Приложение МААМ

Адаптация педагога к работе с детьми младшего дошкольного возраста, ранее не посещавшими дошкольное учреждение

Татьяна Кадиева
Адаптация педагога к работе с детьми младшего дошкольного возраста, ранее не посещавшими дошкольное учреждение
▼ Скачать + Заказать документы

Адаптационный период в детском саду переживают не только дети, но и педагоги. Какие чувства испытывает педагог, который выпускает детей из дошкольного учреждения и набирает с сентября новых детей-малышей? Думаю, многие вспомнят свои ощущения. Возможно, кто-то пока с этим не сталкивался в своей профессиональной деятельности, особенно начинающие педагоги дошкольного образования. Ни для кого не секрет, что любому, даже опытному педагогу тяжело в первое время с малышами после выпуска предыдущих детей. К сожалению, многие большое внимание уделяют адаптации детей, забывая о том, что и педагогу приходится адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности. Ведь от психологического состояния и успешной адаптации самого педагога к новым условиям зависит качество его работы с детьми, родителями и даже с коллегами.

Публикация «Адаптация педагога к работе с детьми младшего дошкольного возраста, ранее не посещавшими дошкольное учреждение» размещена в разделах

С какими трудностями сталкивается педагог, когда набирает новых детей?

Во-первых, новые дети и новые родители со своими особенностями, привычками и требованиями;

Во-вторых, методы и приемы общения с детьми подготовительной группы невозможно применить на детях младшего возраста. Ведь зачастую педагогу приходится заново учиться общаться с малышами. Он перестраивается с формы общения с детьми старшего возраста к форме, присущей младшему возрасту.

В третьих, особенности адаптации самих детей. Дети разные, у каждого свои особенности, к каждому нужно заново находить подход, включая свою интуицию и знания. Тут-то не так все просто: кажется, что уже так много знаешь, умеешь отлично с детьми работать, пока не появляется в твоей деятельности ребенок, непохожий на других предыдущих, с которым невозможно применить те методы и знания, используемые ранее. Ведь" знать одного ребенка, не значит знать всех детей».

Вместе с тем можно выделить типичные черты малышей, находящихся в состоянии адаптации и дезадаптации. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Дети плачут, цепляются, а воспитателю нужно успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новеньких. Период привыкания детей – неизменно сложная проблема. Тут педагога охватывает волнение : смогут ли мне доверить своих детей родители, смогут ли сами дети мне довериться, смогу ли успешно адаптировать всех детей к дошкольному учреждению?

Мною были разработаны рекомендации по успешной адаптации педагога к работе с детьми младшего дошкольного возраста, ранее не посещавшими дошкольное учреждение, в которые включены личностная работа педагога, работа с детьми, с родителями и взаимодействие с коллегами.

Собственная личностная работа педагога включает в себя интеллектуальный уровень педагога дошкольного образования, которая определяется не только знанием педагогической деятельности, но и мировоззрением, широтой кругозора, общей подготовкой, эрудицией. Это то интегративное качество, которое включает в себя знания в различных областях деятельности, умение ими оперировать в процессе общения и обучения дошкольников. Помимо этого, педагогу следует работать над своим эмоциональным состоянием, не допускать эмоционального выгорания, быть спокойным в общении с детьми и родителями.

Вот несколько рекомендаций педагогам по профилактике эмоционального выгорания, которые особенно необходимы в первые два месяца работы с детьми младшей группы (из опыта) :

1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.

2. Думайте о чем-то хорошем, отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и оптимизм – это залог здоровья и благополучия.

3. Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.

4. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты.

5. Особенное место отводите отдыху и сну. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.

6. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!

7. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.

8. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.

9. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите театр, почитайте анекдоты.

10. Не забывайте хвалить себя!

11 Улыбайтесь! Даже если не хочется.

12 Находите время для себя: почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники!

13. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!

14 Делайте дни “информационного отдыха” от телевизора и компьютера. Почитайте что-то.

15. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.

16. Музыка – это тоже психотерапия.

17. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.

18. Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.

Работа с родителями. Не секрет, что взрослые сами могут создать обстановку тревожности, страха, необдуманно выражая свои чувства, очень болезненно расставаясь с малышом, недоверчиво относясь к педагогам. Поэтому необходимо проводить с родителями беседы, консультации, практические мероприятия; приглашать родителей на досуги, игры; знакомить с условиями пребывания ребенка в детском саду, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации и выяснить у них особенности характера и поведения ребенка. Все данные о каждом ребёнке понадобятся в дальнейшей работе.

Важно знать некоторые особенности работы с родителями :

1. Доброжелательный стиль общения педагога с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями важнее, чем отдельно проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодиться человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить, посочувствовать и вместе подумать, как помочь в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Серьезная подготовка. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество.

Работа с детьми.

