Валентина Милова
Мониторинг формирования физической культуры личности студента
▼ Скачать + Заказать документы
Мониторинг формирования физической культуры личности студента
Объект исследования:
Разработка мониторинга формирования физической культуры личности студента на основе использования комплекса диагностических методик, позволит обеспечить всестороннее и целостное изучение особенностей формирования физической культуры личности испытуемых с различной мировоззренческой, деятельностной и когнитивной обусловленностью.
Публикация «Мониторинг формирования физической культуры личности студента» размещена в разделах
- Мониторинг
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Детальный анализ различных сторон изучаемого процесса содействует своевременной корректировке образовательно-воспитательного процесса.
Цель работы
Основной целью учебного предмета «Физическая культура» является формирование физической культуры личности через решение образовательных, оздоровительных, воспитательных и развивающих задач и формирование общекультурных и профессиональных компетенций. В контексте разработки целевой установки, следует отметить, что реализация формирования физической культуры личности студента в вузе будет эффективным, если будет разработан и своевременно внедрен специальный мониторинг. В свою очередь, он позволит, на основе выявления компонентного состава изучаемого феномена, критериально - уровневого аппарата и диагностических методик, осуществлять системное управление процессом формирования физической культуры личности для достижения цели и решения поставленных задач по сохранению и укреплению здоровья и физического развития подрастающего поколения.
Введение
Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. На сегодняшний день лишь звучат призывы быть здоровыми физически развитым, а социальная среда и реальная практика показывают об ухудшении здоровья молодежи, увеличении психо-эмоционального истощения, сердечно-сосудистых и других хронических и инфекционных заболеваний. Определено, что современный уровень урбанизации, научно-технического прогресса во всех сферах жизнедеятельности человека, является причиной хронического «двигательного голода», выраженного в обострении гиподинамии.
Студенчество, особенно на начальном этапе обучения, является наиболее незащищенной частью подрастающего поколения, в связи с тем, что сталкивается с рядом трудностей, связанных с увеличением учебной нагрузки, уменьшением двигательной активности, проблемами в социальном и межличностном общении. Современные студенты - это основной трудовой резерв нашей страны, это будущие родители, и их физическое и психическое здоровье является залогом благополучия всей нации. В связи с этим огромную актуальность приобретает поиск решения выявленной проблемы с помощью разработки специальных программ в контексте целостной стратегии: «Здоровье нации - будущее России». Одной из таких программ, направленных на реализацию представленной стратегии является внедрение учебного предмета «Физическая культура» в различные учебные заведения с начала XX века, как дисциплины, содействующей решению поставленных перед социумом проблем.
***
Переход общества в новое историческое состояние, обусловливающее объективные изменения в развитии человека объективно требуют принципиально новой организации такой важнейшей сферы, как система образования, ответственная за подготовку человека к жизни, за формирование его культурного потенциала.
Современная высшая школа направлена на формирование профессионала, обладающего достаточным уровнем профессиональной культуры и компетентности. В рамках становления новой парадигмы высшего профессионального образования существенное значение приобретают вопросы обеспечения социальной адаптации обучающегося к изменяющимся жизненным условиям, формирования духовно и физически здорового специалиста. Постановка этих вопросов особенно актуальна в связи с изменившимися ценностными ориентациями общественной системы и с переосмыслением деятельности во всех сферах жизни общества и личности, где физической культуре личности отведено одно из ключевых мест.
Модернизация физкультурной деятельности будущих педагогов в вузе, основанная на формировании физической культуры личности, содействует повышению качества профессиональной подготовки в гуманитарном вузе. В сложившейся ситуации профессионального педагогического образования обнаруживаются противоречия:
- между возрастающими требованиями нормативных документов к качеству педагогического образования и недостаточным использованием в образовательной практике целостного диагностического инструментария для своевременной оценки, отслеживания, прогнозирования состояния педагогического процесса и перспектив его развития:
- между широкими возможностями психолого-педагогической диагностики формирования физической культуры личности системно и с различных сторон явления и традиционным односторонним мониторингом в учебных заведениях, охватывающим лишь физическую сторону данного феномена. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка системного мониторинга формирования физической культуры личности студента, в контексте изучения учебной дисциплины «Физическая культура».
Понятие мониторинга близко к таким общенаучным педагогическим и психологическим понятиям как обратная связь, рефлексия, контроль, аттестация, однако все эти понятия являются лишь отдельными элементами мониторинга или его частными случаями. В связи с этим мониторинг имеет ряд общепризнанных особенностей: системность, целостность, научность, непрерывность, диагностичность, информационная оперативность и обратная связь. С. Н. Силина рассматривает мониторинг с методологической точки зрения, как универсальный тип деятельности, индифферентный предметному содержанию. Согласно Э. Ф. Зееру, мониторинг можно определить как процесс отслеживания состояния объекта в с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ведущих показателей. В своих исследованиях А. С. Белкин рассматривает мониторинг как непрерывное научно-обоснованное диагностики-прогностическое отслеживание образовательного процесса. С точки зрения В. Н. Соловьева мониторинг необходим, когда при построении какого-либо процесса важно отслеживать реально происходящие изменения в состоянии объектов, чтобы научно-обоснованно управлять данным процессом.
В практике физкультурной и спортивной работы широко применяются программы и программно-методические комплексы на основе использования современных информационных технологий, которые представляют собой как простые диалоговые программы — опросники, так и сложные экспертные системы, состоящие из нескольких основных и вспомогательных блоков (В. И Жолдак, В. В. Зайцева, С. Д. Неверкович и другие). Значительным преимуществом использования подобных диагностико-консультационных систем является их экономическая эффективность и большая пропускная способность.
Педагогический мониторинг – это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса; отслеживание его хода, перспектив развития. Началом этой деятельности является психолого-педагогическая диагностика уровня развития групп испытуемых, воспитанности и формирования каждой отдельной личности, образовательной среды, в которой находится обучающийся. Суть педагогической диагностики заключается в сборе информации о субъекте диагностики при помощи использования разнообразных методов и диагностических методик.
Основанием для подбора диагностических методик, обеспечивающих исследование, явился проведённый нами теоретический анализ проблемы формирования физической культуры личности будущего учителя. На основе изучения специальной научной литературы определены методы психолого-педагогической диагностики и процедуры их использования в процессе формирования физической культуры личности студента в педагогическом пространстве гуманитарного вуза, которые определяют актуальный вклад в теорию психолого-педагогических измерений, мониторинг и диагностику, в теорию квалиметрии. Они определяют исходный и конечный уровень формирования физической культуры личности студента на основе определения степени сформированности ее основных компонентов.
Системный анализ феномена – физическая культура личности студента - будущего педагога, позволил выделить в ней три основных компонента: мотивационно-эмоциональный (духовный, деятельностный (физический, а также когнитивный (интеллектуальный) или физкультурную компетентность. Для разработки целостного диагностического инструментария, который позволит всесторонне и системно мониторить процесс формирования физической культуры личности обучающихся нами выявлены основные показатели и критерии каждого компонента.
К показателям и критериям мотивационно-эмоционального компонента физической культуры личности обучающегося мы относим:
- физкультурно-ориентированное мировоззрение : наличие физкультурно-ориентированного сознания, уровень физкультурно-оздоровительного мышления, показатель сформированности физкультурно-оздоровительных идей;
- мотивационно-ценностное отношение к физической культуре : сформированность мотивации к физкультурной деятельности, показатель заинтересованности в физкультурной деятельности, наличие в ней осознанной потребности;
- эмоциональный показатель: эмоциональная готовность к физкультурной деятельности, уровень развития эмоционального состояния при физкультурной деятельности, показатель эмоционального комфорта.
К показателям и критериям деятельностного компонента физической культуры личности студента мы определяем :
- психический показатель: оптимальный уровень нервно-психической готовности к профессиональной деятельности, выраженный в наличии адекватной самооценки, как условия профессионального совершенствования, стойкости к эмоциональному истощению, стрессоустойчивостью, оптимального комплекса психолого-характерологических качеств личности педагога и умения выстраивать межличностных отношений (агрессивность в отношениях);
- физический показатель : уровень развития силы, показатели быстроты, уровень развития выносливости, функциональный показатель ловкости, уровень сформированности гибкости;
- оздоровительного показатель: уровень соматического здоровья, основанный на оценке адаптационного потенциала, как количественного показателя здоровья, определяемый с помощью мониторинга интенсивности проявления жизни в нормальных условиях среды, которая определяется тренированностью структурных элементов организма.
К показателям и критериям когнитивного компонента физической культуры личности обучающегося мы предлагаем:
- операционный показатель: физкультурно-оздоровительные знания, понимание и владение физкультурно-оздоровительных знаниями, навык применения в практической деятельности физкультурно-оздоровительных знаний;
- рефлексивно-оценочный показатель: способность к анализу физкультурно-оздоровительного умения, мастерство и творческое применение физкультурно-оздоровительных способностей, системная способность к оцениванию и корректировке результатов творческого применения физкультурных навыков;
- поведенческий показатель: уровень физкультурного образа жизни, сформированность и ведение здорового образа жизни студентов.
Для психолого-педагогической диагностики компонентов и ключевых показателей физической культуры личности студента был создан специальный диагностический инструментарий (Таблица 1).
Таблица 1. Комплекс методов и целей изучения компонентов и ведущих показателей форсированности физической культуры личности
Компоненты физической культуры личности Показатели физической культуры личности Цель изучения Методы изучения
Мотивационно-эмоциональный Физкультурно-ориентированное мировоззрение :
Определить наличие физкультурно-ориентированного сознания и физкультурного мышления. Авторская методика определения физкультурного мировоззрения по анализу данных в социальной сети «В контакте»
Мотивационно-ценностное отношение к физкультурной деятельности
Определить сформированность мотивации, заинтересованности и потребности в физкультурной деятельности Авторская методика выбора группы мотиваций к занятиям физическими упражнениями и физическому напряжению
Эмоциональный показатель
Зафиксировать эмоциональную готовность к физкультурной деятельности, определить уровень развития эмоционального состояния при физкультурной деятельности и эмоционального комфорта 1. Методика оценки эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности.
2. Тест САН (Самочувствие, активность, настроение).
3. Модифицированная методика по дифференциальным шкалам эмоций по К. Изард.
Деятельностный Психический показатель
Определить психическую готовность на основе анализа самооценки, определения уровня стрессоустойчивости, эмоционального выгорания, стойкости к эмоциональному истощению и уровня агрессии, выявления типов характера и темперамента 1. Опросник по анализу самооценки С. В. Ковалева.
2. Тест на определение стойкости к эмоциональному истощению и уровня агрессии по А. Ассингер.
3. Анктетный опрос по методике определения уровня стрессоустойчивости по Т. А. Немчину;
4. Опросник на определение эмоционального выгорание MBI К. Маслач, С. Джексон, в модификации Н. Е. Водопьяновой.
5. Комплекс психолого-характерологических качеств личности педагога – типа характера и темперамента по опроснику Г. Шмишек.
