Екатерина Селезнева
Музейная педагогика как одна из технологий этнокультурного образования детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Начало XXI века характеризуется сменой ценностных ориентиров:нарушено духовное единство общества, происходит девальвация ценностей, деформация традиционных для страны моральных норми нравственных установок. Данная социокультурная ситуация породиламножество проблем в области воспитания. В Республике Марий Эл проблема воспитания являетсяприоритетной в области государственной и образовательной политики.
Публикация «Музейная педагогика как одна из технологий этнокультурного образования детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В Концепции развития воспитания в системе образования Республики Марий Эл (2012-2020 годы) говорится, что важным этапом развития гражданского самосознания является формирование у обучающихся этнической идентичности посредством этнокультурного воспитания. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения,духовно-нравственных ценностей; культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре,воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей. Республика Марий Эл многонациональна и многоконфессиональна
2-3 слайдПрактика показывает, что общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт, условий проживания (природного и социального окружения). Возникает необходимость ознакомления детей с природой МарийЭл, а конкретно с природой села его географическими, экологическими и историческими особенностями.
4 слайд Целью этнопедагогического воспитания в дошкольном возрасте являются приобщение детей к культуре своего народа; развитие национального самосознания; воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп; развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей, формирование этнокультурной компетентности.
Этнокультурное представление – это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия.
Эти задачи довольно успешно решаются в нашем детском саду.
5 слайдОзнакомление дошкольников с жизнью народа нашей республики осуществляется через систему занятий и создание определенных условий: подобрана соответствующая художественная литература, наборы открыток, альбомы, иллюстрации о республике. В каждой группе, начиная со средней, оформлен марийский уголок, где имеются куклы в национальных костюмах, настольные игры, предметы декоративно-прикладного искусства: образцы вышивки, плетеные изделия.
6-7 слайдЗнакомство с историей, культурой, бытом и жизнью марийцев в старину, с историческими и памятными местами республики и села, развитие марийской речи происходит посредством знакомства с экспонатами мини-музея марийской культуры.
8 слайд Большую роль в этнокультурном воспитании детей играет мини музеймарийского быта, который был создан в нашем детском саду 2008 году. -O-Основателем мини музея является Кудряшова В. В., воспитатель высшей квалификационной категории, ныне заслуженный пенсионер.
9 слайд Мини музей является одной из основных форм работы с детьми, родителями, педагогами. Для сбора выставочного материала привлекали как педагогов, так и родителей. В настоящее время собрана уникальная коллекция старинных предметов быта, представлена крестьянская утварь (прялка, старинная вышивка, самотканый ковер и др., народные игрушки, марийские национальные костюмы, предметы народного декоративно- прикладного творчества,
Весь материал распределили по четырем отделам:
1. Марийский народный костюм;
2. Марийская вышивка;
3. Домашняя утварь и предметы быта.
10 слайдКонечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому, мы назвали его мини-музей. Часть слова «мини» в нашем случае отображает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Здесь проводятся занятия кружка, экскурсии, выставки, праздники.
11 слайдПриходя в мини-музей, дети углубляют свои знания о марийской культуре, быте марийского народа. В музее имеется много экспонатов, на каждый экспонат составлен паспорт, в котором дается описание этого экспоната. Куклы в национальных одеждах районов, кухонная утварь: тарелки, чугунные горшки, глиняный горшок, туесок, ухват, сковородник, плошка, корзина, утюг, умывальник, кровать, колыбель, зеркало, часы, марийские платья всех районов, сундук, чемодан с вещами, полотенца вышитые, прялки. Фотовыставка: «село Азаново», «поселок Медведево», «город Йошкар - Ола». Выставка картин по сказкам: «Онар», «Маска денКаза», «Шийп янШийпампалче», «Юкталче», «Эчан». Иллюстрации марийских художников, символика Марий Эл, карта Марий Эл.
Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Экспонаты собираются сотрудниками детского сада, родителями и детьми. Так дети приобщаются к культуре марийского народа.
12-13 слайд Из-за нехватки помещения экспонаты нашего музея мобильны, и педагоги приносят экспонаты в группу и проводят занятия. Ценность мини музея ДОУ заключается в том, что все предметы доступны не только для зрительного, но и для тактильного восприятия. Ребенок может взять в руки любой предмет, рассмотреть его не спеша, поупражняться с ним в действии. Например, обуться в лапти, походить с коробом за плечами, покачать куклу в люльке, а усевшись на домотканом ковре - послушать народные сказки и предания старины глубокой. Видели бы вы, с каким упоением берут ребятишки в руки старинные вещи.
14 слайд Систематическая работа в данном направлении убедила нас в том, что музейная педагогика позитивно влияет на повышение интереса к традиционной культуре, а также оказывает положительное влияние на развитие интеллектуальных и творческих способностей наших детей, их духовно-нравственной сферы. Кроме того, активизирует творческую инициативность педагогического коллектива и способствует повышению этнокультурной компетентности педагогов, так как они начинают углубленно изучать национальное культурное наследие обсуждают интересные факты и сведения с родителями и педагогами.