Педагог дошкольного образования в первую очередь сталкивается с тем, что дети, начавшие посещать дошкольное учреждение, очень разные по своим умениям, уровню физического и психического развития. Приходится в сжатые сроки организовать более или менее однородную группу, где все хотя бы понимают, что происходит вокруг и что от них требуется. Предлагаю несколько рекомендаций, которые облегчат работу педагога :

1. Во время адаптационного периода нужно использовать гибкость в режимных процессах: принимать детей сначала на 2 часа, затем удлинять время пребывания с учетом того, как быстро ребенок привыкает.

2. Новых детей следует принимать на адаптацию постепенно, в неделю не более пяти - шести малышей.

3. К детям нужно проявлять индивидуальный подход, особенно к очень чувствительным, замкнутым, сильно плачущим.

4. Педагог должен быть снисходительным к плачу детей, внимательным, спокойным, способным обеспечить группе благополучный эмоциональный климат.

5. Обращаться к детям младшего дошкольного возраста, которые только начали ходить в сад, надо, с одной стороны, индивидуально, по имени, а с другой — подчеркивать принадлежность ребенка к группе. Одновременно стараться обратить внимание детей друг на друга, добиться, чтобы они запомнили, как кого зовут, по возможности могли обращаться по имени друг к другу и воспитателю.

6. Большое внимание надо уделять руководству детской игрой, показывать простые действия с игрушками, доступные сюжеты, проигрывать их с разными игрушками. Постепенно малыши начинают повторять их, дополнять, вносить изменения — возникают первые игры. А ребенок, который в состоянии занять себя игрушками, находится в хорошем настроении, не плачет, легче входит в контакт с другими детьми, сначала повторяя за ними те или иные действия, затем — общаясь уже вне игровых ситуаций.

7. Педагог дошкольного образования должен быть хорошим актером: уметь вовремя рассказать сказку, спеть песенку, знать много произведений устного народного творчества: потешек, пестушек, колыбельных песен, чтобы при случае отвлечь ребенка; использовать игры-забавы в качестве сюрпризного момента.

8. В процессе адаптации ребенка к дошкольному учреждению рекомендую использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать). Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны.

9. Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.

10. Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами.

Взаимодействие с коллегами.

Педагогическое общение – профессиональное общение педагога с коллегами способствует благоприятному психологическому климату. Педагогу необходимо обращаться за помощью, за советами к коллегам, так же работающим с детьми адаптационной группы и к тем, которые совсем недавно работали с малышами. Важно делиться своим опытом и проблемами своей профессиональной деятельности с администрацией, которая всегда может направить и помочь.

Данная система работы, на мой взгляд, поможет педагогу легче адаптироваться к новым условиям педагогической деятельности, а именно работе с детьми адаптационной группы, также способствует успешному привыканию детей к детскому учреждению и укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.

Публикации по теме:

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возрастаИспользование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста Мордовский фольклор богатый, своеобразный, представляет собой большую художественную ценность. Обладает познавательным и воспитательным.

Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста (консультация для родителей) Первое знакомство ребенка с художественным.

Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста (консультация для родителей) Первое знакомство ребенка с художественным.

Использование игровых упражнений с комплектом «Pertra» в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование игровых упражнений с комплектом «Pertra» в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста Развивающий комплект «Pertra» разработан известным педагогом-практиком Марианной Фростиг. Он предоставляет широкое поле для «общения» ребенка.

Консультация для родителей «Ранее развитие музыкальных способностей у детей младшего дошкольного возраста» РАНЕЕ РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Без музыки жизнь была бы ошибкой. Ф. Ницше Говорить о музыке.

Применение современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста Дошкольное детство, является начальной ступенью в образовательной системе нашего государства. Именно в дошкольном детстве закладываются.

Работа по самообразованию «Адаптация детей младшего дошкольного возраста посредством художественного слова». Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в воспитательном процессе. Задачи.

Совместная деятельность педагога с детьми младшего возраста «К бабушке в деревню» Совместная деятельность педагога с детьми младшего возраста Тема:«К бабушке в деревню» Цель: - обогащение и углубление знаний детей о домашних.

Способы профилактики и преодоления дезадаптации детей при поступлении в дошкольное образовательное учреждениеСпособы профилактики и преодоления дезадаптации детей при поступлении в дошкольное образовательное учреждение Способы профилактики и преодоления дезадаптации детей при поступлении в дошкольное образовательное учреждение. Проблема адаптации детей.

Современные образовательные технологии и методики, применяемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста Развивающее обучение и здоровьесберегающие технологии. Область совершенствования методики – это игры и упражнения на развитие общей и мелкой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация педагога к работе с детьми младшего дошкольного возраста, ранее не посещавшими дошкольное учреждение
Опубликовано: 22 августа 2018 в 15:34
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптация педагога к работе с детьми младшего дошкольного возраста, ранее не посещавшими дошкольное учреждение» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кадиева (УИ 377419) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД