Елена Надыршина
Информационно-творческий проект «Деревья и кустарники весной» Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №52 «Рябинка» комбинированного вида»
Информационно-творческий проект Тема : «Деревья и кустарники весной».
Автор проекта :
Надыршина Е. Б. воспитатель
март, 2016 г.
Публикация «Информационно-творческий проект „Деревья и кустарники весной“ Видео» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Видео
- Деревья весной. Весенние цветущие деревья
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Полное название проекта : «Деревья и кустарники весной».
Актуальность темы: Дети всегда с интересом наблюдают за природными явлениями, учатся наблюдать за изменениями в природе, происходящими при смене времен года. На этот раз ребята заинтересовались тем, что происходит с деревьями весной, почему появляются листочки; что будет, если веточку поставить в воду. Их любознательность и натолкнула меня на создание этого проекта.
Продолжительность проекта : неделя
Тип проекта : информационно-творческий.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель.
Возраст детей: 5-6 лет.
Цель проекта :
расширять знания детей о растительном мире;
формировать интерес к красоте окружающего мира;
воспитывать нравственные и эстетические чувства дошкольника.
Задачи проекта :
1. Расширять представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом весны.
2. Развивать наблюдательность, умение делать самостоятельные открытия.
3. Учить фиксировать наблюдения с помощью рисунков.
4. Обогащать словарь детей, развивать связную речь.
Форма реализации проекта – непосредственно образовательная деятельность.
Этапы проекта :
Подготовительный: разработка плана по реализации проекта, подбор литературы, иллюстраций, материала.
Основной: реализация проекта.
Методы и средства реализации проекта : наблюдения на прогулке, в группе; дидактические игры; рассматривание картин, иллюстраций с изображением деревьев, кустарников, леса, составление описательных рассказов; непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»; чтение художественной литературы; экскурсия в весенний парк.
Завершающий: оформление стены в раздевалке «Весеннее настроение».
Предполагаемые результаты:
1. Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, повышение уровня нравственно-эстетической воспитанности дошкольников.
2. Улучшение взаимоотношений между детьми в процессе выполнения коллективных работ.
План работы по реализации проекта «Деревья и кустарники весной»
Непосредственно образовательная деятельность
«Деревья и кустарники в лесу»
Образовательная область: познавательное развитие.
Место проведения: групповая комната.
Задачи: расширять знания детей о многообразии растительного мира, формировать интерес к красоте окружающего; учить детей различать 5-6 видов деревьев и кустарников, их строение (ствол, ветки, листья, корни); расширять представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом весны; дать представление о взаимосвязи деревьев и кустарников с окружающей средой; учить видеть и ощущать красоту и богатство родной природы.
«Как вести себя в природе»
Образовательная область: познавательное развитие.
Место проведения: групповая комната.
Задачи: формировать представления о разнообразии природы России, о ее значении в жизни людей, о необходимости ее охраны; закладывать основы экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Наблюдения
«Деревья и кустарники в марте»
Образовательная область: познавательное развитие.
Место проведения: участок детского сада.
Задачи: обратить внимание детей на то, что около стволов деревьев снег начинает таять, видны проталины; объяснить, что это происходит потому, что в начале весны деревья имеют более высокую температуру, чем окружающий воздух.
Рассматривание веток березы, сирени
Образовательная область: познавательное развитие.
Место проведения: групповая комната.
Задачи: учить узнавать деревья по их веткам, особенностям почек, их расположению, запаху; предложить поставить их в воду, отмечать на ветках каких деревьев почки распустятся раньше; помочь сделать вывод о том, что для растений необходимы тепло, свет, вода.
«Набухание почек на деревьях в апреле»
Образовательная область: познавательное развитие.
Место проведения: участок детского сада.
Задачи: предложить рассмотреть почки на ветвях различных деревьев, как они изменились. Рассказать о том, что листья на разных деревьях появляются не одновременно, о приметах, которые связаны с данной последовательностью. Предложить отмечать в календаре наблюдений последовательность появления листьев у различных деревьев. Рассказать о таком явлении, как сокодвижение.
«Ветка сирени»
Образовательная область: познавательное развитие.
Место проведения: групповая комната.
Задачи: предложить рассмотреть ветви сирени. Учить видеть изменения, произошедшие с ними.
