Наталья Чернышева
Игровые технологии в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Современная методика преподавания музыки и актуальные
педагогические технологии
в условиях реализации ФГОС.
Игровые технологии.
Игровая деятельность в обучении и воспитании.
Игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В практике игровая деятельность выполняет такие функции:
Публикация «Игровые технологии в дошкольном возрасте» размещена в разделах
— развлекательную (это основная функция игры — развлечь, пробудить интерес); — коммуникативную: освоение общения;
— самореализации в игре ;
— терапевтическая игра: преодоление различных трудностей;
— диагностическая игра: выявление отклонений от норм поведения, самопознание в процессе игры;
— коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
— социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А. Шмакову) :
— свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
— творческий, в значительной мере импровизационный;
— эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т. п. («эмоциональное напряжение»);
— наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.
В структуру игры как деятельности органично входит - цель, планирование, реализация цели, а также анализ результатов.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательного характера, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно - творческими возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.
Игровая форма занятий создается на занятиях при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций на занятиях происходит по таким основным направлениям как - дидактическая цель ;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания воспитателем функций и классификации педагогических игр.
Виды педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные, интеллектуальные (умственные, трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;
в) продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические и др.
Три большие группы составляют:
1 игры с готовыми «жёсткими» правилами;
2 игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий;
3 игры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу.
Важнейшие из других методических типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
По содержанию игры с готовыми правилами различают:
спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические, строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные, лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения, шуточные (забавы, развлечения, ритуально-обрядовые и т. д.
По содержанию «вольные» (свободные) игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, этнографические и т. п.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда : различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с разными средствами передвижения.
По форме (форма есть способ существования и выражения содержания) можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: игры-празднества, игровые праздники;
игровой фольклор; театральные игровые действия;
упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты;
эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества;
конкурсы, эстафеты, старты; игровые обычаи, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады и т. д.
Спектр целевых ориентаций игровых технологий.
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность;
формирование определённых умений и навыков, необходимых
в практической деятельности;
развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли;
формирование определённых подходов, позиций,
нравственных, эстетических и мировоззренческих установок;
воспитание сотрудничества, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать,
сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии,
творческих способностей, умения находить оптимальные решения;
развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества;
адаптация к условиям среды; стрессовый контроль,
саморегуляция;
обучение общению; психотерапия.
Концептуальные основы игровых технологий. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. Игра — форма психогенного поведения, т. е. внутренне присущего личности (Д. Н. Узнадзе).
Игра — пространство «внутренней социализации» ребёнка, средство усвоения социальных установок (Л. С. Выготский).
Игра — свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А. Н. Леонтьев).
Игра — школа жизни и практика развития детей (С. Л. Рубинштейн).
Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми. В возрастной периодизации детей (Д. Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста своё содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.