Ирина Фролова
Информационно-творческий проект «Читаем Маршака»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта. «Читаем Маршака».
Актуальность
Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать, что ему интересно. Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.
Публикация «Информационно-творческий проект „Читаем Маршака“» размещена в разделах
Цель: создание условий для активизации речевой деятельности через знакомство с творчеством С. Я. Маршака.
Задачи:
Прививать любовь к творчеству С. Я. Маршака;
Учить понимать занимательность сюжетов произведений С. Я. Маршака, особенность его языка.
Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;
Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга;
Развивать творческие способности дошкольников;
Создавать условия для поисково-исследовательской деятельности;
Формировать способности детей к выразительному чтению наизусть, умению чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
Привлечь родителей к воспитанию интереса к поэтическому слову, как к одному из условий совершенствования речевой деятельности детей;
Расширять представления родителей о детской литературе;
Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений;
Активизировать интерес к посещению библиотеки;
Участники проекта :
Воспитатели
Дети
Родители
Педагоги детского сада
Сроки реализации проекта : в течение года в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Этапы реализации проекта :
1 этап - подготовительный
Исходя из интересов детей, проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.
2 этап - основной
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Презентация.
3 этап - итоговый
Включает в себя сбор и обработку методических и практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов проекта.
Педагоги, использующие в своей деятельности проектный метод :
• Приобретают новый опыт в работе по воспитанию интереса к произведениям художественной литературы, писателям и художникам.
• Повышают педагогическое мастерство в организации взаимодействия между педагогами, детьми и родителями.
Воспитанники, участвующие в проектной деятельности :
• Проявляют повышенный интерес к чтению книг;
• Обогащают речевые умения, за счет желания обсудить содержание книги, поступков героев;
• Приобретают потребность в посещении библиотеки;
• Проявляют творческую активность, фантазию в художественной деятельности выражая свое в отношение к литературным произведениям;
Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:
• Приобретают потребность в семейном чтении;
• Повышают уровень знаний о внутреннем мире своих детей.
• Получают возможность принимать активное участие в жизни детей и группы.
• Налаживают сотрудничество с детским садом и оказывают посильную помощь в организации различных мероприятий.
Основные формы реализации проекта.
1. Чтение произведений С. Я. Маршака.
2. Создание альбома детских рисунков «Мой любимый герой».
3. Дидактические игры “ Любимые произведения С. Я. Маршака ”;
4. Создание библиотеки.
5. Выставки детских рисунков «Мой любимый герой» (по произведениям С. Я. Маршака).
6. Музыкально-театрализованные представления «Любимые произведения С. Я. Маршака».
7. Литературная викторина с элементами театрализованной деятельности, с участием работников республиканской библиотеки для детей и юношества.
8. Конкурс чтецов и театрализованных постановок «Читаем Маршака».
9. Литературный квест «Путешествие по сказкам С. Я. Маршака».
Прогнозируемый результат:
1. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством С. Я. Маршака :
Создание библиотеки произведений С. Я. Маршака;
Оформление книг, альбома рисунков по произведениям С. Я. Маршака.
Подбор фонотеки, видеотеки.
2. Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник познавательных интересов.
3. Активное участие родителей в реализации проекта.
4. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.
5. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.
6. Развитие интереса к литературе, творчеству С. Я. Маршака
7. Способность детей договариваться, оказывать друг другу поддержку.
8. Популяризация семейного чтения.
9. Создание системы работы по ознакомлению детей с произведениями С. Я. Маршака.
Оценка эффективности по итогам работы проводится по трё м направлениям: дети, родители, педагоги.
Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдения и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми: Выставка рисунков по произведениям С. Я. Маршака «Мой любимый герой», творческое рисование «Закаляка», «Полечи книжку» - ручной труд, викторина «Сказки С. Я. Маршака», оформление альбома «Путешествие по сказкам С. Я. Маршака», изготовление «Книжек - самоделок» и др.
Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через их участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей, участие в конкурсах: создание и пополнение домашней библиотеки, участие в акции «Подари книгу детскому саду», помощь в организации и проведении конкурса чтецов, игр-драматизаций.
Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта : создание мультимедиа библиотеки групп и детского сада.
По окончании проводится анкетирование всех участников педагогического проекта.
Оборудование и материалы:
1. Книги С. Я. Маршака
2. Иллюстрации к произведениям С. Я. Маршака
3. Настольно-печатные игры
4. Фотоаппарат
5. Видеокамера
6. Компьютер
7. Материалы для продуктивной изобразительной деятельности
Продукт детской деятельности:
Октябрь
• «Круглый стол с участием родителей».
• Акция «Подари книгу детскому саду» произведения С. Я. Маршака.
• Литературная викторина с элементами театрализованной деятельности, с участием сотрудников республиканской библиотеки для детей и юношества.
Ноябрь
• Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям С. Я. Маршака/
• Оформление книжного уголка
• Конкурс чтецов «Читаем Маршака»/
• Показ сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом» (мультимедиа)
• Чтение сказок и стихов:
Двенадцать месяцев (пьеса).
Дом, который построил Джек.
Вот какой рассеянный.
Кошкин дом (пьеса).
Багаж.
Сказка о глупом мышонке.
Автобус номер двадцать шесть.
Где обедал воробей?
Сказка об умном мышонке.
Усатый-полосатый.
Теремок (пьеса).
Двенадцать месяцев.
Белый кот.
Веселое путешествие от «А» до «Я».
• Разучивание пальчиковой гимнастики «Где обедал, воробей?»
• Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, наборов игрушек, масок животных, птиц, насекомых для инсценировки произведений С. Я. Маршака
Декабрь
• Заучивание наизусть отрывков из произведений С. Я. Маршака
• Вечер загадок «Мой веселый звонкий мяч».
• Творческое рисование «Веселое путешествие от «А» до «Я»».
• Игра-драматизация «Сказка о глупом мышонке».
Январь
• Занятие “Откуда пришла книга?”
• «Полечи книжку» - ручной труд.
Февраль
• Беседы по произведениям о необходимости соблюдения техники пожарной безопасности («Кошкин дом, «Пожар»); о правилах поведения с незнакомыми людьми(«Сказка о глупом мышонке»).
• Выставка рисунков по произведениям С. Я. Маршака «Где обедал,воробей?»
Март
• “Экскурсия в библиотеку”.
• Чтение сказки С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный». Драматизация сказки детьми.
• «В гостях у рассеянного» (уборка игровой комнаты).
• Чтение: «Детки в клетке». Создание альбома: «Животные жарких стран» (рисование и ручной труд).
• Викторина «Сказки С. Я. Маршака»
Апрель
• Оформление альбома «Путешествие по сказкам С. Я. Маршака»
• Изготовление «Книжек - самоделок».
• Презентация проекта в форме литературного квеста «Путешествие по сказкам С. Я. Маршака»
Май
• Обработка и оформление материалов проекта
• Анализ результативности.
Продукт:
• Оформление альбома «Путешествие по сказкам С. Я. Маршака»
• Изготовление «Книжек - самоделок».
• Презентация проекта в форме литературного квеста «Путешествие по сказкам С. Я. Маршака».