Анжелика Дименко
Конспект образовательной деятельности «Морское путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
Организационная информация:
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Вид деятельности: игра- путешествие, коммуникативная.
Методическая информация:
Тема: "Морское путешествие".
Методы и приемы реализации содержания занятия:
- практические
(дидактическая игра, дидактическое упражнение, словесное упражнение).
Темочки:
- наглядные (рассматривание, работа с алгоритмом, схемой).
- словесные (беседы, вопросы-ответы, объяснения).
- ИКТ (музыкальная колонка, телевизор).
Формы организации совместной деятельности:
- подгрупповая,
- индивидуальная,
- парная,
- работа в "тройках"
Интеграция образовательной деятельности:
- социально- коммуникативное, познавательное, речевое развитие
Возрастная группа: подготовительная.
Цель: создание условий для обобщения и закрепления знаний детей старшего дошкольного возраста по теме в процессе игры- путешествия.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать закреплению навыков несложных устных вычислений, уметь решать примеры на сложение и вычитание, оперировать понятиями «задача и ее составляющие», уметь находить соседей чисел, выставлять правильно знаки: больше, меньше или равно, понимать состав числа в пределах 10.
- закреплять умение детей работать с алгоритмом построения рассказа, делить слова на слоги, определять их количество, делать звуково- буквенный анализ слова, закрепить с детьми звуки и буквы, которые их обозначают, уметь выделять звуки в словах.
Развивающие:
- развивать слуховое внимание, восприятие и мышление, способствовать развитию любознательности,
-совершенствовать речь детей, добиваться полного ответа на поставленные вопросы, активно участвовать в беседе, быстро и четко выполнять задания воспитателя,
- развивать фонематический слух, память, речь, внимание, мышление,
- развивать внимательность, активность, сосредоточенность при выполнении заданий.
Воспитательные:
-воспитывать умение взаимодействовать в паре, тройками, в команде, поддерживать дружеские взаимоотношения, создать положительный настрой на работу.
Планируемые результаты:
- знают и верно выставляют знаки больше, меньше, равно, решают задачу, находят соседей заданного числа,
- умеют работать с алгоритмом построения рассказа, умеют делить слова на слоги, определять их количество, делать звуково- буквенный анализ слова, знают звуки и буквы, которые их обозначают, умеют выделять звуки в этих словах,
- умеют анализировать картинки по схожим признакам, определять лишний предмет, ориентируются в понятиях страна, область, город, знают день недели, месяца, сезоны.
Организация среды для проведения занятия:
- аудиозапись "Шум моря".
- карта
- маленький столик, мольберт
- картинки "Корабль" с "пустыми каютами"
- стикер- билеты (мальчики-девочки) по кол-ву детей
- конверт с морской звездой: две подсказки
- двухсторонние карточки с заданиями по кол-ву детей
- простой карандаш по кол-ву детей
- набор букв к слову Молодцы!
- конверт с морским конъком: две подсказки
- алгоритм "Весна"
- картинка Акула с заданием на обороте
- наборы цветных фишек по кол-ву пар детей
- магнитные домики - 3 шт.
- магнитные картинки с животными, птицами, насекомыми
- стикер "Лайк" по кол-ву детей
- конверт с медузой: подсказка
- мяч
- иллюстрированные карточки по кол-ву детей
- стикер "Умнички" по кол-ву детей
- музыкальная колонка, телевизор
- сундук, книга о материках.
Подготовка к ОД на занятии в режимные моменты:
- беседа о морском путешествии
- просмотр презентации "Как устроен корабль"
- математический диктант
Словарная работа: алгоритм
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Дети входят в групповую комнату с воспитателем, встают в круг на ковре.
1.1.Введение в тему.
- Ребята сегодня утром в группе я обнаружила необычное письмо.
- Я не стала его открывать, решила, что мы его откроем вместе.
(Воспитатель читает письмо)
- Дорогие ребята, меня зовут Немо, и я рыбка. Многие из вас, вероятно, знакомы со мной из мультфильма про мои приключения в поисках своего дома. Но со мной приключилась еще одна беда! Недавно налетел сильный шторм и меня унесло далеко от дома. Я оказался в необычном подводном царстве царицы наук, чтобы вернутся домой мне нужно проплыть мимо трех островов. Эти острова охраняют морские коньки и пропускают только тех, кто справится с их заданиями. Я ведь маленькая рыбка и многого не знаю, поэтому прошу у вас о помощи, помогите мне вернутся домой. Чтобы вам было легче я оставил вам карту и подсказки.
С уважением к вам рыка Немо.
- Бедняжка Немо ему действительно нужна наша помощь!
1.2. Мотивация деятельности детей.
- Ребята, поможем рыбке вернутся домой? (Да).
- Тогда вперед, путешествие нас ждет…
2. Основная часть.
2.1. Закрепление нового знания.
- Ребята, а как мы с вами узнаем дорогу к островам?
- Что помогает путешественнику, не сбиться с пути, а идти в верном направлении? (компас, карта).
- Верно, карта - это главный помощник любого путешественника.
- Ребята, а у нас с вами есть карта для нашего путешествия? (нет)
(вкл. звук "Шум моря")
- Ребята, что это за шум? (шум воды, так шумит море)
- Давайте, найдем откуда доносится шум.
(дети с воспитателем находят муз. колонку, рядом с ней карта)
- Ребята, вот где Немо оставил нам карту.
- Теперь по карте мы узнаем правильный путь к каждому острову.
- Давайте, рассмотрим карту (маленький столик).
- Что на ней изображено? (острова). Прочитаем их названия:
1. Остров Математики
2. Остров Красивой речи
3. Остров Природы
- Чем окружены острова? (водой, океаном, морем)
- А на каком транспорте удобнее нам добраться до островов?
(водном: лодка, катер, корабль, парусник).
- А на дальнее расстояние? (на корабле).
- Верно, на корабле нам удобнее доплыть до островов.
- Посмотрите а вот и наш корабль! (мольберт)
(картинка корабля с пустыми "каютами",
стикер- билеты: мальчики/ девочки)
- Ребята, посмотрите на корабле есть каюты для пассажиров.
- Хватит ли нам места, если каждый поплывет в отдельной каюте?
- Я раздаю вам стикер- билеты на корабль:
голубые- для мальчиков, розовые - для девочек.
- Выбирайте каждый себе каюту и прикрепляйте стикер- билет.
- В каюте сколько может жить людей?
- Всем хватило места? Никого не забыли?
- Сколько мальчиков? Сколько девочек? А сколько всего нас?
- Значит мы все вместе отправляемся в путь! А путь нам укажет наша карта.
- Читайте название первого острова, куда мы поплывем.
Остров Математики
(вкл. звук "Шум моря")
Релаксация: закрыли глазки
Над волнами чайки кружат, полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя, а над морем - мы с тобою!
Мы теперь плывём по морю и резвимся на просторе.
Веселее загребай и дельфинов догоняй.
открывайте глазки, мы приплыли.
- Интересно, какое задание нужно выполнить Острова Математики
и как мы это сделать?
- Немо писал, что оставил нам подсказки.
- Вспомните, какой символ у Острова Математики? (морская звезда).
- Поищем все дружно подсказку.
(конверт с морской звездой: подсказки, двухсторонние карточки с заданиями, простой карандаш по количеству детей, буквы: молодцы).
1 подсказка. "Ребята, здравствуйте, вчера на наш остров налетел сильный ветер, и ураган перепутал знаки и цифры математики. Помогите нам их расставить верно!"
- Ну, что ребята, поможем? (Да)
- Рассаживаемся.
Задание 1 команда. ДУ "Поставить нужный знак» «<», «>», «=»"
Задание 2 команда. ДУ "Найти соседей заданного числа 5, 7"
(самостоятельная работа, взаимная проверка, за столами).
- Ребята, а теперь проверим правильно ли выполнено задание.
Поменяйтесь своими листочками с заданием и проверяйте друг друга.
-Немо оставил нам в конверте
2 подсказку: "Ребята, помогите составить и решить задачу.
- Мы должны посчитать сколько кокосов нужно собрать.
Для этого нужно решить задачу.
- Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)
- Слушайте задачу: На 9 деревьях острова поспели кокосы. Жители собрали поспевшие кокосы с 6 деревьев. Со скольки деревьев осталось собрать кокосы?
- Каково условие задачи? - Что нам известно?
- Что нужно узнать? - Как мы можем это узнать?
- Ребята, переверните свои карточки. На обороте записываем каждый самостоятельно свое решение. Приступаем.
ДУ "Реши задачу"
(индивидуальная работа, проверка ребенком у доски, за столами)
- Сделаем проверку.
- Ребята, за правильно выполненные задания жители Острова Математики приготовили Вам благодарность! (в конверте слово МОЛОДЦЫ)
- Собираем буквы в слово. Обратите внимание все буквы пронумерованы! Расставьте буквы от первого до восьмого номера по порядку.
- Отлично, все справились!
- Ребята давайте проведем физкультминутку.
Физкультминутка «Море волнуется»
(возвращаемся к карте)
- Отправляемся дальше в путь. берем карту!
- Какой следующий остров у нас на пути?
Читаем его название Остров Красивой речи. Поплыли.
(вкл. звук "Шум моря")
Релаксация: закрыли глазки
Над волнами чайки кружат, полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя, а над морем - мы с тобою!
Мы теперь плывём по морю и резвимся на просторе.
Веселее загребай и дельфинов догоняй.
открывайте глазки, мы приплыли).
- Вспомните, какой символ у Острова Красивой речи? (морской конек).
- Поищем все дружно подсказку.
(конверт с морским коньком: подсказка, алгоритм "Весна", картинка "Акула" с заданием на обороте, 3 магнитных домика, 8 магнитных картинок с животными, насекомыми, птицами, стикеры "Лайк").
- Как Вы думаете у жителей острова какое время года?
- А какое время года у нас сейчас? (весна)
- Ребята, кстати, вспомните откуда мы приплыли?
- Где мы живем? Наша страна, наш город, наша область.
- Все верно, вы сказали. Обращаемся к первой подсказке от жителей Острова Красивой речи.
1 подсказка: "Ребята, жители Острова Красивой речи постоянно путешествуют, попадая в гости к жителям других островов и зимой, и летом, и даже осенью. Но ни разу не были в гостях весной. Просим Вас рассказать нам об этом времени года".
- Ребята, а чтобы нам было легче последовательно рассказывать о весне, мы знаем алгоритм построения рассказа.
- Расскажем о весне жителям?
- Ребята, присаживайтесь на стулья (возле театра, ноутбук)
ДУ "Составить рассказ по алгоритму"
(подгрупповая работа, на стульях)
- Молодцы, какой хороший рассказ о весне у Вас получился!
- Дети, вторая подсказка от нашей рыбки Немо, картинка с изображением акулы.
- Задание оказывается на обороте картинки, ребята!
- Предлагаю присесть на стулья за соединенные столы.
(на столах набор цветных фишек на каждую пару детей)
СУ "Сделай анализ звуков слова"
(работа в парах, проверка по схеме, за столами)
- Назовите животное. АКУЛА?
- Ребята, делимся на пары.
На столах на каждую пару - набор разноцветных фишек
Задание: составить звуковую схему слова акула.
- Двигаем к себе набор и начинаем работать.
(дети выполняют задание).
- Проверим правильность выполнения задания по схеме
(схема у воспитателя)
- Сколько звуков в слове АКУЛА?
- Какой первый звук? (А, гласный). Каким цветом мы его обозначим на нашей схеме? (красный)
- Назовите второй звук. (к, согласный, синим цветом)
- Третий звук? (у, гласный обозначаем красным цветом)
- Четвертый звук? (л, согласный, синим цветом)
- Пятый звук? (а, гласный, красным цветом)
- Отлично, справились!
- Дети, хотите поиграть? (Да)
- Тогда проходим к нашему магнитному полотну.
- Что мы здесь видим? (картинки и домики)
ДИ «Домики. Найди сколько слогов в слове"
(индивидуальная работа, на ковре возле полотна)
Цель игры: нужно расселить животных, птиц, насекомых в домики, разделив их слова- названия на слоги.
- Вспоминаем, как мы можем проверить количество слогов в слове?
(с помощью хлопков в ладоши).
- Как с помощью гласных звуков, проверить сколько слогов в слове?
(сколько гласных - столько и слогов).
На крыше каждого дома- цифра- подсказка, которая обозначает количество слогов в слове!
- В доме № 1 живут животные, насекомые или птицы, в названии которых один слог.
- В доме № 2 живут животные, насекомые или птицы, в названии которых два слога.
- В доме № 3 живут животные, насекомые или птицы, в названии которых три слога.
- Читает его название, определяет сколько слогов в слове и заселяет его в дом.
- Будьте внимательны! Не спешите, сначала подумайте!
- Проверяем все вместе!
- Мы помогли жителям острова Красивой Речи и они Вам в благодарность оставили стикеры "Лайк"!
(Дети с воспитателем остаются на ковре).
- Отправляемся дальше в путь. берем карту!
- Какой последний остров у нас на пути?
- Читаем его название Остров Природы. Поплыли.
(вкл. звук "Шум моря")
Релаксация: закрыли глазки.
Над волнами чайки кружат, полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя, а над морем - мы с тобою!
Мы теперь плывём по морю и резвимся на просторе.
Веселее загребай и дельфинов догоняй.
- открывайте глазки, мы приплыли.
- Вспомните, какой символ у Острова Природы? (медуза).
- Поищем все дружно подсказку.
(конверт с изображением Медузы: подсказка, мяч, рыбки, аквариум, стикеры "Умнички")
1 подсказка: "Здравствуйте, ребята! Мы жители Острова Природы рады Вас приветствовать на нашем острове! Среди жителей всех островов мы самые веселые и очень любим играть. Поэтому и вам мы оставили 2 наших любимых задания: Игра с мячом и аппликацию «Рыбка в аквариуме» . Хотим, чтобы вы у нас повеселились, поиграли и отдохнули. "
- Ребята, будем играть?
- Тогда встаем в круг, берем мяч.
ДИ «Дни недели, времена года»
(подгрупповая работа, в кругу, на ковре)
- Какой первый день недели?
- Какой пятый день недели?
- Назови соседей среды
- Как называется первый выходной день?
- Как называется второй выходной день?
- Какой день недели после вторника?
- Сколько месяцев в году?
- Сколько сезонов в году?
- Сколько месяцев в каждом сезоне?
- Назови три зимних месяца?
- Назови первый месяц осени?
- Какой сейчас месяц?
- Какое сейчас время года?
- Какие молодцы, быстро справились с игрой!
- А вот следующее задание!
Аппликация «Рыбка в аквариуме»
- Сейчас вы будите самостоятельно вырезать понравившихся рыбок и наклеивать их на аквариум, но для начала давайте вспомним правила безопасности работы с ножницами:
1. Не оставлять ножницы открытыми.
2. Не махать ножницами.
3. С ножницами не ходить.
4. Держим ножницы- в одно отверстие большим пальцем, в другое- указательным и средним.
5. После работы убираем ножницы в стакан ручками вверх.
Прежде чем преступить к работе, подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика:
Рыбка плавала – ныряла (Ладонь держать вертикально)
В чистой, солнечной воде, (Совершая плавные волнообразные движения)
То сожмутся, разожмутся (Пальцы слегка раздвинуть: большой палец)
То зароется в песке (Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок)
Молодцы!
Приступаем к заданию!
Молодцы ребята, в благодарность жители острова оставили вам стикеры. Пора нам возвращаться обратно в группу.
(вкл. звук "Шум моря")
Релаксация: закрыли глазки.
Над волнами чайки кружат, полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя, а над морем - мы с тобою!
Мы теперь плывём по морю и резвимся на просторе.
Веселее загребай и дельфинов догоняй.
- открывайте глазки, мы приплыли.
3. Заключительная часть.
- Вот мы и вернулись в детский сад.
- Вам понравилось наше путешествие?
- А зачем мы отправлялись в путешествие? (Помочь рыбке Немо)
- Мы выполнили все просьбы и задания? (Да)
- Как Вы поняли, что мы помогли жителям островов?
- Как нас отблагодарил Немо? (стикеры)
4. Дальнейшая разработка темы.
- Вам понравилось путешествовать?
- А куда бы Вы хотели отправиться в следующий раз в путешествие?
(ответы детей)
- Хорошо, ребята. Спасибо за ваши пожелания.
(вкл. звук "Шум моря")
- Ребята, опять шумит море.
- Странно, давайте найдем откуда слышен шум.
(дети с воспитателем ищут откуда идет звук, находят сундук)
- Дети, море нам принесло сундук. Открывайте скорее.
- Ребята здесь еще одно письмо.
(Воспитатель читает письмо)
Спасибо ребята! Благодаря вам я проплыл через все три острова и теперь я нашел дорогу домой. Я очень благодарен вам, моим новым друзьям, которые помогли мне пройти испытания на островах. В благодарность я отправил вам небольшие подарки.