Урбаханова Анастасия Валерьевна
Моя педагогическая находка «Применение квест-игровой технологии в образовательном процессе дошкольного образования»
▼ Скачать
Основная задача педагога дошкольного учреждения – подобрать оптимальные формы и методы организации работы с детьми, которые помогут в развитии познавательной, поисковой и исследовательской деятельности дошкольника.
Моей педагогической находкой, для решения этой задачи, является Квест - технология. Это игровая технология, которая имеет четко поставленное дидактическое задание, игровой замысел, обязательно имеет ведущего (наставника) и четкие правила. В ней задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество.
Публикация «Моя педагогическая находка „Применение квест-игровой технологии в образовательном процессе дошкольного образования“» размещена в разделах
Реализация программ дошкольного образования происходит в специфической для дошкольников форме – в игре, познавательной и исследовательской деятельности, и творческой активности.
Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. И становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Квест (от англ. Quest - «поиск, поиск предмета, приключений») – это вид сюжета, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда препятствий.
Квест – это игровая деятельность, в которой мотивация у ребенка сохраняется на протяжении всей игры, это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета.
Форма проведения образовательной деятельности в виде квест- игр нестандартна, интересна и увлекательна для детей. Использование квест- игр в детском саду позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки интерактивной образовательной среды. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество. Изюминка организации такой игровой деятельности в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего.
Детские квест-игры помогают реализовать следующие задачи:
Образовательные - участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;
Развивающие – в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;
Воспитательные – формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие.
Задачи могут быть самые разные по своему содержанию и наполнению: творческие, активные, интеллектуальные и т. п. Особенно значимо, что квесты могут проходить как в закрытом пространстве (группа, помещение детского сада, так и на улице, на природе охватывая все окружающее пространство.
Цель квест- игр заключается в том, чтобы в игровом виде активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющие знания, отработать на практике умения детей.
В ходе КВЕСТА у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности:
• Игровая (дидактическая, подвижная, спортивная);
• Социально-коммуникативная (развитие речи, здоровъесбережение);
• Познавательно-исследовательская (окружающий мир);
• Двигательная
• Изобразительная
• Музыкальная
• Восприятие художественной литературы.
Квест - технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника, четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.
Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т. е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.
Для того, чтобы эффективно организовать проведение квестов следует придерживаться определенных принципов и условий:
1. Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.
3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
4. Временной регламент. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
Условие, которое должно быть обязательно выполнено – это то, что игры должны быть безопасными. (Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья).
Условно квесты делятся на три группы: линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую); штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи); кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).
Квест, как и любая другая технология имеет свой алгоритм и включает в себя следующие обязательные пункты:
1. Определение целей и задач игры.
2. Выбор места проведения игры.
3. Составление карт маршрута.
4. Формирование состава участников (педагоги, дети, родители, рассчитать количество организаторов и помощников).
5. Написание сценария (конспекта).
6. Продумывание методик и организации проведения игровых заданий.
7. Подготовка необходимого реквизита для прохождения каждого этапа игры.
Я организовала и провела несколько квест-игр с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, на такие темы как «В поисках цветка здоровья» по ЗОЖ, «По дорогам сказок» по развитию речи и «В поисках сокровищ» по ФЭМП. В ходе проведения данных квестов, мне, как педагогу, было видно, что детям они интересны, увлекательны и ребята с большим интересом выполняют все задания, они внимательны, активны и сосредоточены на выполнении заданий, встречающихся на их пути. Они с огромным удовольствием принимают участие в квестах, готовы получать новые знания и показывают на практике уже имеющиеся у них знания.
Однако, для того, чтобы квест получился по-настоящему интересным и увлекательным для всех участников игры, от педагога потребуется высокий уровень подготовки, изобретательность, творческое воображение и личный артистизм.
Таким образом, квест-игра становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Квест предоставляет возможность разнообразить процесс, сделать его необычным, запоминающимся, игровым и в тоже время обучающим.
Я считаю, что представленная мною педагогическая находка перспективна и может быть использована в массовой педагогической деятельности :
• Во-первых, проведение квест-игры не требует специальной подготовки педагогов, покупки дополнительного оборудования или материальных затрат;
• Во-вторых, в процессе поисковой игровой деятельности у детей развивается самостоятельность, инициативность, поисковая активность;
• В-третьих, организация работы предусматривает интеграцию содержания во все виды деятельности с учетом комплексно-тематического планирования.
• В-четвертых, огромным плюсом в проведении такого мероприятия, является возможность совместной работы со всеми специалистами дошкольного учреждения (музыкального, инструктора ФИЗО, психолога, а также использование ее в работе с родителями.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что квест-игра является одним из интересных средств, направленных на воспитание и развитие ребенка как личности творческой, физически развитой и здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО.