Анна Шевко
Инфографика как способ визуализации учебного материала в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста
Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.
К. Д. Ушинский
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы дошкольных учреждений образования. Поэтому популярным средством визуализации информации стала инфографика.
Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний, современный метод обучения, который способствует лучшему запоминанию информации, так как основывается на визуальном восприятии.
Публикация «Инфографика как способ визуализации учебного материала в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Основная цель инфографики — совершенствование процесса восприятия информации, объяснение сложной информации простыми образами, а также передача данных в кратком и необычном виде.
Основными принципами инфографики являются наглядность, актуальность, лаконичность, образность, содержательность, смысл, легкость восприятия, последовательность.
Принцип наглядности непосредственно влияет на результативность и оптимизацию педагогической деятельности, поэтому, я считаю актуальным использование инфографики с детьми дошкольного возраста в специально организованной деятельности. Использование инфографики в образовательном процессе помогает организовать интересную образовательную деятельность, повышает уровень мотивации детей дошкольного возраста к выполнению конкретных заданий. При помощи инфографики, например, большой рассказ можно легко отразить в одном графическом рисунке, что способствует быстрому запоминанию дидактического материала.
Инфографика помимо изображений включает графики, таблицы, диаграммы. При работе с детьми дошкольного возраста - это стрелки, показывающие ход изложения мысли.
Универсальность технологии инфографики в том, что мы можем ее реализовывать в разных образовательных областях: при ознакомления детей с окружающим миром, при заучивании стихов, при пересказах художественной литературы, при обучении составлению рассказов, при отгадывании и загадывании загадок, для обогащения словарного запаса, при обучении составу числа, при воспитании культурно-гигиенических навыков, при воспитании навыков самообслуживания, при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности (например: «Круговорот воды в природе» «Откуда хлеб к нам пришел», «Как появилось электричество» «Если смешаем цвета, то какой цвет получится», «Нарисуй по схеме», «Составь рассказ по картине» и т. д.).
Самая востребованная техника инфографики – мнемотехника, способствующая быстрому запоминанию информации и ее воспроизведению путём образования ассоциаций.
Мнемотехника - направлена на запоминание информации, а инфографика направлена на получение знаний. Эту технику я применяю с детьми, начиная с 3 лет. Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
2 этап: осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;
3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме;
В младших группах с помощью воспитателя, в старших – самостоятельно.
Примеры использования инфографики в разных образовательных областях:
«Ребенок и общество»
«Художественная литература»
Заучивание небольших стихотворений
Также на сайте https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=zYsssOBhfgM можно найти живые мнемотаблицы при разучивании стихотворения «Наша Таня громко плачет»
Пересказ художественных текстов
Отгадывание загадок
«Развитие речи и культура речевого общения»
Схемы составления рассказов
Дополнение недостающих данных в тексте
«Формирование элементарных математических представлений»
«Ребенок и природа»
«Изобразительное искусство»
Конструирование
Рисование/Лепка
Представленный в презентации материал широко используется в моей педагогической практике в разных образовательных областях, а также видах детской деятельности с воспитанниками разных возрастных категорий.