Елена Гальцева
Мозаичные макеты-карты как средство активизации сюжетной игры и социально-коммуникативного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мозаичные макеты-карты как средство активизации сюжетной игры и социально-коммуникативного развития
детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы
«Миры детства: конструирование возможностей»
Игра, представляющая собой особую субкультуру детства, передается от старших детей к младшим в процессе совместной игровой деятельности. В последние десятилетия детские игры стали непродолжительными, их сюжеты характеризуются ограниченностью и однообразием, что вызвано нарушением естественного процесса передачи способов игры в разновозрастных группах. Формирование способов игры в значительной степени перешло к дошкольным образовательным учреждениям, а важную роль в этом процессе играют материалы, активизирующие самостоятельную игровую деятельность детей. Эти материалы должны облегчать построение сюжета, что сделает игру более привлекательной и интересной, расширять тематическое многообразие сюжетов и вместе с тем не связывать игру определенным тематическим содержанием. В качестве одного из средств, активизирующих свободную сюжетную игру, могут выступать мозаичные макеты-карты.
Публикация «Мозаичные макеты-карты как средство активизации сюжетной игры и социально-коммуникативного развития дошкольников» размещена в разделах
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В современной педагогике и психологии сюжетная игра рассматривается как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В ней развивается способность действовать в воображаемом плане и координировать свои действия с другими, совершенствуется аффективно-мотивационная сфера, формируется умение ориентироваться в смыслах человеческой деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин и др.).
Важным элементом сюжетной игры детей дошкольного возраста является игровой предмет. По мнению Л. С. Выготского он помогает ребенку в игре осуществить сдвиг «от мысли к действию».
Итак, игра передается от старших поколений детей к младшим в процессе совместной игровой деятельности, но в последние годы в силу разных причин игра стала непродолжительной и однообразной, что и объясняет следующий факт: функция формирования способов игры в значительной степени перешла к дошкольным образовательным учреждениям. В этой ситуации, по мнению Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой, трансляция игровых умений осуществляется взрослым – воспитателем детского сада. Реализация этой функции заключается в поэтапном формировании игровых умений путем «постепенной передачи детям все более усложняющихся способов игровой деятельности на протяжении всего дошкольного детства.
Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова на основе специфических способов создания воображаемой ситуации выделили следующие этапы развития игровой деятельности:
- начальный этап, основанный на условных предметных действиях;
- этап ролевого поведения, основанный на обозначении и реализации условной ролевой позиции;
- этап сюжетосложения, на котором воображаемая ситуация выстраивается из целостных событий, взаимосвязанных друг с другом.
Основываясь на концепции поэтапного формирования сюжетной игры, авторы программы «Миры детства: конструирование возможностей» считают важным вопросом подбор игрового материала для активизации игры детей, т. е. создание предметных условий, позволяющих детям реализовать уже имеющиеся культурные образцы игры в самостоятельной деятельности. Авторы программы подчеркивают значение макетов, т. е. особых игрушек – маркеров игрового пространства для игры старших дошкольников. Макет как особый маркер игрового пространства служит организующей основой для остального игрового материала: мелких игрушек-персонажей и игрушек – предметов оперирования. Авторы обозначают два типа маркеров:
1) Макеты-модели, представляющие собой целостные объекты, которые ориентируют ребенка на сюжетные события, происходящие внутри них («кукольный дом», «крепость-замок» и пр.);
2) Макеты-карты, отображающие определенную территорию и направляющие воображение ребенка на события «снаружи», вокруг находящихся в этом пространстве объектов (различные «ландшафтные» макеты).
В проектировании такого материала, авторы программы «Миры детства: конструирование возможностей» руководствовались общими принципами организации предметно-пространственной среды группового помещения детского сада, обозначенных во ФГОС дошкольного образования : полифункциональность; трансформируемость, вариативность.
В этом контексте макет-карта должен принять форму целостного трансформируемого комплекса, обеспечивающего игровые запросы, как отдельных детей, так и детских игровых объединений. Макеты-карты должны представлять собой набор листов из плотного материала, на которые нанесены условные изображения. Учитывая наиболее распространенные смысловые контексты детской игры, можно использовать четыре макета-карты : город, порт, остров и река, т. е. два макета с городским ландшафтом и два – с природным. Основное требование к изображениям: с одной стороны, оно должно быть условным и лишь намекать на возможное направление в развитии сюжета, а с другой – понятным всем детям, вне зависимости от уровня развития символической функции, кругозора, культурной среды, воспитания и т. д. ; оно должно быть обобщенным и не изолирующим излишними деталями, которые будут отвлекать детей от восприятия макета в целом.
Важной особенностью макета-карты является его мозаичность – совместимость всех макетов друг с другом. Они могут быть составлены в одно целое для совместной игры нескольких детей и использоваться для индивидуальной игры ребенка. Каждый макет-карта составляется из двух частей. По размеру половина макета должна соответствовать размеру стандартного детского стола, что позволит играть не только на полу, но и за столами.
Используя отдельный макет-карту или его половину, ребенок имеет возможность ограничить основанное на внутренней аффективной программе игровое личное пространство. В то же время он может при желании объединить его с «игровым миром», созданным другим ребенком. Изображения, нанесенные на макеты-карты можно объединять друг с другом в любой последовательности. Также, в случае разногласий, возникающих в ходе совместной игры, любой ребенок имеет возможность выйти с фрагментом макета из общей игры и продолжить ее самостоятельно, не разрушив созданных построек.
Мозаичные макеты-карты в значительной степени решают проблему политематизма сюжета игры, объединив в общем игровом пространстве игровые предметы различного тематического содержания. Также макеты-карты можно использовать и в продуктивной деятельности, когда игровой мир создается самими детьми не из готовых мелких игрушек, а из пластилина, бумаги, разнообразного бросового и природного материала.
Таким образом, мозаичные макеты-карты не только активизируют сюжетную игру старших дошкольников, но и вписываются в общую предметно-пространственную среду группового помещения детского сада.
Используемая литература
1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Вопросы психологии. 1966 № 6.
2. Выготский Л. С. История развития высших психических функций//Собр. Соч. : В 6т. Т. 3. М., Педагогика, 1991.
3. Доронов С. Г. Мозаичные макеты-карты как средство активизации сюжетной игры детей старшего дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. 2012 № 1.
4. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре/Академия пед. наук. М., 1963г.