Приложение МААМ

Музей в дошкольном учреждение

Алла Мирон
Музей в дошкольном учреждение
▼ Скачать + Заказать документы

МУ3ЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ:

организация и планирование работы

Музей народного быта в детском саду стал важным звеном педагогического процесса. Целью, которого является знакомство детей дошкольного возраста с народной культурой прошлого. Большое внимание уделяем вопросам планирования работы музея, культурно-просвети-тельской и краеведческой деятельности.

Музей народного быта расширяет представления детей об окружаю-щем мире, знакомят с народной культурой, хранят словесный ключ к пони-манию фольклорных сказок, многие реалии которых давно ушли из жизни не только современных детей, но и их родителей.

Темочки:

Музей народного быта - своеобразная машина времени. За считанные минуты дети вместе с педагогом могут совершить увлекательное путе-шествие не только в прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в буду-щее, сопоставить, сравнить события разных времен. Не случайно музеи народного быта считают одной из форм работы по краеведению. Как правило, тесно связанные с краеведением, они воспитывают у детей любовь к родному краю, его природе, вызывают интерес к историческому прошлому малой родины.

Слово «музей» происходит от греческого слова musеin и латинского museum - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.

В музее детского сада, - имеется фонд подлинных материалов, которые составляют его основу. Для создания музейной экспозиции при-влекаются родители, бабушки, дедушки, сторожилы с. Варьеган.

Таким образом, собираемые музейные предметы подразделяются на две группы:

• подлинные памятники материальной и духовной культуры (орудия труда, предметы производства и быта, письменные и печатные источники, подлинные фотографии и т. д., а также памятники природы, являющиеся первоисточниками знаний о природе и обществе;

• предметы, изготовленные специально для пополнения экспозиции,

пояснения отражаемых в ней событий и явлений. Это точные воспроизведе-ния подлинников (макеты, модели, муляжи, слепки) и др. Большая часть этих материалов изготавливается педагогами, родителями и детьми в процессе исследовательской творческой работы.

Первая группа предметов и материалов составляет основной фонд, вторая - вспомогательный.

В детском саду созданию музея предшествовала организация выставки, уголков в группе. По мере накопления новых материалов - под-линников и копий, расширения своей деятельности они постепенно пере-расли в музеи.

Музей имеет соответствующее помещение и оборудование, обеспечивающее хранение и показ собранных коллекций.

Выбор профиля будущего музея определялся воспитательно-обра-зовательными задачами дошкольного учреждения и выделением приоритета (этно-экологичекий). Учитывались при этом, безусловно, интересы детей и педагогов, а также возможности комплектования фондов будущего музея

подлинными предметами.

Музей в детском саду – это живой организм, развивающийся организм. Его фонды постоянно пополняются, а экспозиции систематически обновляться.

Создана творческая группа педагогов, которая ведет систематическую, поисковую и исследовательскую работу, участвуют в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов.

Совет музея совместно с активом осуществляет планирование организации работы музея : продумывается тематика поиска, пути сбора материалов, определяются конкретные задания педагогам, намечаются сроки их выполнения и т. д. План работы музея координируется с годовым планом работы образовательного учреждения. В план работы включаются проводимые в музее с детьми мероприятия: занятия, экскурсии, развлечения, праздники, вечера-досуги и др., обозначается время проведения мероприятия и ответственные. Составление тематического плана - результат коллективной работы педагогов и родителей детского сада. свою краткость, она выражает основную информацию, которую несет экспонат. Поэтому составление этикетажа требует хорошего знания раскрываемой в экспозиции темы, умения кратко и четко выразить свои мысли.

Сбор экспонатов для музея народного быта в детском саду и орга-низация его экспозиций - дело непростое. Педагоги должны не только представить экспонаты, но и заставить их говорить с дошкольниками на понятном им языке. Задача эта в ДОУ решается разными способами, в том числе посредством создания интерактивных экспозиций, внутри которых ребенок (и любой посетитель музея) может ознакомиться с музейными предметами, не только увидеть, но и услышать, понюхать, пощупать. Для маленьких детей это особенно важно, так как мир открывается для них не через пассивное «видение», а через активное «делание». Для этого в музее созданы зоны детской активности, где дети смогут использовать в деятельности предметы старинного быта, орудия труда, игрушки и др. Исключительно важное место в работе музея занимают экскурсии (занятия-экскурсии, и это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Занятия в музее проводятся с 10-12 детьми, т. е. по подгруппам.

Наряду с занятиями непосредственно в музее (занятия-экскурсии, студии и кружки, выставки и фестивали, конкурсы и праздники, беседы, самостоятельная работа старших дошкольников с музейными материалами фонда детского творчества и др., проводятся занятия в групповой комнате с использованием отдельных предметов - подлинников, специально подготовленных выставок и монтажей.

Посещения музея народного быта детьми дошкольного возраста посвящаются знакомству с предметами быта, народным искусством и куль-турой.

В младших группах даются названия предметов быта и демонстриру-ются способы действия с ними, в старших группах подчеркивается ис-торическая преемственность музейных предметов с современными аналогами. Обязательно педагогами показывается зависимость использование предметов

от образа жизни людей и места их проживания. Организация занятий предполагает активность детей, им надо самим догадаться, для чего был нужен и как использовался тот или иной предмет. В помощь детям загадываются соответствующие загадки, предлагаются пословицы и поговорки.

Для большей доступности материала вводятся игровые персонажи, которые встречаются в фольклорных произведениях. Они рассказывают детям о предметах быта, стимулируя и удерживая их интерес к рассматриваемому объекту.

Методическая многоплановость, разнообразие в содержании деятель-ности музея обеспечивают высокий педагогический эффект работы по приобщению детей к культуре своего народа.

