Наталья Милевская
Социализация личности дошкольников через привите навыков культуры поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важнейших задач дошкольного образования является социализация детей и под-готовка их к переходу на следующую ступень образования. Таким образом, именно дошкольном возрасте начинается процесс становления личности детей, так же начинается процесс усвоение основныъ требований общества, а так же включается процесс формирования социально важных характеристик сознания и поведения, которые регулируют взаимоотношения личности с обще-ством. Процесс социализации личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к перио-ду гражданской зрелости человека [2].
Публикация «Социализация личности дошкольников через привите навыков культуры поведения» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Культура поведения для детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В дошкольном возрасте социализация подразумевает под собой умение ориентироваться в доступном ему окружении, понимать и осознавать ценность собственной личности и других лю-дей, а так же выражать чувства и отношение к миру согласно культурным традициям общества. Среди составляющих социализации отдельно выделяют этикет, который является важным ас-пектом в развитии ребенка и его успешной социализации в будущем.
Этикет для дошкольников и в целом в обществе выполняет множество функций: регуля-тивную, познавательную, идентификационную, коммуникативную, этическую, эстетическую и, конечно же, воспитательную. Знание правил этикета крайне необходимы для успешного выпол-нения социальных ролей в будущей жизни детей [1]. От этого так же зависит и успешность ре-бенка в жизни, так же этикет может повлиять на самоопределение ребенка в обществе.
В рамках дошкольного образования следующие задачи:
1. Изучение правил этикета
2. определение сферы предпочтительных интересов и творческого потенциала детей, а так же необходима оценка эмоционального состояния дошкольников;
3. развитие коммуникативных способностей и социальных навыков детей;
4. Воспитание умения корректно реагировать в различных бытовых, учебных, а так же критических ситуациях, во время которых может быть угроза здоровью или же жизни человека;
5. формирование базовых правил культуры поведения;
6. формирование любви к природе, родному краю, а так же стремление сохранять и пре-умножать ее богатства.
На протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольных учреждениях проводится работа по обучению ребенка этикету, а так же подготовка к предстоящей социализации. Обуче-ние дошкольников делится на несколько этапов. Первый и самый важный этап заключается в формировании первоначальных представлений о правилах проведения, создание предпосылок культурного поведения. Для эффективности работы в этом направлении в нашем ДОО работает программа дополнительного образования «Веселый Этикет». На занятиях с детьми используются разнообразные методы. Это вежливые сказки, обыгрывание игровых ситуаций, беседы, озна-комление с художественной литературой, игры и упражнения на умение общаться в социуме, соблюдая правила этикета.
Освоению правил поведения очень способствуют игры и упражнения, когда воспитатель одной фразой описывает какую-либо ситуацию, а дети также кратко характеризуют ее послед-ствия или отвечают, как при этом надо себя вести. Если в начале игры дети затрудняются с ответами, воспитатель сам заканчивает два-три первых примера. Но уже вскоре, понял суть игры, дети включаются в нее очень активно. Воспитатель, корректируя ответы ребят, объясняет примерно так:
- Если ты станешь прыгать в автобусе, громко разговаривать, то…
…Это будет мешать другим пассажирам, заканчивает ребенок.
- Если ты залезешь на сиденье с ногами, будешь сорить, то…
-…В автобусе будет грязно и другим пассажирам детям и взрослым будет в нем неудобно и неприятно, говорит другой воспитанник.
Таким образом игры-занятия, упражнения на умение общаться в социуме, соблюдая пра-вила этикета, увлекают детей и служат переходом от игры к серьезным, сознательным действи-ям.
Использованная литература :
1. С. В. Коноваленко «Коммуникативные способности и социализация детей», М. 2001 г.
2. С. А. Насонкина «Уроки этикета», Санкт-Петербург, 1997 г.