Юлия Юшкова
Мотивационная готовность к школе детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Адаптация в первом классе - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни.
В настоящее время активно обсуждаются проблемы детей школьной адаптации и дезадаптации и разрабатываются подходы к профилактике и коррекции проявлений дезадаптации детей на первоначальном этапе обучения в школе
Публикация «Мотивационная готовность к школе детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Проблема развития мотивационной готовности к школьному обучению и ее влияние на успешность адаптации к школе относится к числу достаточно разработанных. Вместе с тем с позиции практических вопросов реализации условий, способствующих формированию высокого уровня готовности детей к обучению в школе данная проблема остаётся актуальной.
Проблема мотивационной готовности к обучению в школе интересует психологов прежде всего потому, что в практике обнаруживается зависимость между характером мотивации и деятельностью, побуждаемой ею, а, следовательно, между мотивацией ученика и успешностью его адаптации к школе.
Мотивационно готовым к школьному обучению является ребенок, который, произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, готовый к школе ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией.
Н. В. Нижегородцева и В. Д. Шадриков выделяют шесть основных мотивов, достигающих максимального развития к концу дошкольного возраста, социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника; учебно-познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому; оценочные мотивы, стремление получить оценку взрослого, его одобрение и расположение; позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника; внешние по отношению к школе и учению мотивы - "я пойду в школу, потому что мама так сказала"; игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность - "Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями".
Исходя из теоретических взглядов понятие "мотивационной готовности" к школе определяется, как один из основополагающих аспектов, влияющих на успешное начало обучения и адаптацию ребенка в школе. В связи с этим мотивационная готовность понимается, как наличие познавательной активности, желание занять новую позицию - позицию школьника.
Опираясь на положения учёных мы провели своё исследование.
Опытно-экспериментальная работа, проводимая нами в сентября 2015 - апрель 2016 г. была нацелена на проверку мотивационной готовности к обучению в школе детей в старшем дошкольном возрасте. Экспериментальной базой исследования являлся детский сад «Василек», г. Абакан. В исследовании приняли участие 24 ребенка 6-7 лет.
Опытно-экспериментальная работа включала три этапа:
1. Констатирующий этап, направленный на выявление уровня мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста
2. Формирующий этап был нацелен на формирование мотивационной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста
3. Контрольный этап позволял оценить эффективность проведенной работы, был организован в апрель – май
Для оценки уровня мотивационной готовности к школе были проведены методики
Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: методика Л. А. Венгера «Изучение внутренней позиции»; методика определения у старших дошкольников сформированности внутренней позиции школьника; методика «Веселый – грустный» (для оценки эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе) Н. И. Гуткиной; методика определения доминирования познавательного или игрового мотива ребенка Д. Б. Эльконина.
Педагогический эксперимент.
Интерпретационные: количественный и качественный анализ полученных результатов
Рисунок 1. Мотивационная готовность к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста по методике «Изучение внутренний позиции»
Как показывают результаты данной методике - 72% детей имеют высокий уровень мотивационной готовности к школе. Эта категория детей успешна справилась с заданиями. Дети четко давали ответы, на предложенные маленькие истории.
12% детей были отнесены к среднему уровню мотивационной готовности к школе, они успешно справлялись с заданиями, но иногда они были не уверены в своих ответах или затруднялись ответить.
16% мы отнесли к низкому уровню мотивационной готовности к школе, они не справились с заданиями.
Мотивационная готовность к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.
Анализируя результаты, представленные в таблице 1 можно сделать вывод, что преобладающим уровнем развития мотивационной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста является высокий.
С помощью методики «Определение внутренней позиции школьника» мы выявили внутреннюю позицию дошкольника к обучению в школе. Полученные результаты представлены в таблице 2 и на рисунке 2.
Рисунок 2. Уровень сформированности внутренней позиции школьника
Как показывают результаты данной методике 83% детей имеют высокий уровень сформированности внутренней позиции школьника. Эта категория детей успешна справилась с заданиями. Дети четко давали ответы, на мои вопросы.
9% детей были отнесены к среднему уровню сформированности внутренней позиции школьника, они успешно справлялись с заданиями, но иногда они были не уверены в своих ответах.
Так же 8% были отнесены к низкому уровню сформированности внутренней позиции школьника, так как не знали, что ответить на вопросы или затруднялись.
Таблица 2.
Внутренние позицию школьника готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста
Анализируя результаты, представленные в таблицы №2 можно сделать вывод, что преобладающем уровнем внутренние позицию школьника готовности к школе детей старшего дошкольного возраста является высоким.
С помощью методики «Веселый - грустный» мы выявили эмоциональное отношение к предстоящему процессу обучения в школе. Полученные результаты представлены в таблице 3.
Как показывают результаты данной методике 51% детей имеют положительно окрашенное эмоциональное отношение к предстоящему процессу обучения в школе. Эта категория детей во всех описанных ситуациях выбирали положительные эмоции. 29% описывали как положительные, так и отрицательные эмоции, но в большей степени у них присутствовали положительные эмоции или дети говорили, что мальчик ничего не испытывает, он обыкновенный.
20% детей характеризуя эмоциональное состояние детей на картинке выбирали отрицательные эмоции, которые говорят о возможной тревожности, неуверенности.
Таблица 3.
Характер эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе детей старшего дошкольного возраста
Анализируя результаты, представленные в таблице № 3 можно сделать вывод, что положительное эмоциональное отношение детей к обучению в школе является преобладающим в этой группе, вместе с тем есть дети, у которых наблюдается тревожность и неуверенность по отношению к успешному будущему обучению в школе.
Использование методики «Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка» позволило нам изучить преобладающие мотивы у детей на начало работы. Как показали результаты методики у 54 % детей группы преобладает познавательный мотив, а у 46 % детей группы - игровой. Полученные результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4.
Доминирование познавательного или игрового мотива ребенка старшего дошкольного возраста
Таким образом можно сделать вывод что у большинства детей сформирована мотивационная готовности к школе.
Формирующий этап проходит в течение трех месяцев с марта по май 2016 года на протяжение этого времени будет использоваться: Беседы «Что такое школа», «Урок и перемена», «Что лежит в портфеле?», «Я хочу в школу, потому что…», чтение сказок «Лесная школа», «Школьные правила», рисование «Моя будущая школа», «Рисование школьника и дошкольника», сюжетно ролевая игра «Школа», «Урок и перемена», «В стране знаний», фотовыставка «Школьные годы родителей», экскурсии «В школу», «В школьную библиотеку», игра-викторина «Я будущей первоклассник».
В процессе данной деятельности мы сложим положительный интерес к обучению в школе детей дошкольного возраста.