Алла Мирон
Музей в дошкольном учреждение
▼ Скачать + Заказать документы
МУ3ЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ:
организация и планирование работы
Музей народного быта в детском саду стал важным звеном педагогического процесса. Целью, которого является знакомство детей дошкольного возраста с народной культурой прошлого. Большое внимание уделяем вопросам планирования работы музея, культурно-просвети-тельской и краеведческой деятельности.
Музей народного быта расширяет представления детей об окружаю-щем мире, знакомят с народной культурой, хранят словесный ключ к пони-манию фольклорных сказок, многие реалии которых давно ушли из жизни не только современных детей, но и их родителей.
Темочки:
Музей народного быта - своеобразная машина времени. За считанные минуты дети вместе с педагогом могут совершить увлекательное путе-шествие не только в прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в буду-щее, сопоставить, сравнить события разных времен. Не случайно музеи народного быта считают одной из форм работы по краеведению. Как правило, тесно связанные с краеведением, они воспитывают у детей любовь к родному краю, его природе, вызывают интерес к историческому прошлому малой родины.
Слово «музей» происходит от греческого слова musеin и латинского museum - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.
В музее детского сада, - имеется фонд подлинных материалов, которые составляют его основу. Для создания музейной экспозиции при-влекаются родители, бабушки, дедушки, сторожилы с. Варьеган.
Таким образом, собираемые музейные предметы подразделяются на две группы:
• подлинные памятники материальной и духовной культуры (орудия труда, предметы производства и быта, письменные и печатные источники, подлинные фотографии и т. д., а также памятники природы, являющиеся первоисточниками знаний о природе и обществе;
• предметы, изготовленные специально для пополнения экспозиции,
пояснения отражаемых в ней событий и явлений. Это точные воспроизведе-ния подлинников (макеты, модели, муляжи, слепки) и др. Большая часть этих материалов изготавливается педагогами, родителями и детьми в процессе исследовательской творческой работы.
Первая группа предметов и материалов составляет основной фонд, вторая - вспомогательный.
В детском саду созданию музея предшествовала организация выставки, уголков в группе. По мере накопления новых материалов - под-линников и копий, расширения своей деятельности они постепенно пере-расли в музеи.
Музей имеет соответствующее помещение и оборудование, обеспечивающее хранение и показ собранных коллекций.
Выбор профиля будущего музея определялся воспитательно-обра-зовательными задачами дошкольного учреждения и выделением приоритета (этно-экологичекий). Учитывались при этом, безусловно, интересы детей и педагогов, а также возможности комплектования фондов будущего музея
подлинными предметами.
Музей в детском саду – это живой организм, развивающийся организм. Его фонды постоянно пополняются, а экспозиции систематически обновляться.
Создана творческая группа педагогов, которая ведет систематическую, поисковую и исследовательскую работу, участвуют в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов.
Совет музея совместно с активом осуществляет планирование организации работы музея : продумывается тематика поиска, пути сбора материалов, определяются конкретные задания педагогам, намечаются сроки их выполнения и т. д. План работы музея координируется с годовым планом работы образовательного учреждения. В план работы включаются проводимые в музее с детьми мероприятия: занятия, экскурсии, развлечения, праздники, вечера-досуги и др., обозначается время проведения мероприятия и ответственные. Составление тематического плана - результат коллективной работы педагогов и родителей детского сада. свою краткость, она выражает основную информацию, которую несет экспонат. Поэтому составление этикетажа требует хорошего знания раскрываемой в экспозиции темы, умения кратко и четко выразить свои мысли.
Сбор экспонатов для музея народного быта в детском саду и орга-низация его экспозиций - дело непростое. Педагоги должны не только представить экспонаты, но и заставить их говорить с дошкольниками на понятном им языке. Задача эта в ДОУ решается разными способами, в том числе посредством создания интерактивных экспозиций, внутри которых ребенок (и любой посетитель музея) может ознакомиться с музейными предметами, не только увидеть, но и услышать, понюхать, пощупать. Для маленьких детей это особенно важно, так как мир открывается для них не через пассивное «видение», а через активное «делание». Для этого в музее созданы зоны детской активности, где дети смогут использовать в деятельности предметы старинного быта, орудия труда, игрушки и др. Исключительно важное место в работе музея занимают экскурсии (занятия-экскурсии, и это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Занятия в музее проводятся с 10-12 детьми, т. е. по подгруппам.
Наряду с занятиями непосредственно в музее (занятия-экскурсии, студии и кружки, выставки и фестивали, конкурсы и праздники, беседы, самостоятельная работа старших дошкольников с музейными материалами фонда детского творчества и др., проводятся занятия в групповой комнате с использованием отдельных предметов - подлинников, специально подготовленных выставок и монтажей.
