Маркина Ольга Владимировна
Консультация «Игровая инновационная технология «лэпбук»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая инновационная технология лэпбук
В условиях реализации ФГОС каждый педагог ищет новые средства и методы, которые соответствуют целям и требованиям дошкольного образования. Одной из новых форм организации образовательной деятельности, которая охватывает все образовательные области в соответствии с ФГОС ДО и способствует достижению поставленных целей путем объединения совместных усилий, является игровая инновационная технология - лэпбук.
Что же такое лэпбук? Лэпбук (lapbook)- это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта.
Публикация «Консультация „Игровая инновационная технология „лэпбук“» размещена в разделах
В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка, коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
В лэпбуке собирается материал по какой-то определенной теме. Чтобы заполнить эту папку, детям нужно выполнить увлекательные задания, провести наблюдения, изучить, проанализировать и систематизировать найденный ими материал.
Рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы, которые выбираются исходя из потребностей и интересов детей.
Лэпбук- это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной деятельности в детском саду.
Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
1) целеполагание (выбор темы)
2) разработка лэпбука (составление плана)
3) выполнение каких либо заданий (практическая часть)
4) подведение итогов.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде: информативен; полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
-Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
-вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
-. он обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Этапы создания лэпбука :
1. Выбор темы.
Тема может быть любая — птицы и насекомые, домашние и дикие животные, цветы и деревья, звезды и планеты, динозавры, композиторы и писатели, мультфильмы, времена года, праздники, исторические события и др. При этом можно взять за основу какое–либо литературное произведение и изучить его с разных сторон. Например, на основе сказки про Золушку можно изучать тыквы, мышей, Францию и французский язык, традиции королевских семей Европы, обсуждать такие качества характера как зависть, терпение или трудолюбие, предложить написать современный вариант сказки и т. д.
2. Составление плана будущего лэпбука.
Необходимо определиться какие подтемы вы хотите раскрыть — это и будет содержание миникнижечек. Лучше начать с 57 пунктов (книжек, но вообще здесь нет ограничений.
3. Рисование макета лэпбука.
Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. Формы представления информации могут быть любые. От самого простого — текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини–книжках, книжках–гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм и цветов, карточках, разворачивающихся страничках и т. д.
4. Создание лэпбука в натуральную величину.
Таким образом, учитывая специфику создания лэпбуков, а также интересы и предпочтения моих воспитанников.
У нас в группе появились такие лэпбуки «Насекомые», «Грибы», «Цветы», «Птицы», «Где живут звуки», «Моя родина –Россия».
Чем привлекательна данная форма работы?
1. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.
2. Это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3. Ребенок может самостоятельно собирать и организовывать информацию.
4. При создании лэпбука можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.)
5. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Что нужно чтобы сделать лэпбук –
• Картонная папка – основа
• Обычная бумага
• Ножницы
• Клей
• Скотч
Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, речь стала богаче, пополнился словарный запас. При использовании данного метода происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе. Таким образом, видно, что метод «Лэпбук» актуален и очень эффективен. Хочу вам представить выставку Лэпбуков.