Евгения Сергеевна Львова
Опыт работы по теме «Технология запуска речи через пальчиковые игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Моя педагогическая находка. Тема: «Технология запуска речи через пальчиковые игры»
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Игры с пальчиками способствуют овладению навыками мелкой моторики, помогают развивать речь, повышают работоспособность коры головного мозга, развивают психические процессы: мышление, внимание, память, воображение, снимают тревожность. Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно в детском саду и дома, учитывать индивидуальные способности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.
Темочки:
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Актуальность этой проблемы: сейчас мы все чаще и чаще сталкиваемся с тем, что речь дошкольников слабо развита и очень скудный словарный запас, дети не умеют правильно выразить свои мысли, недостаточно контактируют со сверстниками и взрослыми.
В ходе работы по этой теме мною была подобрана картотека пальчиковой гимнастики, картотека игр по развитию мелкой моторики.
Основная цель моей работы – развитие речи дошкольников раннего возраста через использование пальчиковых игр и упражнений.
В связи с целью, я поставила следующие задачи:
1. Формировать словарный запас и активизировать речь с помощью пальчиковых игр и упражнений.
2. Побуждать детей сочетать движения рук в соответствии с речевым сопровождением, при этом учитывая отчетливое произношение слов и словосочетаний.
3. Обогащать предметно-пространственную среду серией пальчиковых игр и материалом для пальчиковых упражнений.
4. Организовать совместную работу воспитателя и родителей для развития речи детей через использование пальчиковых игр и упражнений.
Свою работу начала с ознакомления методической литературы. Остановила свой выбор на опыте работы автора Ермакова И. А. "Развиваем мелкую моторику у малышей".
Второй шаг - обогащение предметно-пространственной среды.
Затем сделала подборку пальчиковых игр от простого к сложному, т. е. если сейчас мы учим просто четыре строчки с простейшими заданиями для пальцев, в дальнейшем будем учить более сложные. Подобранный материал оформила в картотеку пальчиковых игр.
В нашей группе имеется материал для пальчиковых игр, такой как: пальчиковый театр, дидактические игры с использованием шнуровок, прищепок, разнообразные виды мозаик и конструкторов. Работа над данной проблемой побудила обогатить предметно-пространственную среду нестандартным оборудованием – «Веселые прищепки», «Занимательный куб», игры – шнуровки.
Третий этап – это применение пальчиковых игр и упражнений в разных видах деятельности. Для системы в работе, я классифицировала пальчиковые игры :
-игры с пальчиками;
-игры с использованием потешек, сказок;
-игры с мелкими предметами;
-изображение предметов пальцами.
Использовала разные формы работы : групповые, подгрупповые, индивидуальные. Самыми первыми пальчиковыми играми с детьми были игры : «Знакомство с пальчиками», «Сорока-белобока», «Ладушки» и др. где дети выполняли определенные движения с проговариванием слов.
Усложняя пальчиковые игры – буду учить детей изображать пальцами предметы, птиц, животных, деревья.
При проведении пальчиковых показов используем следующие основные принципы:
Принцип деятельности. Следует неоднократно показывать ребенку, как выполняется упражнение для того, чтобы он научился понимать и запоминать. Чем лучше ребенок этому научиться, тем точнее и правильнее он будет выполнять поставленные перед ним задачи.
Принцип дробления. Объем внимания детей ограничен. Поэтому, ставлю перед детьми задачу, опираясь на их умения и навыки. Если задача будет для них непосильной, то она может отбить всякое желание заниматься.
Принцип нагрузки. Сущность этого принципа заключается в получении максимального тренировочного эффекта, с помощью предельной для данного уровня развития ребенка нагрузки.
Пальчиковые игры и упражнения включаю в разные виды деятельности в течение дня:
Утренняя гимнастика с использованием элементов пальчиковых игр.
В виде физкультминутки во время занятий
Во время прогулки
Гимнастика после сна с использованием элементов пальчиковых игр
Индивидуальная работа
Самостоятельная работа
Театрализованная деятельность.
Для разминки пальчиков перед лепкой, рисованием.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений. Работая над данной проблемой не оставила без внимания и работу с родителями, т. к. родители воспитанников главные помощники. Подготовили: консультацию, буклеты «Развитие мелкой моторики рук детей 2-3 лет», «Игры и игрушки для развития мелкой моторики 2-3 лет».
Работая по данному направлению, добилась результата:
• Дети стали проявлять интерес к пальчиковой гимнастике.
• Через игру дети осваивают умение – сжимать пальцы в кулак и разжимать, сгибать и разгибать пальчики. Складывать пальцы и раскрывать ладони.
• Пальчиковые игры дают детям возможность управлять своими руками, пальцами.
• Обогатилась предметно-пространственная среда серией пальчиковых игр и материалом для пальчиковых упражнений.
• Организована совместная работа воспитателя и родителей для развития речи детей через использование пальчиковых игр и упражнений.