Посещения музея народного быта детьми дошкольного возраста посвящаются знакомству с предметами быта, народным искусством и куль-турой.
В младших группах даются названия предметов быта и демонстриру-ются способы действия с ними, в старших группах подчеркивается ис-торическая преемственность музейных предметов с современными аналогами. Обязательно педагогами показывается зависимость использование предметов
от образа жизни людей и места их проживания. Организация занятий предполагает активность детей, им надо самим догадаться, для чего был нужен и как использовался тот или иной предмет. В помощь детям загадываются соответствующие загадки, предлагаются пословицы и поговорки.
Для большей доступности материала вводятся игровые персонажи, которые встречаются в фольклорных произведениях. Они рассказывают детям о предметах быта, стимулируя и удерживая их интерес к рассматриваемому объекту.
Методическая многоплановость, разнообразие в содержании деятель-ности музея обеспечивают высокий педагогический эффект работы по приобщению детей к культуре своего народа.
Каждый педагог, причастный к работе музея, расширяет свои знания по основам наук, связанных с профилем музея, углубленно изучат вопросы и проблемы, над которыми он непосредственно работает в музее, овладевает навыками исследовательской и музейной работы.
Учеба музейного актива проходит непосредственно в детском саду, в школе, в государственном музее «Варьеганский музей под открытым небом». Проводятся семинары – практикумы. Культурно-просветительская и краеведческая работа музея ведется не только для детей, посещающих детский сад и для их родителей.
В детском саду две логопедические группы. Возникает вопрос: «Как приобщить ребенка, да еще отягощенного речевой патологией к сокровищам отечественной культуры?»
Педагоги ДОУ пришли к выводу, что необходима передача культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. Посещения музея способствует социальному развитию проблемных детей, их адекватной ориентировке в окружающей среде, пробуждению интереса к окружающей действительности, формированию перцептивных действий.
Методы и приемы, используемые в системе музейно-образовательной деятельности, вовлекают детей в активный поиск, формируют познавательные потребности и мотивацию, развивают функции речи.
Диалог с музеем вызвал к жизни новые формы организации деятельности детей. Музей стал близок и понятен детям. Участвуя в музейных праздниках, выставляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, рисуя с натуры, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить, в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.
Диалог с музеем обогащает самостоятельную деятельность детей, позволяет удовлетворять свою потребность в самоутверждении, признании со стороны ближайшего окружения. Дети с удовольствием выступают в роли экскурсоводов перед младшими детьми, сверстниками, показывая и рассказывая о своих коллекциях. Все это способствует обогащению их речи новыми словами, интонациями.
По словам скульптора С. Коненкова, «детство – это живительная чаша, из которой мы пьем благодатный напиток в течение всей нашей жизни». Таким образом, включение музея в воспитательно-образовательный процесс
способствует формированию у человека XXI века психологической и нравственной готовности не только жить в быстром изменяющимся мире, но и быть активным участником происходящих в нем преобразований.
Планирование тематических экскурсий в мини-музей ДОУ
№ Тема
цикла Содержание экскурсий
1. «Основные виды хозяйственной деятельности» 1. Экскурсия: «В гости к оленям мы пойдем»
2. Экскурсия: «Труд рыбака»
3. Экскурсия: «Охота на медведя и лося»
2. «Традиционная одежда» 1. Экскурсия: «Детская одежда и обувь»
2. Экскурсия: «Что носили наши бабушки»
3. Экскурсия: «Не учи безделью, а учи рукоделью»
4. Экскурсия: «Одежда настоящих мужчин»
3. «Традиционные поселения и жилища» 1. Экскурсия: «В гости на стойбище зимой»
2. Экскурсия: «В гости на стойбище летом»
4. «Добрым людям на загляденье» 1. Экскурсия: «Традиционная домашняя утварь»
2. Экскурсия: «Легенды о здоровой пище»
5. «Основные средства передвижения» 1. Экскурсия: «Мы поедем, мы помчимся на оленях…»
2. Экскурсия: «Облас наш стрелою мчится»
6. «Обряды и традиции» 1. Экскурсия: «Чай у чувала»
2. Экскурсия: «Обряд поклонению огню»
7. «Художники Югры» 1. Экскурсия: «Творчество Геннадия Райшева»
8. «Наши великие земляки» 1. Экскурсия: «Творчество писателей и поэтов Ю. Веллы, Е. Айпина»
9. «Игрушки наших предков» 1. Экскурсия: «Про игрушку – погремушку и другие игрушки»