Наблюдение за проклюнувшимися почками березы
Образовательная область: познавательное развитие.
Место проведения: участок детского сада.
Задачи: знакомство с третьей победой весны над зимой – весной лесной.
Художественное творчество
Рисование «Деревья смотрят в воду»
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Место проведения: групповая комната.
Задачи: продолжать учить детей тонировать бумагу с учетом замысла предстоящей работы; продолжать учить рисовать силуэт дерева; выполнять работу в технике монотипии (отображение). Расширять возможности способа рисования «по мокрому», как выразительно-изобразительного средства в детской живописи. Учить составлять цветовую композицию, передавая впечатления о весне адекватными выразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.
Рисование «Ветка березы»
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Место проведения: групповая комната.
Задачи: продолжать учить детей тонировать бумагу. Учить рисовать ветку березы с натуры. Воспитывать интерес к природе и желание отражать представления о ней доступными изобразительно-выразительными средствами.
Чтение стихотворений, рассказов о деревьях и кустарниках.
Образовательная область: речевое развитие.
Место проведения: групповая комната.
Задачи: развивать эмоциональный отклик на литературные произведения.
Воспитывать любовь к природе.
Конспект НОД
Тема: «Деревья и кустарники»
Цель: учить различать деревья и кустарники.
Задачи:
1. Учить детей разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему.
2. Учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много).
3. Развивать речь детей, обогащать активный словарь (названия деревьев, кустарников, частей объекта).
4. Воспитывать интерес к миру растений.
Пособия и оборудование: схемы «Дерево», «Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников.
Словарь: названия деревьев, кустарников (береза, ель, сосна, клен, шиповник, сирень, черноплодная рябина, частей объекта (корень, ствол, ветки, листья, хвоинки).
Предварительная работа: знакомство с понятиями «дерево», «кустарник»; наблюдения в природе, рассматривание предметных картинок с изображением деревьев и кустарников.
Ход НОД
Содержание занятия, методические приемы Организация детей и предполагаемые ответы.
1. Постановка проблемы.
Ребята, сегодня к нам на занятие пришел Буратино. Только посмотрите, какой он грустный.
–Что случилось, Буратино?
(Подносит игрушку к уху, делает вид, что Буратино что-то шепчет)
–Оказывается, Буратино не знает, что такое дерево и что такое кустарник и все в школе смеются над ним. Давайте, поможем Буратино разобраться, какое же растение называют деревом, а какое–кустарником. Дети соглашаются помочь Буратино.
2. Чтение схем.
–Вот, посмотрите, перед вами 2 схемы. Как вы думаете, какому растению подходит первая схема? Эта схема подходит дереву.
–А как вы догадались? Потому что у дерева есть корни, один ствол и листья.
–Правильно! А какому растению подходит вторая схема? Эта схема подходит кустарнику.
–Почему? Потому что у кустарника есть корни, много стволов и листья.
–По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем они отличаются.
–Ребята, как вы думаете, чем похожи деревья и кустарники? У деревьев и кустарников есть корни и листья.
–А чем отличаются деревья и кустарники? У дерева один ствол, а у кустарника много.
–Вот, Буратино, теперь ты знаешь, что такое дерево и что такое кустарник.
-Ребята, Буратино немного устал и хочет с вами поиграть.
3. Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
4. Отгадывание загадок. Деление предложенных объектов на группы, опираясь на схемы.
–Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте догадаться, о каких они растениях.
Он стоит высокий стройный.
Лист на нем резной, узорный,
Ветками качает он.
Кто скажите это?. .
Клен – это дерево или кустарник?
Почему вы так думаете?
Клен.
Дерево.
Потому, что у клена один ствол.
Под какую схему, мы поместим картинку с изображением клена? Под схему «дерево».
На листочках там и тут
Фиолетовый салют.
Это в теплый майский день
Распускается
Сирень – Это дерево или кустарник?
Почему?
Сирень.
Кустарник.
Потому что у сирени много тонких стволов.
У меня иголки
Длиннее, чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке. (Сосна)
Я на розу так похож,
Разве, что не так хорош.
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (Шиповник)
Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит.
И в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот. (Черноплодная рябина) Дети отгадывают загадки, находят картинку с нужным растением и помещают под схему дерева или кустарника.
–Ну вот, Буратино, теперь ты сам сможешь определить, где дерево, а где куст.
