Папки-передвижки

Роль сказкотерапии в дошкольном воспитании

Лилия Шаехова
Роль сказкотерапии в дошкольном воспитании
▼ Скачать + Заказать документы

Наверно нет человека, который бы не любил сказки. Волшебные сказки любят без исключения все дети и многие взрослые, т. к. они тоже родом из детства. И маленький Ребенок по-прежнему живет в каждом взрослом человеке зачастую продолжая руководить нашими чувствами, мыслями и поведением в зрелости.

Сказка учит жить. А иначе зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам, да отнимали детское внимание? И разве только дети были слушателями бабушки-сказительницы в семье? С не меньшим удовольствием и волнением погружались в мир волшебства и чудес взрослые члены семьи! Да и где еще можно почувствовать себя вдали от житейской суеты и трудностей, как не в хорошей сказке? Теперь мы подробно разбираем все свойства сказки, ее педагогические, психологические медитативные возможности. Но суть всех этих рассуждений одна; без сказки нет у ребенка ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания.

Публикация «Роль сказкотерапии в дошкольном воспитании» размещена в разделах

Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно- образовательной работы с детьми. Пользуясь зашифрованным в сказке опытом прошлых поколений, ребенок и взрослый могут проникнуть в мир бессознательного и на ином, внутреннем, уровне разглядеть собственный мир чувств и переживаний.

Не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами. Что, как не сказка, позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать? Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством?

Сказкотерапия - процесс экологического образования и воспитания. [ 2, с. 13 ]

предметом сказкотерапии является процесс воспитания внутреннего ребенка, развития души человека. [ 4, с. 2 ]

Современная сказкотерапия существует в трех аспектах:

• диагностическом,

• воздействующем,

• профилактическом, развивающем.

Воздействующий «аппарат» сказкотерапии содержит пять видов сказок :

• художественные,

• дидактические,

• психокоррекционные,

• психотерапевтические,

• медитативные. [ 3,с. 7 ]

В младшем дошкольном возрасте ребенок способен оценить только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Воспринимая сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих. Этому способствует и построение наиболее простых детских сказок : заяц всегда положительный герой, а волк — обязательно отрицательный. Ребенок переносит свое общее эмоциональное отношение к персонажу на его конкретные поступки, и оказывается, что все действия зайца одобряются потому, что он хороший, а волк поступает дурно, потому что он сам плохой.

Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоот-ношений персонажей сказки. Скажем, в сказке «Иван-царевич и серый волк» Иван-царевич ведет себя по-детски непосредственно, это — положительный, привлекательный образ, с которым ребенок себя идентифицирует. Но его поступки, идущие вразрез с мудрыми советами волка, оцениваются как «плохие» и «неправильные».

У старших дошкольников эмоциональное отношение к герою сказки определяется этической оценкой его действий. Дети начинают судить о поступках не только по их результатам, но и по мотивам; их занимают такие сложные этические вопросы, как справедливость награды, возмездие за причиненное зло и т. п.

Детские сказки оказывают большое влияние на жизненный сценарий (путь) человека, на его нынешнюю судьбу. Поэтому, сказкотерапия помогает улучшить, а то и полностью изменить в лучшую сторону, всю жизнь человека, его будущее…его судьбу, сделать из хронического неудачника достойного победителя. [ 1,с. 27 ]

Литература

1. Вачков И. В. “Сказкотерапия : Развитие самосознания через психологическую сказку” - М. ; Ось-89, 2007.144с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб., Речь, 2000. 310с.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. - СПб. : Речь,2001.74с.

4. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Основы сказкотерапии» — СПб., Речь, 2013.172с.

Публикации по теме:

Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться,.

Роль чтения в воспитании дошкольника Открытие мира Детство – время непрерывной цепи открытия. Все ново, все познается без напряжения. Если ребенку давать дополнительно интересную.

Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Отец и мать, а также другие члены семьи – дедушка,.

Роль ИКТ в дошкольном образовании Информатизация общества ставит перед педагогами задачу идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. До.

Роль семьи в воспитании ребенка Семья играет огромную роль в воспитании ребенка. Именно в семье закладываются основы личности. Дальнейшее построение ребенком модели собственной.

Консультация «Роль семьи в воспитании ребенка» Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании ребенка» Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок.

Роль экологического воспитания ребенка в дошкольном возрасте Еретина. О. А. Роль экологического воспитания ребенка в дошкольном возрасте. Еретина. О. А. Как у маленького деревца, еле поднявшегося над.

Роль музыки в физическом воспитании дошкольников Роль музыки в физическом воспитании дошкольников. «Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, оказывает благотворное.

Роль сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте Роль сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте Современному человеку подчас трудно успевать за изменениями окружающего мира, внедрением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль сказкотерапии в дошкольном воспитании
Опубликовано: 14 октября 2018 в 20:34
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль сказкотерапии в дошкольном воспитании» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Шаехова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД