). Но зима – это ещё и много веселья и праздников: Новый год, Рождество Христово, Крещение – с различными плясками, хороводами, народными гуляниями. В эти праздники и сама природа радуется вместе со всеми: по-особому хрустит снег, веселее кружатся сне-жинки, деревья и кусты по-праздничному украшены серебряной изморозью.
Приход весны радует нас "голубыми потоками" пробуждающейся жизни. Такие музыкальные произведения как: "Тает снег", "Пришла весна", "Подснежник" говорят о том, что вся природа постепенно просыпается, сол-нышко светит ярче и теплее, трудится оно с утра до вечера, спешит, пробуждает и траву, и цветы от зимнего сна. Радует солнышко и птичек и людей. Детям очень нравится исполнять песню "Солнечные зайчики". Здесь слышится и звон весеннего ручейка, и радостное щебетание птиц, и пробуждение маленьких, блестящих листочков.
Знакомя ребят с песней "Про меня и муравья", вспоминаем о жизни маленьких тружеников. Здесь закрепляются знания детей о той пользе, которую муравьи приносят растениям: рыхлят землю, удобряют её. Дети говорят: "Нельзя их обижать: мал, да удал!".
С приходом лета обогащается музыкальный материал, а соответственно и экологические познания ребят. Такие произведения как: "Лето", "Про лягушек и комара", "Дождевые червячки", "Мы на луг ходили", "Как под на-ши ворота", "Весёлые путешественники", "Вальс цветов" из балета П. И. Чай-ковского "Щелкунчик" и т. д. рассказывают о красоте природы, о бережном к ней отношении, будь то растения или животные. С большой любовью ко всему живому советуем детям понаблюдать над обыкновенными, казалось бы, совсем невзрачными лягушками: "Все наши земноводные по-своему симпатичны и красивы. Человеку они приносят только пользу, уничтожая вредных насекомых. Присмотрись к ним, и ты поймёшь, до чего беззащитны перед человеком эти животные. Не причиняй им вреда!". Или о птицах: "Маленькие певчие птицы, прилетая из дальних странствий на родину, надевают яркий, праздничный наряд. Много птиц возвращаются к нам с зимовок. Да-вайте полюбуемся на самых красочных, самых нарядных".
Знакомя детей с песнями "Дождя не боимся" и "Дождевые червячки", рассказываем им о летней грозе, о жизни дождевых червей, о пользе, которую они приносят природе. Во время дождя замечаем, что птички не поют, спрятались от дождя; прислушиваемся, как шумит дождь, стучат его капли по крыше, по листьям растений.
Нет ничего на земле прекраснее и нежнее цветов. Для человека цветы всегда были символом совершенства. Цветы – добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, а обще-ние – более непринуждённым, доверительным. Ко всему этому подводим де-тей при прослушивании произведения П. И. Чайковского "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик".