Анжелика Хаметова
Консультация для педагогов «Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Современная наука не стоит на месте, и дошкольная педагогика в этом плане не является исключением. Зачастую новые знания, а тем более и новые технологизированные поколения, требуют новых форм представления учебного материала. Одной из таких форм в дошкольном образовании могут стать мультимедийные презентации.
Мультимедиа (multimedia) - это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию). Появление систем мультимедиа, безусловно, производит революционные изменения в таких областях, как образование, компьютерный тренинг, во многих сферах профессиональной деятельности, науки, искусства, в компьютерных играх и т. д.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе дошкольного образования“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Во всем мире использование информационно-компьютерных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.
Для начала необходимо проанализировать преимущества и недостатки презентаций, обсудить принципы их грамотного составления и возможные варианты реализации — те темы, где использование мультимедийных презентаций было бы наиболее выигрышно. Хочу сразу отметить, что презентации ни в коем случае нельзя считать панацеей, и их использование оправдано далеко не для каждой темы и каждого занятия.
Сначала о плюсах. Во-первых, использование мультимедийных презентаций может обеспечить наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Качественные иллюстративный, видео- и аудио- материалы обеспечивают «аффективность» восприятия информации — излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. Так, информация закрепляется подсознательно на уровне интуиции.
Вторым преимуществом мультимедийных презентаций является возможность обеспечить «доступ к недоступному». Например, знакомство с творчеством художника или народным декоративно-прикладным промыслом, произведения, которых мы не можем продемонстрировать детям в оригинале.
В-третьих, использование ИКТ в повседневных занятиях дают ребёнку дошкольного возраста первый опыт работы с информацией: извлечением, отбором и применением в продуктивной деятельности. Введение презентаций в структуру интегрированных занятий способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка в среднем на 10% от длительности всего занятия.
То есть, обобщая, преимущества презентаций — это наглядность, удобство и быстрота.
Какие же аспекты использования презентаций обычно считаются проблемными? Во-первых, это обоснованность применения презентации и мультимедийного проектора. Например, рисование с натуры игрушки. Обследование и рассматривание предметов ближайшего окружения для дальнейшего рисования с натуры не целесообразно заменять качественными картинками из презентаций. Во-вторых, нередко презентации для дошкольников перегружены различными эффектами, которые, конечно, похвальны для создателя, но совершенно не нужны для дошколят. Нужно всегда ориентироваться на знания методики работы с ТСО и с иллюстративным материалом. В-третьих, использование текста, сложных схем, таблиц, диаграмм делают презентацию менее эффективной в работе с детьми.
При создании презентаций для непосредственно образовательной деятельности прежде всего необходимо учитывать следующие условия.
1. Картинки на большом экране будет видно также как и на мониторе компьютера (не крупнее и не лучше). Можно провести следующий расчет: если картинку можно рассмотреть с монитора компьютера с обычного расстояния (около 40 – 60 см, или иначе это — 1 – 2 диагонали экрана) то и в аудитории картинка будет хорошо видна на расстоянии 1 – 2 диагоналей экрана, то есть 3-4 метра.
2. Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и иллюстраций. Фон не должен «забивать» изображение. Слайдов не должно быть много (не более 10 с начальным и заключительным). При продолжительности НОД в 25 минут, презентации отводится не более 10 минут, то есть в среднем 1 минута на слайд.
3. Пожалуй, одним из самых сложных и важных является следующее условие. Слайды должны быть синхронизированы с комментариями педагога. Презентация должна дополнять, иллюстрировать речь педагога, при этом она не должна становиться главной частью образовательной деятельности.
4. Идеальным вариантом является возможность предусмотреть вероятность управления презентацией ребёнком. Например, вернуть слайд, который понадобился для более детального рассмотрения в процессе самостоятельной деятельности. Поэтому, не рекомендуется установление автоматического режима просмотра презентации во время её создания.
5. Использование музыкального сопровождения допустимо к тем слайдам, где не предусмотрено речевого. Музыка будет сильно отвлекать и рассеивать внимание — трудно одновременно слушать лектора и музыку. Звуковые спецэффекты в сочетании с иллюстративным материалом оказывают настолько сильное впечатление на детей, что могут отвлечь детей от восприятия основной информации.
6. Если презентация предназначена только для показа (не для печати, то целесообразно «сжимать» картинки до экранного разрешения (76 точек на дюйм, а также использовать рисунки в формате джипег (расширение «.jpg»). Это уменьшит объем презентации и значительно ускорит и упростит работу.
Конечно, все приведенные советы не универсальны. Бывают случаи, когда музыкальное сопровождение идет презентации только на пользу и когда яркий фон лишь усиливает эффект.
Об эффективности применения презентаций говорят следующие позитивные факторы:
•что презентация несет в себе образный тип информации, доступный для дошкольников;
•повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов;
•полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.
Практика показала, что при условии систематического использования в воспитательно-образовательном процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.
На родительских собраниях и консультациях презентации применяются как иллюстрации некоторых педагогических ситуаций. Например, консультация для родителей «Как правильно держать изобразительный инструмент». Детей фотографирует педагог во время НОД по изодеятельности, а потом на примере фотографий с родителями проводится консультация. Это помогает родителям закрепить знания, полученные детьми на занятиях с педагогом и выработать единый подход к дошкольному образованию.
Компьютерные технологии должны органично встраиваться в систему работы педагога, не заменяя непосредственного межличностного общения с детьми и их родителями и познания мира через непосредственный контакт с окружающим, а лишь помогая решать поставленные образовательные задачи.