Лилия Рогачева
Мотивация как одно из условий профессионально-личностного развития педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Любая образовательная организация – это, прежде всего, педагоги, работающие в ней. Они должны быть готовы к постоянному профессиональному саморазвитию. Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни – необходимое условие модернизации системы образования. На фоне повышенного внимания к этой проблеме особую актуальность приобретает вопрос об устойчивой мотивации профессионального развития педагогов. Именно поэтому необходимо определить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в ОО лучших педагогов и пополнения образовательных учреждений новым поколением педагогов, способным работать в кризисных условиях. Важно побудить педагогических работников к продуктивной деятельности, создавая условия для удовлетворения их мотивов и потребностей.
Публикация «Мотивация как одно из условий профессионально-личностного развития педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Поскольку мотив является состоянием предрасположенности, готовности действовать определенным образом, задача заключается в формировании или активизации такого состояния, т. е. во внешнем управлении мотивацией. Таким образом, мотивация является понятием, которое используется не только при описании внутренних состояний (внутренняя мотивация, но и внешних воздействий, побуждающих работника действовать определенным образом (внешняя мотивация).
Мотивация в самом общем виде представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил (мотивов, которые побуждают человека к деятельности, задают ее границы и формы, придают деятельности направленность на достижение определенных целей.
Мотивация - это не навык и не информация, ее нельзя тренировать, ей нельзя научиться, ее можно лишь стимулировать, повышать, развивать.
Удовлетворенность людей своей работой зависит от того, насколько они мотивированны к ее выполнению. Грамотно выстроенная система действий по мотивации профессионального развития педагогов, использование разнообразных методов стимулирования в полной мере будут способствовать формированию профессиональных кадров и, как следствие, повышению эффективности деятельности образовательного учреждения, достижению им высокого уровня конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Чем чаще их будут поощрять, тем лучше они буду работать. Под вознаграждением в данном случае подразумеваются различные денежные поощрения, путевки от предприятия, т. е., все что выступает внешним фактором трудовой деятельности. Сюда же относится и комфорт на рабочем месте, компетентность руководства, добрые отношения со стороны коллег. Поддержка интересов за счет внутренних факторов работы происходит в том случае, когда люди получают удовлетворение от своей деятельности. когда процесс решения проблемы увлекателен, ценен и значим, повышает профессиональную компетентность педагога.
Если человеком движет внутренняя мотивация. он больше вовлекается в работу, показывает в ней лучшие результаты и усиливает свою идентичность как компетентного работника. Соответственно возрастает его внутренняя мотивация к труду. Эффективная система мотивации подразумевает сочетание материальных и нематериальных стимулов. Деньги – это необходимое, но недостаточное условие для создания и поддержания высокой мотивации сотрудников. Если соответствующие условия созданы, стиль управления и стиль общения с сотрудниками, который выбирает руководитель, соответствует ожиданиям коллектива и коллектив участвует в распределении стимулирующих выплат, в проектировании и планировании важных мероприятий, совместного досуга он чувствует себя членом команды. Важен карьерный рост, профессиональный рост, инициатива на рабочем месте.
Мотивы к профессиональному развитию
Стимулы, которые можно использовать для профессионального развития
Мотив самостоятельности,
реализация себя в профессиональной деятельности как творческой личности
Мотив личного развития,
приобретения новой информации.
Мотив самоутверждения,
достижения социального успеха
Потребность быть в коллективе
Мотив стабильности, защищенности
Мотив состязательности
Вывод:
Мотивация одна из сложных механизмов жизнедеятельности человека и её изучение непосредственно связано с поиском источников деятельности. В. Н. Мясищев писал, что результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20-30% зависят от его интеллекта, а на 70-80% – от мотивов, которые его побуждают определенным образом, направляя и ведя к выполнению поставленных перед собой целей. Поэтому именно в мотивации заключён механизм личной активности или заинтересованность человека к той или иной деятельности. Руководителю всегда надо помнить, что и в самую совершенную систему мотивации со временем придется вносить изменения. Необходим регулярный мониторинг системы мотивации труда.
В решении данной проблемы главную роль должен играть старший воспитатель, умеющий создать мотивационную среду для педагогов любого уровня имеющегося опыта. Достойные цели, перспективные планы, правильные решения, хорошая организация будут мало эффективны без обеспечения мотивации – заинтересованности исполнителей в их реализации. При этом мотивационная сфера – это не только материальное и моральное стимулирование, а главным образом, это условие профессионального роста, методической грамотности, информационной достаточности и практического педагогического умения. Все это может обеспечить грамотно выстроенная современная модель системы методической работы.