Лилия Шаехова
Роль сказкотерапии в дошкольном воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
Наверно нет человека, который бы не любил сказки. Волшебные сказки любят без исключения все дети и многие взрослые, т. к. они тоже родом из детства. И маленький Ребенок по-прежнему живет в каждом взрослом человеке зачастую продолжая руководить нашими чувствами, мыслями и поведением в зрелости.
Сказка учит жить. А иначе зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам, да отнимали детское внимание? И разве только дети были слушателями бабушки-сказительницы в семье? С не меньшим удовольствием и волнением погружались в мир волшебства и чудес взрослые члены семьи! Да и где еще можно почувствовать себя вдали от житейской суеты и трудностей, как не в хорошей сказке? Теперь мы подробно разбираем все свойства сказки, ее педагогические, психологические медитативные возможности. Но суть всех этих рассуждений одна; без сказки нет у ребенка ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания.
Публикация «Роль сказкотерапии в дошкольном воспитании» размещена в разделах
Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно- образовательной работы с детьми. Пользуясь зашифрованным в сказке опытом прошлых поколений, ребенок и взрослый могут проникнуть в мир бессознательного и на ином, внутреннем, уровне разглядеть собственный мир чувств и переживаний.
Не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами. Что, как не сказка, позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать? Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством?
Сказкотерапия - процесс экологического образования и воспитания. [ 2, с. 13 ]
предметом сказкотерапии является процесс воспитания внутреннего ребенка, развития души человека. [ 4, с. 2 ]
Современная сказкотерапия существует в трех аспектах:
• диагностическом,
• воздействующем,
• профилактическом, развивающем.
Воздействующий «аппарат» сказкотерапии содержит пять видов сказок :
• художественные,
• дидактические,
• психокоррекционные,
• психотерапевтические,
• медитативные. [ 3,с. 7 ]
В младшем дошкольном возрасте ребенок способен оценить только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Воспринимая сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих. Этому способствует и построение наиболее простых детских сказок : заяц всегда положительный герой, а волк — обязательно отрицательный. Ребенок переносит свое общее эмоциональное отношение к персонажу на его конкретные поступки, и оказывается, что все действия зайца одобряются потому, что он хороший, а волк поступает дурно, потому что он сам плохой.
Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоот-ношений персонажей сказки. Скажем, в сказке «Иван-царевич и серый волк» Иван-царевич ведет себя по-детски непосредственно, это — положительный, привлекательный образ, с которым ребенок себя идентифицирует. Но его поступки, идущие вразрез с мудрыми советами волка, оцениваются как «плохие» и «неправильные».
У старших дошкольников эмоциональное отношение к герою сказки определяется этической оценкой его действий. Дети начинают судить о поступках не только по их результатам, но и по мотивам; их занимают такие сложные этические вопросы, как справедливость награды, возмездие за причиненное зло и т. п.
Детские сказки оказывают большое влияние на жизненный сценарий (путь) человека, на его нынешнюю судьбу. Поэтому, сказкотерапия помогает улучшить, а то и полностью изменить в лучшую сторону, всю жизнь человека, его будущее…его судьбу, сделать из хронического неудачника достойного победителя. [ 1,с. 27 ]
Литература
1. Вачков И. В. “Сказкотерапия : Развитие самосознания через психологическую сказку” - М. ; Ось-89, 2007.144с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб., Речь, 2000. 310с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. - СПб. : Речь,2001.74с.
4. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Основы сказкотерапии» — СПб., Речь, 2013.172с.