Анна Мовсисян
Эффективные методы и приемы работы по формированию интереса к художественной литературе у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективные методы и приемы работы по формированию интереса к художественной литературе у дошкольников
Книга - лучший друг человека!» - несомненно, это те слова, которые мы так часто слышим, но никогда не вдумываемся в смысл этих слов. К сожалению, во многих современных семьях родители не читают детям книг и не рассказывают сказок, дети все больше времени проводят за компьютерными играми, просмотрами различных «мультиков». И практически совсем не читают книги. Ведь чтение- это своего рода «труд» для ребенка, нужно размышлять, воображать, а что касается компьютера – ребенок просто сидит и смотрит, не вдумываясь и не осмысливая увиденного. Мало внимания уделяется чтению книг из-за загруженности не только детей, но, в первую очередь родителей, другими видами деятельности. В результате у детей стал пропадать интерес к художественной литературе. Именно поэтому проблема формирования у детей интереса к художественной литературе стала особенно актуальной.
Публикация «Эффективные методы и приемы работы по формированию интереса к художественной литературе у дошкольников» размещена в разделах
Осознав важность проведения работы по формированию интереса к книге и необходимость подбора эффективных форм взаимодействия с детьми, мы начали углубленно работать по данной теме.
Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Анализ наблюдений за детьми позволил сделать выводы о том, что уголок книги менее востребованная детьми зона образовательного пространства группы. Естественно встал вопрос, как сделать книжный уголок действительно интересным, полезным детям? На этом этапе был реализован педагогический проект «В гостях у Поэтов». Продуктом проекта стала необычная книжная полка, с которой каждый ребенок имеет возможность самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть — «перечитать» ее. Эту полку целесообразно использовать в группах младшего возраста. А чтобы поддержать интерес старших дошкольников к тесному общению с книгой комплектовать книжный уголок можно при участии самих детей.
С помощью нашего книжного уголка мы смогли выявить и углубить литературные знания детей, воспитать у детей любовь к книге, художественной литературе.
Начав работу по формированию интереса к литературе, нам стало понятно, что художественное произведение дошкольники воспринимают через наше чтение и рассказывание. Поэтому для любого педагога, важна выразительная подача произведения. Так одной из форм работы по формированию интереса к литературе может стать использование приемов художественного чтения.
- Основной тон – это звучание литературного произведения. Все эмоциональные переживания детей напрямую связаны с тональностью произведения: спокойной или тревожной, грустной или радостной.
- Интонация – это разнообразные оттенки голоса, которые помогают педагогу рисовать в воображении детей героев, их характеры, настроения.
- Пауза, темп, сила голоса чтеца, ударение – помогают заинтересовать детей, удержать их внимание во время чтения художественной литературы.
Но при этом, как отмечает выдающийся педагог Флерина Евгения Александровна, «…излишняя драматургия при чтении, рассказывании может нарушить процесс слушания: дети перестают слушать и начинают смотреть, как рассказчик изображает героя». Используя приемы художественного чтения, воспитатель повышает степень воздействия художественного слова на детей.
Основным методом целенаправленного литературного развития дошкольников является беседа. Беседы с детьми после чтения проводятся с целью усиления воздействия художественного произведения на ум и чувства детей, для того чтобы дать им возможность вспомнить и вновь пережить содержание книги. Таким образом, благодаря беседе произведение лучше запоминается детьми. Проводя работу по знакомству с произведениями художественной литературы уместно проводить вводную беседу, которая готовит детей к предстоящей встрече с произведением, вызывает интерес, помогает войти в мир, созданный писателем.
При организации беседы о прочитанном произведении особое внимание необходимо уделять подбору вопросов, так как они помогают детям правильно построить предложение при ответе. Вопросы, заданные детям в ходе беседы по тексту произведений, позволяют выявить отношение дошкольников к событиям и героям, стимулируют проявление нравственных и эстетических чувств. Использование беседы в воспитательно-образовательном процессе оказывает большое влияние на развитие детей старшего дошкольного возраста, положительно влияет на уточнение детских представлений, развитие речи, памяти, внимания и мышления.
Еще один неутешительный вывод, который мы сделали в ходе работы по данной теме это то, что в детских садах детей знакомят с художественной литературой, но педагоги мало внимания обращают на художественную иллюстрацию. Мы не учитываем, что иллюстрация несет в себе высокие художественные образы, позволяет ребенку стать участником событий, отображенных в рисунках. Рассматривая иллюстрации, дети веселятся, печалятся вместе с персонажами. Иллюстрации формируют ум, чувства детей, вызывают дошкольников на разговор. Смело можно сказать, что ознакомление с книжной иллюстрацией является эффективным средством формирования читательского интереса. Необходимо стремиться к тому, чтобы текст и иллюстрации воспринимались детьми активно и одинаково сильно действовали на эмоциональную и мыслительную деятельность дошкольников. Таким образом, можно сказать, что книга для ребенка начинается с иллюстрации, что служит для ребенка стимулом освоения первых навыков чтения, а затем и для их совершенствования.