Каждый педагог, причастный к работе музея, расширяет свои знания по основам наук, связанных с профилем музея, углубленно изучат вопросы и проблемы, над которыми он непосредственно работает в музее, овладевает навыками исследовательской и музейной работы.

Учеба музейного актива проходит непосредственно в детском саду, в школе, в государственном музее «Варьеганский музей под открытым небом». Проводятся семинары – практикумы. Культурно-просветительская и краеведческая работа музея ведется не только для детей, посещающих детский сад и для их родителей.

В детском саду две логопедические группы. Возникает вопрос: «Как приобщить ребенка, да еще отягощенного речевой патологией к сокровищам отечественной культуры?»

Педагоги ДОУ пришли к выводу, что необходима передача культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. Посещения музея способствует социальному развитию проблемных детей, их адекватной ориентировке в окружающей среде, пробуждению интереса к окружающей действительности, формированию перцептивных действий.

Методы и приемы, используемые в системе музейно-образовательной деятельности, вовлекают детей в активный поиск, формируют познавательные потребности и мотивацию, развивают функции речи.

Диалог с музеем вызвал к жизни новые формы организации деятельности детей. Музей стал близок и понятен детям. Участвуя в музейных праздниках, выставляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, рисуя с натуры, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить, в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.

Диалог с музеем обогащает самостоятельную деятельность детей, позволяет удовлетворять свою потребность в самоутверждении, признании со стороны ближайшего окружения. Дети с удовольствием выступают в роли экскурсоводов перед младшими детьми, сверстниками, показывая и рассказывая о своих коллекциях. Все это способствует обогащению их речи новыми словами, интонациями.

По словам скульптора С. Коненкова, «детство – это живительная чаша, из которой мы пьем благодатный напиток в течение всей нашей жизни». Таким образом, включение музея в воспитательно-образовательный процесс

способствует формированию у человека XXI века психологической и нравственной готовности не только жить в быстром изменяющимся мире, но и быть активным участником происходящих в нем преобразований.

Планирование тематических экскурсий в мини-музей ДОУ

№ Тема

цикла Содержание экскурсий

1. «Основные виды хозяйственной деятельности» 1. Экскурсия: «В гости к оленям мы пойдем»

2. Экскурсия: «Труд рыбака»

3. Экскурсия: «Охота на медведя и лося»

2. «Традиционная одежда» 1. Экскурсия: «Детская одежда и обувь»

2. Экскурсия: «Что носили наши бабушки»

3. Экскурсия: «Не учи безделью, а учи рукоделью»

4. Экскурсия: «Одежда настоящих мужчин»

3. «Традиционные поселения и жилища» 1. Экскурсия: «В гости на стойбище зимой»

2. Экскурсия: «В гости на стойбище летом»

4. «Добрым людям на загляденье» 1. Экскурсия: «Традиционная домашняя утварь»

2. Экскурсия: «Легенды о здоровой пище»

5. «Основные средства передвижения» 1. Экскурсия: «Мы поедем, мы помчимся на оленях…»

2. Экскурсия: «Облас наш стрелою мчится»

6. «Обряды и традиции» 1. Экскурсия: «Чай у чувала»

2. Экскурсия: «Обряд поклонению огню»

7. «Художники Югры» 1. Экскурсия: «Творчество Геннадия Райшева»

8. «Наши великие земляки» 1. Экскурсия: «Творчество писателей и поэтов Ю. Веллы, Е. Айпина»

9. «Игрушки наших предков» 1. Экскурсия: «Про игрушку – погремушку и другие игрушки»

Публикации по теме:

Адаптация педагога к работе с детьми младшего дошкольного возраста, ранее не посещавшими дошкольное учреждение Адаптационный период в детском саду переживают не только дети, но и педагоги. Какие чувства испытывает педагог, который выпускает детей.

ФГОС: семья и дошкольное учреждение — единое пространство в детстве современного ребенка В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является.

Игровые технологии в дошкольном возрасте Современная методика преподавания музыки и актуальные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС. Игровые технологии. Игровая.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №37 Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) ИКТ- это технологии обмена информацией, коммуникации. Средства ИКТ в детском саду Компьютер.

Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение Сортавальского Муниципального Района Республика Карелия Туокслахтинская КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ «КУЛИНАРНЫЙ ДИЗАЙН ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. РУССКИЙ ПРЯНИК» Воспитатель : Степанова.

Музей Гжели в детском дошкольном учрежденииМузей Гжели в детском дошкольном учреждении Цель: Приобщение детей истокам народно- прикладного искусства. Задачи: Формировать представления о русском промысле «Гжельская керамика».

Оказание помощи семьям с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, не посещающими дошкольное учреждение В числе основных принципов дошкольного образования стоит сотрудничество Организации с семьёй. В стандарте дошкольного образования указано.

Оркестр в дошкольном учрежденииОркестр в дошкольном учреждении Организация оркестра дошкольников сложное и трудоемкое дело, но вполне реальное. Ребенок, приобщенный к музыке и познавший красоту оркестрового.

Роль сказкотерапии в дошкольном воспитании Наверно нет человека, который бы не любил сказки. Волшебные сказки любят без исключения все дети и многие взрослые, т. к. они тоже родом.

Современное дошкольное образовательное учреждение в условиях модернизации образовательного процесса Современное дошкольное образовательное учреждение в условиях модернизации образовательного процесса Слайд 1 Жизнь не стоит на месте, развиваясь,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музей в дошкольном учреждение
Опубликовано: 13 января 2019 в 12:57
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музей в дошкольном учреждение» (включая файлы) размещена пользователем Алла Мирон (УИ 956562) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД