светлана мельникова
Музейная педагогика в образовательном процессе дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Бег времени неумолим. К сожалению, чем старше наша история, чем дальше от нее современное поколение, тем быстрее утрачивается историческая связь с исконными корнями культуры и быта нашего народа, все меньше становится истинных патриотов Отечества, любящих свою Родину, знающих истоки русской народной культуры и умеющих ценить и охранять данное нам нашими предками.
Гражданственность, патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что, в свою очередь, порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Публикация «Музейная педагогика в образовательном процессе дошкольного учреждения» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Вот почему так необходимо именно с раннего детства прививать духовный, творческий патриотизм, пробудить чувство любви к Родине, именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Актуальность создания в дошкольном учреждении музея обусловлена рядом причин. Как показывают результаты диагностики, представления выпускников детского сада о русской культуре отрывочны и поверхностны. Причина в том, что в действующих Программах задачи по знакомству дошкольников с родной культурой сформулированы слишком обобщенно, а средства и методы решения данных задач не обозначены. Окружающая действительность (особенно в городе) также не дает возможности реально приобщать детей к народной культуре.
Эти проблемы отчасти решались посредством участия в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства. Однако такие выставки рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется серьезная грамотная переработка материала. Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык.
В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Полагаем опрометчивым утверждение многих воспитателей, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям. Часто воспитатель упускает важные смысловые оттенки или просто пересказывает русские народные сказки на современном русском языке; недооценивает присказки, заклички, потешки, поговорки, народные игры. Музыкальные руководители часто воспринимают народные песенки как попевки-распевки, почти не включают их в игры и праздники, увлекаясь современным материалом.
Очень сложно донести до понимания детей (особенно в условиях города) особенности крестьянского труда. Эта задача, предусмотренная также типовой Программой, может быть решена только формально, содержательно не связываясь с природными явлениями, обрядами, пословицами и поговорками.
Еще одной серьезной проблемой является недостаточный уровень знаний традиций, обычаев русского народа, истории народной культуры, который отмечается у большинства педагогов.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что приобщение современных детей к истокам русской народной культуры значительно осложняется без создания в Учреждении определенной развивающей среды. Эффективным средством создания такой среды мы выбрали музей. Выбор сделан не случайно: ведь именно посредством «музейной педагогики» можно помочь ребенку увидеть то, что стоит за вещью, понять ее символический язык. Осознание коллективом нашего Учреждения необходимости создания музейно-образовательной среды породило желание реализовать идею.