Конспект НОД.
Тема: «Как вести себя в природе».
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цели: закреплять знания детей об элементарных правилах безопасности в лесу, ориентироваться в чрезвычайной ситуации.
Развивать внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций, инстинкт самосохранения.
Воспитывать бережное отношение и ответственность за окружающую природу.
Воспитывать чувство коллективизма.
Материал: иллюстрации к русской народной сказке «Маша и медведь», «Три медведя»; иллюстрации насекомых: шмель, пчела, комар, клещ, муха; музыкальное сопровождение «Звуки луга», «Раскаты грома», «Голоса птиц»; украшения металлические (серьги, часы) сотовый телефон, фотоаппарат, зонт и сумка. Для самостоятельной деятельности: заранее подготовленные листы белой бумаги, цветные карандаши.
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Маша и медведь», «Три медведя».
Беседы о правилах поведения в природе; об опасных насекомых; о правилах поведения во время грозы.
Разгадывание загадок по теме.
Рисование насекомых, леса и луга; лепка деревьев.
Ход НОД
Воспитатель. В природе встречается много опасностей: землетрясение, наводнение, ураганы, горные обвалы. Это называется стихийными бедствиями и к счастью происходит не часто. Но даже в самом обычном лесу, в котором вы не раз бывали с взрослыми, человека подстерегает множество опасностей.
Как вы думаете, что это за опасности?
Дети. В лесу можно заблудиться.
Воспитатель. Вспомните, в каких сказках герои заблудились в лесу? Как они находили дорогу?
Дети. «Маша и медведь», «Три медведя». Герои сказок пошли по тропинке.
Воспитатель: Идя по тропинке, Маша забрела в самую чащу леса. Нашла она дорогу домой? К кому попала Машенька? Как нужно было поступить в этой ситуации?
Дети: Оглядеться. Выйти на открытое место (поляну или к водоёму) и оставаться на одном месте.
Оставлять по пути свои метки, периодически громко кричать: «Ау!» или «Помогите, спасите!»
Воспитатель: Иногда приходится вызывать людям и животным спасателей. Кто такие спасатели? (МЧС). Чем занимаются спасатели? Кто знает номер телефона службы МЧС? (ответы детей) Сегодня мы будем учиться, как вести себя в различных опасных ситуациях.
Собираясь отдыхать на природе, какие правила нужно соблюдать?
Дети: Ходить только по тропинкам и дорожкам.
Воспитатель: Почему? (ответы детей) Помните! В траве много насекомых, змей, которые вы можете потревожить. Насекомые могут на вас напасть и искусать.
Игра «Назови опасных насекомых» ( иллюстрации на доске: шмель, пчела, комар, клещ, муха)
Воспитатель. Чем опасны эти насекомые? (Ответы детей).
Чем не рекомендуют пользоваться, собираясь в лес?
Дети: Не следует пользоваться духами и косметикой.
Воспитатель. Почему? (ответы детей) Пахучие вещества насекомые воспримут как сигнал бедствия и могут напасть.
Физкультминутка «Наблюдения за природой»
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнём,
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно мы похлопаем,
Ногами мы потопаем!
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали!
Воспитатель. Какую одежду нужно одеть, собираясь в лес?
Дети: Одежда должна закрывать всё тело.
Вывод: Одежда должна быть светлой - на ней легче заметить насекомое. Обязательно наденьте плотные брюки, например, джинсы, кофту с длинными рукавами, шапочку и поднимите воротник.
При встрече с насекомыми, не машите руками. Не разоряйте осиное или пчелиное гнездо.
Воспитатель. Почему нельзя этого делать? (Вспугнув их, они собираются всем роем и жалят своего обидчика). Отойдите и понаблюдайте за ними, и вы узнаете много нового и интересного из жизни насекомых. Запомните! Осы, пчёлы и шмели предпочитают розовый, синий и феолетовый цвета. Мухи – желтый, а бабочки - красный. Поэтому не надевайте разноцветную одежду в лес.
(Музыкальное сопровождение «Звуки луга»)
Воспитатель: Не шумите в лесу. Помните! Крик и громкая музыка может напугать лесных жителей.
Как стало душно, влажно, подул сильный, порывистый ветер. Неужели начнётся гроза?
Куда прячутся насекомые перед грозой? (ответы детей) А как людям вести себя во время грозы и молнии?
Дети: Если гроза застала вас в поле, то лучше переждать ее в овраге, можно лечь на землю, спрятаться под низкими кустами.
Снять металлические украшения (серьги, часы, отключите сотовый телефон, фотоаппарат, уберите всё в сумку и положите, как можно дальше от себя).
Нельзя использовать зонт в грозу. Молния может ударить в наконечник или спицы.
(Слышны раскаты грома).
Воспитатель: Вот и прошла гроза, мы промокли от дождя и нам пора возвращаться в д/с. Что необходимо сделать после прогулки в лес? После прогулки осмотреть одежду, тело и переодеться.
Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
Где мы сегодня побывали с вами? (на лугу) Я предлагаю вспомнить, как было чудесно на лугу. Я предлагаю вам нарисовать луг и его обитателей. Воспоминания о прогулке надолго останутся в нашей памяти. (Под музыкальное сопровождение «Голоса птиц» дети выполняют работу)
Конспект НОД по аппликации «Веточка сирени и берёзы»
Тема НОД: «Веточка вербы и березы». (аппликация)
Задачи:
Расширять представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны (познание). Закрепить и расширить знания детей о сирени и берёзы (познание).
Учить детей передавать форму, величину, расположение частей, соблюдая пропорции.
Развивать воображение детей, самостоятельность при выборе изобразительного материала (поисково-исследовательская деятельность).
Словарная работа: ввести в активный словарь детей существительные (ветка, сирени и берёзы)
Методические приемы: художественное слово, вопросы, поощрения, объяснения.
Ход НОД.
Зима недаром злится,
Прошла ее пора.
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит зиму – вон,
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон!
Ребята, какие два времени года встречаются в стихотворении? Зима – какая она была? (снежная, морозная, холодная, красивая и т. д.). Какое время года сейчас? Какая она весна? (теплая, веселая, солнечная, дружная и т. д.)
Хотя и зима не хочет уходить, но весна пришла. Цветущая сирень служит верным признаком прихода весны.
Отгадайте, о чем я вам сегодня расскажу.
Загадка о сирени и берёзы
- С чего начнём?
Ищем отличия: дерево и кустарник
- Прежде, чем приступить к работе, давайте согреем пальчики.
Солнышко, солнышко
Погуляй у речки. (Шевелят пальцами обеих рук).
Солнышко, солнышко
Разбросай колечки. (Быстро сжимают и разжимают кулаки).
Мы колечки соберём,
Золоченые возьмём, (Хватательные движения щепотью).
Покатаем, поваляем (Трут ладонь о ладонь).
И назад тебе вернём. (Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).
- А теперь приступайте к работе.
1. Вырезаем листочки деревьев
2. Врезаем ствол, веточки
3. Вырезаем цветы сирени
4. Собираем в композицию цветы сирени
Звучит музыка. Во время самостоятельной работы оказываю индивидуальную помощь.
Эти деревья останутся с нами надолго, и будут радовать нас. А знаете ли вы стихотворения о сирени и берёзы? Пока ваши работы сохнут, послушайте стихотворения
- Наши работы уже готовы, давайте соберем композицию и повесим их на стену и полюбуемся.
Вывешиваем работы на стену.
- Аня, тебе какая работа больше понравилась? Почему? И др.
-Ребята, посмотрите. Какие красивые веточки получились у нас! Эти ветки останутся с нами еще надолго. Вы все постарались, молодцы!
Конспект НОД по рисованию
«Ласточка с весною в сени к нам летит»
Программное содержание: учить детей рисовать птицу по шаблону (ласточку, закрепить знание детей о времени года «весна». Развивать у детей умение внимательно слушать взрослого, а также своего товарища – сверстника, физическую активность, умение выразительно рассказывать стихотворения. Воспитывать у детей уважение друг другу; любовь к природе к живым существам.
Предварительная работа: заучивание стихотворения А. Н. Плещеева «Травка зеленеет»; беседы о весне; наблюдение на прогулке за ласточками; рассматривание картинок с изображением ласточки.
Материалы: картинка с изображением ласточки; образец.
Ход занятия
Воспитатель:
- ребята, вспомните пожалуйста, что за прекрасное время года у нас за окном?
- как вы об этом узнали?
Ответы детей (снег растаял, почки на деревьях появились, травка, листочки, птицы вернулись из теплых краев).
Воспитатель:
- А какие же птицы вернулись из теплых краев?
Дети называют перелетных птиц (грач, жаворонок, скворец, ласточка.)
Воспитатель:
- Дети, а вам нравится весна?
Да (отвечают дети)
- А чем же вам она нравится?
Ответы детей (Птицы поют, солнышко пригревает, цветы цвету.)
Воспитатель:
- Да, весна нравится не только вам, она вдохновила многих поэтов на написание стихов. А вы какие стихи знаете о весне?
(отвечают дети)
- Давайте вспомним стихотворение А. Н. Плещеева «Травка зеленеет», которое мы с вами недавно выучили.
Идет коллективное рассказывание, а потом по желанию детей -индивидуальное (с выражением)
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите на картинку, какая перелетная птица здесь изображена?
Дети: ласточка.
Воспитатель:
- Правильно, это ласточка, обратите внимание на то, какая у нее головка, какой хвостик? С прилетом ласточки на улице становится совсем тепло.
- А вы хотите, чтоб на улице стало еще теплее?
- Давайте тогда у каждого из вас прилетит ласточка. Я предлагаю ее нарисовать.
(дети раскрашивают шаблон ласточки, затем вырезают по контуру и сгибают по пунктирным линиям)
Показ воспитателя с объяснением.
Воспитатель:
- Прежде чем мы приступим к работе, давайте поиграем в подвижную игру «Ласточки»(2-3 раза)
После игры занимаем рабочие места.
На доске: картинка ласточки и образец.
Воспитатель оказывает индивидуальную помощь затрудняющимся.
Итог: развешиваем работы на доске и любуемся той красотой, которая у нас получилась.
Тематическая прогулка. Наблюдение за деревьями и кустарниками
Цель: воспитывать эстетическое воспитание, развивать кругозор, развивать наблюдательность и интерес к природе, углубляться знания детей о весенних признаках.
Наблюдение: подойти к дереву по выбору детей. Погладить дерево рукой, прижаться к нему. Аккуратно, ласково потрогать почку. Какая она? Сравнить почки березы, сирени, липы. Какие из них больше? Почему?
Стихотворение:
Потихоньку тает снег,
Солнце пригревает.
На деревьях листьев нет,
Почки набухают.
Больше нет снеговиков -
Утекли ручьями.
Вместо санок и коньков
Самокат достанем.
Приметы:
С листа ивы падают капли - будет дождь.
Из берез течёт много сока - к дождливому лету.
В солнечный день цветки одуванчика закрыты - будет дождь.
Если листья появятся на березе раньше, чем на клене, лето будет сухое.
Когда цветет черемуха - всегда бывает холодно.
Особенно бывает холодно, когда дуб развернётся.
Если пасмурно, но цветки одуванчика открыты - дождя не будет.
Одуванчик расцвёл ранней весной - к короткому лету.
Наблюдение: сравнить почки сирени, березы, липы. Какие из них больше? Почему? Сравнить с веточками, стоящими в группе. Почему на веточках в группе уже появились листочки? А на улице ещё нет? На каких веточках листья распустились раньше?
Поговорки и пословицы:
Апрель водою славен.
Где в апреле река, там в июле лужица.
Апрельский снежок ломает ледок.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Апрель начинается при снега, а кончается при зелени.
На красный цветок и пчела садится.
В апреле земля греет.
Весной ведро воды - ложка грязи.
Весенний дождь лишним не бывает.
Наблюдение: ребята, давайте найдём берёзу. Чем она отличается от других деревьев? Посмотрите, ребята, какой у неё стройный ствол, красивая кора, давайте его потрогаем, погладим.
Загадки:
1 Тает снежок,
Ожил лубок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной)
2 Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
3 Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
4 Клейкие почки, зелёные листочки
С белой корой стоит под горой. (Береза)
5 Ствол белеет, шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки. (Береза)
Наблюдение: ребята, назовите знакомые кустарники. Сирень, жасмин. Найти с детьми сходства и отличия. Рассмотреть с детьми внимательно почки, веточки, ствол. Составить рассказ о кустарниках.
Стихотворение:
Скоро снова зашумят листья молодые,
Загудят, за говорят пчелки золотые.
Труд на участке: собрать поломанные веточки, шишки, оставшуюся кору.