Физический показатель
Выявить уровень развития силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости. Тесты на определени е уровня физического развития по 100-балльной системе
Оздоровительный показатель
Определить уровень соматического здоровья основанный на оценке адаптационного потенциала, как количественного показателя функциональных характеристик, Оценка физического здоровья по Н. М. Амосову
Когнитивный Операционный показатель
Выявить физкультурно-оздоровительные знания, определить понимание и владение физкультурно-оздоровительных знаниями и навыком применения их в практической деятельности. Модифицированная система уровней обученности по таксономии Б. Блума в аспекте уровней обученности (знание, понимание, применение)
Рефлексивно-оценочный показатель
Зафиксировать способность к анализу физкультурно-оздоровительного умения, мастерство и творческое применение физкультурно-оздоровительных способностей, системная способность к оцениванию и корректировке результатов творческого применения физкультурных навыков Модифицированная система уровней обученности по таксономии Б. Блума на основе выявления мыслительных операций, необходимыми для их достижения (анализ, синтез, оценка).
Поведенческий показатель
Определить уровень ведения физкультурного и здорового образа жизни Методика «Здоровый образ жизни» по Д. Н. Давиденко и В. П. Петленко
Таким образом, разработка психолого – педагогического мониторинга формирования физической культуры личности студента на основе использования комплекса диагностических методик, позволит более качественно изучать ход и результаты покомпонентного и поэтапного развития физической культуры личности испытуемых и содействует эффективности наблюдения динамики формирования культуры личности у различных групп студентов. Детальный анализ различных сторон изучаемого процесса позволит содействовать своевременной корректировке образовательно-воспитательного процесса.
Системная целостность и действенность критериально-диагностического аппарата, применяемого для оценки уровня формирования физической культуры личности студента обеспечена поэтапной методикой формирования компонентов физической культуры личности по их показателям, наилучшим образом аккумулирующей в себе отдельные диагностики, в том числе и авторские, и позволяющей составить полную картину формирования физической культуры личности испытуемых. Применение диагностического аппарата на различных этапах работы позволяет обеспечить всестороннее и целостное изучение особенностей формирования физической культуры личности испытуемых с различной мировоззренческой, деятельностной и когнитивной обусловленностью.
Список использованной литературы:
1. Белкин, А. С. Педагогический мониторинг образовательного процесса. / А. С. Белкин, В. Д. Жаворонков, С. Н. Силина. - Шадринск: ШГПИ, 1998.– 46 с.
2. Белкин, А. С. Профессиографический мониторинг подготовки специалиста в системе высшего педагогического образования / А. С. Белкин, С. Н. Силина Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск : ШГПИ. Вып. 4. - 1999. - 66 с.
3. Жолдак, В. И. Социология физической культуры и спорта : учеб. пособие / Жолдак В. И., Коротаева Н. В. ; МОГИФК. - 1994. - 296 с
4. Зайцева, В. В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий : автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. В. Зайцева. – М., 1995. – 47 с.
5. Зеер, Э. Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1998. - 126 с.
6. Неверкович, С. Д. Игровые методы подготовки кадров. М. : Высшая школа, 207с.
7. Педагогический мониторинг образовательного процесса [Текст] : материалы Рос. науч. -практ. конф., 28-29 февр. 2000 г. / Ин-т общего и сред. образования РАО, Шадр. гос. пед. ин-т; отв. ред. С. Н. Силина. - Шадринск : ШГПИ, 2000. Ч. 2.-164с.
8. Силина, С. Н. Использование тестирования в оценке профессионализма будущего педагога [Текст] / С. Н. Силина // Теория и практика современного образования и воспитания : материалы регион. науч. -практ. конф. / Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск: ШГПИ, 1999.- С. 147-151 .
9. Соловьев, В. Н. Оздоровительные технологии и социальные проблемы в физическом воспитании студентов : Учебно-методическое пособие. / В. Н. Соловьев. – Ижевск: УдГУ, 2005. – 515 с.
10. Стефановская, Т. А. Педагогика: наука и искусство: курс лекций: учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов / Т. А. Стефановская. – М. : Изд-во «Совершенство»,1998.–368с.
11. Фельдштейн Д. И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI века: Доклад на общем собрании РАО / Д. И. Фельдштейн. // Проблемы современного образования. – 2012. - №6.-С. 48—70