Надежда Дубовик
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Морское путешествие»
Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение
детский сад №32 г. Новочеркасска
«Методические разработки в области инклюзивного образования»
Конспект НОД
для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Воспитатель - Дубовик Надежда Ивановна
Пояснительная записка
Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с ОНР „Морское путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
Для работы с детьми с ОВЗ формируются программы по созданию без барьерной образовательной среды, обеспечивающей беспрепятственный доступ детей с ОВЗ в образовательные учреждения.
Наряду с общей образовательной программой «От рождения до школы» для развития детей с ОВЗ применяется «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет».
Основой программы является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с общим недоразвитием речи. Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности в группах комбинированной и компенсирующей направленности с учетом особенностей психофизического развития детей.
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольников.
Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с программой, носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Цель:
Формирование у детей познавательного интереса, речевой активности, умения пользоваться в свободной речи распространенными предложениями, посредством игровой деятельности.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
• упражнять в порядковом счете, в увеличении и уменьшении числа на единицу.
• продолжать формировать пространственные представления.
Коррекционно-развивающиеся:
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие тактильного восприятия;
• развитие мимической моторики;
• развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти, формирование саморегуляции,
Коррекционно - воспитательные:
• способствовать развитию социальных и коммуникативных навыков:
сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.
Актуальность
У детей дошкольного возраста с нарушениями речи часто отмечаются недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. Поэтому, одним из важнейших условий организации коррекционно-развивающей работы с такими детьми является комплексность воздействия на речь и личность ребенка в целом.
В настоящее время развитию познавательных способностей отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Поэтому одна из основных задач состоит в том, чтобы помочь ребенку в полной мере проявлять свои способности, развить творческий потенциал, инициативу, самостоятельность. Успешная реализация этих задач зависит от сформированности познавательных интересов, которые возникают тогда, когда дети имеют возможность включиться в выполнение таких видов заданий, в которых могут достичь успеха и вместе с тем, чувствуют необходимость преодоления определенных препятствий при достижении цели.
Предполагаемые результаты
• дети проявляют познавательный интерес ;
• развиваются обще интеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, формирования умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
• формируются навыки общения в коллективе.
Оборудование и материалы: экран, мультимедийная презентация; сундук с сокровищами, три ключа, маленькие фигуры животных, емкость с песком, бассейн с мячиками.
Методы и приемы: словесные (вопросы, уточнения, поощрение, наглядные (презентация, игровые (игровые проблемные ситуации, практические.
Ход занятия
Вводная часть
Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие!
Давайте поздороваемся!
А как у вас, дети, с настроением? Оно у вас какое сейчас? Хорошее? Отлично!
Давайте поделимся друг с другом хорошим настроением, положим его на ладошку, вот так (показать) и подуем на нее! Фью-ю-ю! Упражнение «Ладошка»
А теперь, давайте поприветствуем друг друга с помощью ладошек. Для этого дотроньтесь своими ладошками до ладошек соседа слева (где у нас левая сторона) и скажите «Я рад тебя видеть». …. Молодцы!
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я обнаружила в группе вот эти предметы - (подзорная труба, пиратская шляпа, галстук, наглазник, тельняшка)
Как вы думаете, кому они могут принадлежать?
Ответы детей : моряку, пирату и т. д.
Воспитатель: Совершенно верно! Эти предметы могут принадлежать пирату. А вы знаете, что пираты искали клады? Я предлагаю вам отправиться на поиски клада. Спрятан он далеко, но мы сможем его найти, если преодолеем все препятствия и выполним все задания.
- Отгадайте загадку, и вы узнаете, куда мы отправимся:
Здесь — куда не кинем взор
— Водный голубой простор.
В нем волна встает стеной,
Белый гребень над волной.
А порой тут тишь да гладь.
Все смогли его узнать? (Море)
Слайд (изображение моря)
Ответы детей : море
Воспитатель: Да, мы отправляемся в морское плавание.
Мы должны взять с собой самое необходимое.
Надо назвать своё имя и что вы возьмёте с собой в путешествие на первую букву вашего имени. Вова –вода, Маша - малина, Коля – коробка и т. д.
Дети называют предметы и говорят, для чего они понадобятся.
Воспитатель: Отлично! Все это нам очень пригодится в плавании,
- Ребята, а как вы думаете, кроме этих предметов нам еще что-то понадобится? - А еще, нам понадобится смелость, доброта, дружба, поддержка, находчивость.
Нам предстоит отправиться на разные острова, выполнять задания! А в конце, если справимся — обязательно найдем клад.
Слайд (острова)
На чем мы можем отправиться в путешествие?
Ответы детей : лодка, пароход, корабль.
Воспитатель: Тогда отправляемся. Можно занять места на корабле и поднять якорь. Расправили ручки — изображаем волны, шум волны «ш-ш-ш». Поплыли!
Дети: ш-ш-ш…
Вперед за приключениями!
Дети – Ура!
Слайд (остров с пальмами и обезьянами)
Воспитатель – вот на горизонте первый остров «Остров диких обезьян». Наше задание посчитать всех обезьян, которые тут живут. Мы справимся?
Дети – Да! Конечно!
Цель: развивать логическое мышление; упражнять в порядковом счете, в увеличении и уменьшении числа на единицу.
Воспитатель — Молодцы ребята, и за правильно выполненное задание нам полагается ключ.
Слайд (ключ). Из-за экрана воспитатель достает ключ.
А мы с вами на нашем корабле плывем дальше.
Дети: ш-ш-ш …
Воспитатель: Ребята, пираты бывают злые. Изобразите это на лице. Бывают грустные. Изобразите грусть. А у нас пираты добрые, веселые. Изобразите это на лице. Психогимнастика
Дети выполняют задания.
Слайд (остров с птицами)
Воспитатель – Вижу по маршруту следующий остров – «Остров райских птиц». Наше задание – получить следующий ключ. Вы готовы к испытанию?
Дети – всегда готовы!
Воспитатель – тогда берите подзорную трубу.
Дети – делают из пальчиков подзорную трубу.
Воспитатель – что вы видите?
Дети –красивых птиц!
Воспитатель сообщает детям о том, что птицы очень умные, и они хотят выяснить, смогут ли ребята назвать слова, противоположные по значению.
Глубоко – мелко
Мокро– сухо
Солнечно – пасмурно
Веселый – грустный
Толстый – худой
Крупная – мелкая
Высокая – низкая
Длинный – короткий
Широкая – узкая
Темное – светлое
Воспитатель: Молодцы ребята! Птицы довольные вашими ответами и за это задание мы получаем второй ключ.
Слайд (ключ). Из-за экрана воспитатель достает ключ.
Уже пора отправляться дальше. Вперед, на корабль!
Дети: ш-ш-ш…
Воспитатель: Плывем по морю. Погода прекрасная. Светит солнышко. Солнечные зайчики отражаются в воде.
Слайд (по морю плывет корабль, вдали дельфины, летают чайки)
-Ребята посмотрите направо, что вы видите? Посмотрите корабль, плывет, какой он большой, белый.
-Чайки танцуют над водой, вдалеке слева дельфины выпрыгивают, приветствуя нас.
(Включить звуки шторма)
Слайд (море в шторм)
Посмотрите, на горизонте появилось облако. Это плохой знак. Мы попадем в шторм. Море шумит, начинается гроза. Нас может смыть с палубы корабля. Что нужно сделать, чтобы этого не произошло?
Дети: - подвинуться поближе друг к другу и держать друг друга.
Воспитатель: Молодцы ребята. Шторм стих. Что помогло нам преодолеть опасность? Ответы детей : (находчивость, дружба, забота, смелость)
Слайд (остров)
Воспитатель – мы приплыли на остров сокровищ! Наш ждут новые приключения и поиск клада!
Упражнение «Раскопать клад» (упражнения делаем с помощью емкости с песком).
На этом острове жила прекрасная фея. Она жила в волшебном лесу со сказочными обитателями. Но еще ей очень нравилась песчаная страна по соседству. Она любила летать над этой песчаной страной и любоваться дюнами, песчаными морями. Однажды, когда она пролетала над песчаной страной, поднялась песчаная буря, да такая сильная, что Фея растеряла все свои волшебные фигурки. Фея очень расстроилась, ведь без этих фигурок, погибнет ее страна.
Давайте поможем их найти, и вернуть фее. А за это, она подарит нам последний ключик, от волшебного сундучка с сокровищами.
Но прежде нам необходимо хорошо размять наши пальчики.
Выполняется пальчиковая гимнастика.
«Осьминожки»
• Плыли, плыли осьминожки
• Резко и ритмично выбрасывать пальцы из кулака
• Опустились на дорожку
• Поставить пальцы подушечками на колени
• Быстро-быстро побежали
• Пальцы бегают по коленям
• И три ножки потеряли
• Но зато осталось пять –
• На слово «пять» показать раскрытые ладони
• Можно все пересчитать!
• Поочерёдно загнуть все пальцы в кулак
Упражнение «Раскопать клад». Дети выполняют задания, ищут в песке фигуры (игрушки животных)
Воспитатель: Отлично! Вы нашли фигуры, а за это добрая фея отдала нам последний ключик.
Слайд (ключ). Из-за экрана воспитатель достает ключ.
А теперь, нам необходимо достать сундук с кладом со дна моря. (Сухой бассейн с мячиками)
Упражнение «Найди и достань со дна моря»
Дети ищут на дне бассейна «клад». (Сундучок с предметами на морскую тематику и угощением)
Теперь мы сможет открыть волшебный сундучок и получить сокровища (дети открывают замки и достают предметы).
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие.
Я предлагаю вам сфотографироваться на память.
(Развитие пространственных представлений).
Упражнение «фотограф».
В роли фотографа выступает воспитатель. «Фотограф» организует ребят для групповой фотографии, например, так: «Маша будет стоять посредине. Слева от Маши —Коля, рядом с Колей —Аля, справа от Маши —Артем. Впереди Артема — Вика». И т. д.
А теперь мы с вами на нашем корабле возвращаемся обратно в детский сад.
Дети: ш-ш-ш …
Рефлексия.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Скажите, что для вас было самым интересным, что понравилось? Что было сложно или трудно?
Ответы детей.
Меня порадовали ваша активность, организованность, открытость, заинтересованность. Сегодня вы показали, какие вы внимательные, находчивые, любознательные, смелые, дружные. Поэтому наше путешествие оказалось удачным.
Прощание "Башенка".
Дети становятся в круг и строят "башню" из больших пальцев в определенном направлении (например, начинают строить от Пети в сторону Вани). Каждый участник по очереди берется за большой палец предыдущего игрока, при этом поднимая свой большой палец вверх для следующего участника.
Литература:
1. И. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. Основная образовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы» -3-е изд., и под. -М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2015.-368с
2. Н. В. Нищева «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» - Санкт-Петербург, Детство-ПРЕСС, 2016.-240 с.
3. Н. В. Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа). - Санкт-Петербург, Детство-ПРЕСС, 2017.- 544 с.
4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб. : Детство-Пресс, 2002. -208 с.
5. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М. : «Просвещение», 1981.